Резервы роста прибыли предприятия

Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема продаж, снижение себестоимости продаж, выполнение их на более выгодных условиях и т.д.

Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности её увеличения за счёт роста объёма реализации продукции, уменьшения затрат на её производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов.

Одним из резервов роста прибыли предприятия является увеличение объёма реализации товарной продукции. Между прибылью и объёмом реализации существует прямая зависимость, то есть чем больше реализуется продукции, при прочих равных условиях, тем больше сумма прибыли, и наоборот, невыполнение плана по реализации уменьшает прибыль.

Увеличение прибыли в результате хозяйственной деятельности даёт возможность предприятию заработать средства на социальное развитие, материальное поощрение, причём это становится функцией самого предприятия. В то же время рост прибыли на предприятии означает и увеличение отчислений в государственный бюджет. Для увеличения объёма получаемой прибыли от реализации продукции немаловажное значение имеет сохранение сложившихся длительных хозяйственных связей.

Для роста объёма прибыли от прочей реализации необходимо регулярно проводить инвентаризацию запасов и оборудования с целью выявления излишков.

Резервом роста прибыли также является соблюдение плановой структуры реализуемой продукции и ликвидации убытков от прочей реализации и внереализационных операций.

Одним из путей повышения прибыльности субъектов хозяйствования является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Отступление от них – гарантия убытков.

Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором роста прибыли. В снижении себестоимости продукции наиболее полно отражается экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Максимальная мобилизация резервов снижения себестоимости продукции является важным условием эффективного функционирования предприятия.

Существенное влияние на увеличение прибыли продукции оказывает обновление основных фондов. Однако ввод новых объектов во многих случаях вызывает повышение себестоимости продукции. Одной из причин такого положения является удорожание единицы вводимых мощностей.

Резервом роста прибыли предприятий является повышение цен. Цены подвижны и постоянны, они отражают конъюнктуру рынка, противопоставляя производителя потребителю товара, и наоборот. Для увеличения объёма получаемой прибыли предприятием необходимо применять правильную тактику в области установления цен. От правильности расчёта цены во многом зависит объём получаемой прибыли, ликвидность и платёжеспособность предприятия, его финансовое состояние. Предприятие может повысить прибыль, использовав услуги банков по факторинговому обслуживанию. Факторинговое обслуживание направлено на ликвидацию несвоевременных платежей клиентов.

Резервом роста балансовой прибыли является увеличение доходов, полученных от ценных бумаг, принадлежащих предприятию. При инвестировании денежных средств в ценные бумаги должны соблюдаться определённые требования. Так, при покупке предприятием ценных бумаг у эмитента необходимо хорошо знать его финансово-хозяйственное положение и перспективы развития.

Возможные потери прибыли можно предотвратить, если регулярно совершать планирование, осуществлять прогрессивную оплату труда, контроль за нормированием расходов материальных, топливно-энергетических ресурсов и живого труда, а также улучшать учёт материальных и трудовых ресурсов, проводить анализ хозяйственной деятельности. На рост прибыли в определённой степени оказывает влияние уровень образования и численность финансовых работников предприятия.

Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном пе­риоде имеет существенные отличия. В краткосрочном периоде ор­ганизация воздействует на рост объемов продаж и оптимизацию переменных расходов. Постоянные расходы, равно как и структура капитала, остаются неизменными.

В долгосрочном периоде предполагаются изменения в постоян­ных расходах и в структуре капитала. Конкурентные цены в долгосрочном периоде имеют тенденцию приближения к минимуму сред­них издержек, а экономическая прибыль минимизируется.




Заключение

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности. Прибыль – это сумма, на которую доход превышает затраты.

Механизм формирования и распределения прибыли был рассмотрен на примере ОАО «Мир красок».

Предприятию необходимо реализовать 174 тыс. товаров, тогда его деятельность будет безубыточной. Если предприятие реализует больше товаров, чем 174 тыс., то его деятельность будет прибыльной.

Сила воздействия операционного рычага составила 0,11 в 2010 г. Это свидетельствует о том, что предприятие неэффективно управляет своими затратами, т.к. увеличение маржинального дохода на 4357,3 тыс. руб. привело к увеличению прибыли всего на 974 тыс. руб.

Структурный анализ формирования прибыли позволяет проследить, как прибыль от продаж, составлявшая 3,4 в 2008 г. выручки, увеличилась до 3,6% выручки-брутто в 2010 г.

Предприятие получило в 2008 г. чистую прибыль в размере 829 тыс. руб. Низкая величина чистой прибыли обусловлена наличием значительных расходов по операционной и внереализационной деятельности предприятия. В 2009 г. величина чистой прибыли составила 576 тыс. руб., что на 253 тыс. руб. ниже ее уровня 2008 г. Это связано со снижением прибыли от продаж до 1691 тыс. руб. против 1952 тыс. руб. 2008 г. В 2010 г. чистая прибыль предприятия увеличивается до 1068 тыс. руб., на что благоприятное влияние оказал рост операционных доходов.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью деятельности любого предприятия. Поэтому предприятие должно разрабатывать мероприятия направленные на минимизацию издержек, увеличение доходов, объема выполненных работ.

ОАО «Мир красок» следует сократить или полностью устранить не планируемые потери, то есть штрафы, пени, убытки от списания дебиторской задолженности, путем реализации и контроля за выполнением договорных обязательств, а также недопущения штрафных санкций.

Основными путями увеличения прибыли предприятия, кроме осуществления режима экономии являются:

- рост объема реализации товаров;

- совершенствование структуры реализуемых товаров;

- увеличение суммы валового дохода.

Поэтому механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности деятельности предприятия и стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Список литературы

1. Приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Абдуллаев Н.А. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. – 2009. - № 28. – С. 18-21.

3. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Финстатинформ, 2008. – 249.

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Фи­нансы и статистика, 2009. – 220 с.

5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: На­ука-Центр, 2009. – 540 с.

6. Бригхэм Ю. Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Пер. с англ. М.: РАГС-Экономика, 2010. – 762 с.

7. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. - М: Финансы и статистика, 2009. – 750 с.

8. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предпри­ятия. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 850 с.

9. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2008. – 296 с.

10. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М: Финан­сы и статистика, 2008. – 214 с.

11. Роберт И. Холт. Основы финансового менеджмента. - М.: Дело, 2008. – 254 с.

12. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 140 с.

13. Справочник директора предприятия: учебник / рук. авт. колл. М.Г. Лапуста. 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 480 с.

14. Справочник финансиста предприятия: учебник / рук. авт. колл. А.А. Володин. - М: ИНФРА-М, 2010. – 357 с.

Приложение

Бухгалтерский баланс

на 31 декабря 2010 г. Коды
Форма № 1 по ОКУД
Дата (год, месяц, число)      
Организация ОАО «Мир красок» по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности   по ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности    
  по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384/385
Местонахождение (адрес)      
     
Дата утверждения  
Дата отправки (принятия)  
                                 
Актив Код по- казателя На начало отчетного года На конец отчет- ного периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы    
Основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности    
Долгосрочные финансовые вложения    
Отложенные налоговые активы    
Прочие внеоборотные активы  
Итого по разделу I
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности
животные на выращивании и откорме    
затраты в незавершенном производстве
готовая продукция и товары для перепродажи
товары отгруженные    
расходы будущих периодов
прочие запасы и затраты    
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)    
в том числе покупатели и заказчики    
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
в том числе покупатели и заказчики
Краткосрочные финансовые вложения    
Денежные средства
Прочие оборотные активы    
Итого по разделу II
БАЛАНС

Форма 0710001 с. 2

Пассив Код по- казателя На начало отчетного периода На конец отчет- ного периода
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал    
Собственные акции, выкупленные у акционеров   ()
Добавочный капитал
Резервный капитал    
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством    
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами    
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Итого по разделу III
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты    
Отложенные налоговые обязательства  
Прочие долгосрочные обязательства    
Итого по разделу IV  
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты    
Кредиторская задолженность
в том числе: поставщики и подрядчики
задолженность перед персоналом организации
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
задолженность по налогам и сборам
прочие кредиторы
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов  
Доходы будущих периодов    
Резервы предстоящих расходов    
Прочие краткосрочные обязательства    
Итого по разделу V
БАЛАНС
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах      
Арендованные основные средства    
в том числе по лизингу    
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение    
Товары, принятые на комиссию    
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов    
Обеспечения обязательств и платежей полученные    
Обеспечения обязательств и платежей выданные    
Износ жилищного фонда    
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов    
Нематериальные активы, полученные в пользование    
       

Отчет о прибылях и убытках

31 декабря 2010   КОДЫ
  Форма № 2 по ОКУД
  Дата (год, месяц, число)  
Организация ОАО «Мир красок» по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности розничная торговля по ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности смешанная
частная по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384/385
Показатель   За отчетный   За аналогичный период
наименование код   период     предыдущего года
       
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)        
в т.ч. торговли        
в общепите        
услуг        
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг        
в т.ч. готовой продукции        
товаров        
прочее        
Валовая прибыль        
Коммерческие расходы            
Управленческие расходы        
Прибыль (убыток) от продаж            
Прочие доходы и расходы Проценты к получению            
Проценты к уплате            
Доходы от участия в других организациях        
Прочие доходы        
Прочие расходы        
Прибыль (убыток) до налогообложения        
Отложенные налоговые активы          
Отложенные налоговые обязательства          
Текущий налог на прибыль        
Прочие платежи в бюджет      
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода        
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы)          
Базовая прибыль (убыток) на акцию            
Разводненная прибыль (убыток) на акцию            
                       

Бухгалтерский баланс

на 31 декабря 2009 г. Коды
Форма № 1 по ОКУД
Дата (год, месяц, число)      
Организация ОАО «Мир красок» по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности   по ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности    
  по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384/385
Местонахождение (адрес)      
     
Дата утверждения  
Дата отправки (принятия)  
                                 
Актив Код по- казателя На начало отчетного года На конец отчет- ного периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы    
Основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности    
Долгосрочные финансовые вложения    
Отложенные налоговые активы    
Прочие внеоборотные активы
Итого по разделу I    
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности
животные на выращивании и откорме    
затраты в незавершенном производстве
готовая продукция и товары для перепродажи
товары отгруженные    
расходы будущих периодов
прочие запасы и затраты    
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)    
в том числе покупатели и заказчики    
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
в том числе покупатели и заказчики
Краткосрочные финансовые вложения    
Денежные средства
Прочие оборотные активы    
Итого по разделу II
БАЛАНС

Форма 0710001 с. 2

Пассив Код по- казателя На начало отчетного периода На конец отчет- ного периода
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал    
Собственные акции, выкупленные у акционеров   ()
Добавочный капитал
Резервный капитал    
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством    
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами    
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Итого по разделу III
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты    
Отложенные налоговые обязательства    
Прочие долгосрочные обязательства    
Итого по разделу IV    
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты    
Кредиторская задолженность
в том числе: поставщики и подрядчики
задолженность перед персоналом организации
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
задолженность по налогам и сборам
прочие кредиторы
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов    
Доходы будущих периодов  
Резервы предстоящих расходов    
Прочие краткосрочные обязательства    
Итого по разделу V
БАЛАНС
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах      
Арендованные основные средства    
в том числе по лизингу    
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение    
Товары, принятые на комиссию    
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов    
Обеспечения обязательств и платежей полученные    
Обеспечения обязательств и платежей выданные    
Износ жилищного фонда    
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов    
Нематериальные активы, полученные в пользование    
       

Отчет о прибылях и убытках

за г. Коды
Форма № 2 по ОКУД
Дата (год, месяц, число)      
Организация ОАО «Мир красок» по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности   по ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности    
  по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384/385
                             
Показатель За отчетный период За аналогичный период преды- дущего года
наименование код
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Управленческие расходы    
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы и расходы Проценты к получению    
Проценты к уплате    
Доходы от участия в других организациях    
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
Отложенные налоговые активы    
Отложенные налоговые обязательства    
Текущий налог на прибыль
       
Чистая прибыль (убыток) очередного периода
СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы)    
Базовая прибыль (убыток) на акцию      
Разводненная прибыль (убыток) на акцию      

Наши рекомендации