Мотивация: сущность, классификация и практика

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

мотивация: сущность, классификация и практика - student2.ru

Примеры реализации политики мотивации персонала

Формирование пакета льгот по «принципу кафетерия»

Приведу пример. В крупном екатеринбургском торговом центре компенсационный пакет сотрудников включает: оклад, ежемесяч­ную премию и пакет льгот, который состоит из оплаты питания, проездного на общественный транспорт и оплаты летней путевки для ребенка (на территории России).

Один из успешных топ-менеджеров, коммерческий директор, не пользуется бесплатными обедами (возможно, ему нужна диетичес­кая пища, а может, его не устраивает предлагаемое меню) и, естес­твенно, ездит на личном транспорте (неплохо, если бы оплатили бензин); детей у него нет.

Что же мы получаем? Коммерческий директор неудовлетворен, даже демотивирован предлагаемым компенсационным пакетом, и эти льготы уж точно не задержат топ-менеджера в компании.

Так что же делать? Для начала (рассмотрим на примере того же коммерческого директора торгового центра) давайте спросим у са­мого руководителя, в каких льготах он заинтересован (а раз заинте­ресован, значит, более удовлетворен и более привержен компании). Как оказалось, он предпочел бы следующие льготы: оплата бензи­на, мобильной связи, путевки (не детской, а своей собственной) — например, в размере оклада.

Выход: применяйте в своей компании «принцип кафетерия» (впер­вые его стали использовать на японских предприятиях). В конце года распределите льготы, исходя из потребностей сотрудников и возмож­ностей предприятия. Например, составьте два-три меню с одинаковой стоимостью, но с разным наполнением и предоставьте воз­можность вашим сотрудникам выбрать тот пакет бенефитов (льгот), который бы их максимально удовлетворил и мотивировал на дости­жение результатов. Можно ведь и не давать такой пакет неэффектив­ным работникам, т.е. определить условия его получения.

Таблица. «Принцип кафетерия»

Меню№1 Меню №2 Меню №3
Оплата обеда Оплата бензина на сумму_ Оплата мед. страховки
Оплата проездного на общественный транс­порт Оплата мобильной связи, 50% Оплата фитнес-центра
Оплата детской путевки Оплата своей собствен­ной путевки (в размере оклада) Оплата санаторной путевки

Если бы в екатеринбургском торговом центре использовали «принцип кафетерия», то наш коммерческий директор выбрал бы для себя меню №2 и был бы более мотивирован, удовлетворен и лоялен компании.

Принцип «шведского стола»

В этом случае сотруднику объявляется сумма, на которую он мо­жет (как на «шведском столе») набрать льготы из определенного перечня. Возле каждой предложенной компанией льготы стоит ее стоимость. Сотрудник подбирает для себя именно те льготы, в ко­торых он заинтересован; ему остается только уложиться в опреде­ленную сумму.

Обычно сотрудники в наибольшей степени удовлетворены именно таким подходом к формированию льгот, но этот принцип имеет и свой недостаток — он затратен по учету.

Монетизация льгот

В некоторых компаниях часть льгот заменяется денежной премией. Например, вместо оплаты проездных в общественном транспорте, сотрудник получает определенную сумму в виде премии. Ее ис­пользуют по своему усмотрению: одни — на оплату общественно­го транспорта, другие — на бензин, третьи — на такси и т.д.

Плюс этого метода еще в том, что уменьшается объем работы для бухгалтерии (по оформлению авансовых отчетов и расчету ком­пенсации за билеты и проездные). А минус в том, что если раньше такая услуга предоставлялась лишь отдельным сотрудникам (и на этом предприятие могло сэкономить), то при монетизации льгот ими начинают пользоваться все, и затраты компании возрастают. Однако такая мера приводит к более справедливому распределе­нию средств.

В таблице приведены различные льготы, применяемые на зарубежных предприятиях.

Таблица. Льготы, применяемые на зарубежных предприятиях

Льготы
Оплата парковки
Пенсионные планы
Медицинское, госпитальное и хирургическое страхование
(самого работника и иждивенцев)
Организация профилактики здоровья
Медицинский план после выхода на пенсию
Поддержание физического здоровья после выхода на пенсию
Услуги по госпитализации
Освобождение (или льготы) от налогов
Вручение подарков
Консультации: финансовая, юридическая, психиатрическая/психологическая
Услуга субсидированием продуктов питания
Скидки или бесплатные товары
Программы поддержания физического состояния
Спортивные клубы
Транспорт до работы и с работы
Дополнительное льготное страхование от безработицы (SUB)
Помощь в налаживании торговли
Предоставление кредитов для покупки недвижимости и др.
Авиарейсы первым классом
Профессиональные журналы и газеты
Пособия на особые переезды и перемену места жительства
Оплата затрат на супруга в деловых поездках
Пособие на прием клиентов в домашних условиях
Офисное оборудование на дому
Личный шофер/телохранитель
Автомобиль, самолет, яхта компании

Таким образом, льготы будут оказывать существенное влияние на привлечение и удержание персонала, если они определены с уче­том потребностей сотрудников и анализа льгот, предоставляемых компаниями-конкурентами. ДОПЛАТЫ, НАГРАДЫ, ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ



Наши рекомендации