Мотивация: сущность, классификация и практика
Примеры реализации политики мотивации персонала
Формирование пакета льгот по «принципу кафетерия»
Приведу пример. В крупном екатеринбургском торговом центре компенсационный пакет сотрудников включает: оклад, ежемесячную премию и пакет льгот, который состоит из оплаты питания, проездного на общественный транспорт и оплаты летней путевки для ребенка (на территории России).
Один из успешных топ-менеджеров, коммерческий директор, не пользуется бесплатными обедами (возможно, ему нужна диетическая пища, а может, его не устраивает предлагаемое меню) и, естественно, ездит на личном транспорте (неплохо, если бы оплатили бензин); детей у него нет.
Что же мы получаем? Коммерческий директор неудовлетворен, даже демотивирован предлагаемым компенсационным пакетом, и эти льготы уж точно не задержат топ-менеджера в компании.
Так что же делать? Для начала (рассмотрим на примере того же коммерческого директора торгового центра) давайте спросим у самого руководителя, в каких льготах он заинтересован (а раз заинтересован, значит, более удовлетворен и более привержен компании). Как оказалось, он предпочел бы следующие льготы: оплата бензина, мобильной связи, путевки (не детской, а своей собственной) — например, в размере оклада.
Выход: применяйте в своей компании «принцип кафетерия» (впервые его стали использовать на японских предприятиях). В конце года распределите льготы, исходя из потребностей сотрудников и возможностей предприятия. Например, составьте два-три меню с одинаковой стоимостью, но с разным наполнением и предоставьте возможность вашим сотрудникам выбрать тот пакет бенефитов (льгот), который бы их максимально удовлетворил и мотивировал на достижение результатов. Можно ведь и не давать такой пакет неэффективным работникам, т.е. определить условия его получения.
Таблица. «Принцип кафетерия»
Меню№1 | Меню №2 | Меню №3 |
Оплата обеда | Оплата бензина на сумму_ | Оплата мед. страховки |
Оплата проездного на общественный транспорт | Оплата мобильной связи, 50% | Оплата фитнес-центра |
Оплата детской путевки | Оплата своей собственной путевки (в размере оклада) | Оплата санаторной путевки |
Если бы в екатеринбургском торговом центре использовали «принцип кафетерия», то наш коммерческий директор выбрал бы для себя меню №2 и был бы более мотивирован, удовлетворен и лоялен компании.
Принцип «шведского стола»
В этом случае сотруднику объявляется сумма, на которую он может (как на «шведском столе») набрать льготы из определенного перечня. Возле каждой предложенной компанией льготы стоит ее стоимость. Сотрудник подбирает для себя именно те льготы, в которых он заинтересован; ему остается только уложиться в определенную сумму.
Обычно сотрудники в наибольшей степени удовлетворены именно таким подходом к формированию льгот, но этот принцип имеет и свой недостаток — он затратен по учету.
Монетизация льгот
В некоторых компаниях часть льгот заменяется денежной премией. Например, вместо оплаты проездных в общественном транспорте, сотрудник получает определенную сумму в виде премии. Ее используют по своему усмотрению: одни — на оплату общественного транспорта, другие — на бензин, третьи — на такси и т.д.
Плюс этого метода еще в том, что уменьшается объем работы для бухгалтерии (по оформлению авансовых отчетов и расчету компенсации за билеты и проездные). А минус в том, что если раньше такая услуга предоставлялась лишь отдельным сотрудникам (и на этом предприятие могло сэкономить), то при монетизации льгот ими начинают пользоваться все, и затраты компании возрастают. Однако такая мера приводит к более справедливому распределению средств.
В таблице приведены различные льготы, применяемые на зарубежных предприятиях.
Таблица. Льготы, применяемые на зарубежных предприятиях
Льготы |
Оплата парковки |
Пенсионные планы |
Медицинское, госпитальное и хирургическое страхование |
(самого работника и иждивенцев) |
Организация профилактики здоровья |
Медицинский план после выхода на пенсию |
Поддержание физического здоровья после выхода на пенсию |
Услуги по госпитализации |
Освобождение (или льготы) от налогов |
Вручение подарков |
Консультации: финансовая, юридическая, психиатрическая/психологическая |
Услуга субсидированием продуктов питания |
Скидки или бесплатные товары |
Программы поддержания физического состояния |
Спортивные клубы |
Транспорт до работы и с работы |
Дополнительное льготное страхование от безработицы (SUB) |
Помощь в налаживании торговли |
Предоставление кредитов для покупки недвижимости и др. |
Авиарейсы первым классом |
Профессиональные журналы и газеты |
Пособия на особые переезды и перемену места жительства |
Оплата затрат на супруга в деловых поездках |
Пособие на прием клиентов в домашних условиях |
Офисное оборудование на дому |
Личный шофер/телохранитель |
Автомобиль, самолет, яхта компании |
Таким образом, льготы будут оказывать существенное влияние на привлечение и удержание персонала, если они определены с учетом потребностей сотрудников и анализа льгот, предоставляемых компаниями-конкурентами. ДОПЛАТЫ, НАГРАДЫ, ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ