Ответственность перевозчика за несохранность груза

Согласно п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за несо­хранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (управомоченному им лицу), если не дока­жет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Данное правило не содержит каких-либо отсылок к транспортным уставам и кодексам и тем самым не допускает с их стороны иного ре­гулирования указанных правоотношений.

Согласно императивному правилу п. 2 ст. 401 ГК отсутствие ви­ны доказывается лицом, нарушившим обязательство. Однако все транс­портные уставы и кодексы включают в себя перечни обстоятельств, ав­томатически освобождающих перевозчика не только от ответственности за несохранность груза, но и от необходимости представления каких-либо доказательств отсутствия своей вины в необеспечении его сохран­ности. Более того, при наличии указанных обстоятельств бремя дока­зывания вины перевозчика возлагается на грузоотправителя или гру­зополучателя, т.е. на кредиторов в обязательстве по перевозке груза, обратившихся с соответствующим требованием к перевозчику. Если бы законодатель в данном случае исходил из принципа вины перевозчика (должника), включение таких правил в транспортные уставы и кодек­сы было бы невозможным.

В действительности основным принципом ответственности пере­возчика за необеспечение сохранности перевозимого груза является принцип его ответственности независимо от вины, действующий при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому содер­жащиеся в ГК нормы об ответственности перевозчика и не используют понятие вины. Специальная норма п. 1 ст. 796 ГК лишь предусмотре­ла дополнительное основание освобождения перевозчика от ответствен­ности в виде невозможности обеспечения сохранности груза вследст­вие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение ко­торых от него не зависело.

Так, согласно ст. 95 УЖТ перевозчик несет имущественную от­ветственность за несохранность груза, если не докажет, что его утра­та, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело (ср. п. 1 ст. 796 ГК). Примерный перечень таких обстоятельств указан в ст. 95 УЖТ:

· причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;

· особые естественные свойства перевозимого груза;

· недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при его приеме для перевозки, либо при­менение тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза (при отсутствии следов их повреждения в пути);

· сдача для перевозки груза, влажность которого превышает установ­ленную норму.

Однако для освобождения от ответственности железнодорожному перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из названных об­стоятельств: он должен доказать, что именно вследствие одного из них (либо других обстоятельств, которые не могли быть предотвращены перевозчиком и устранение которых от него не зависело) возникла невозможность обеспечения сохранности груза при его перевозке.

Согласно п. 1 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за ут­рату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю, если не дока­жет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Такое правило, безусловно, ужесточает условия ответственности перевозчи­ка в сравнении с предусмотренными п. 1 ст. 796 ГК, поскольку прак­тически всегда можно сделать вывод о том, что им приняты не все не­обходимые меры для предотвращения вреда.

Лишь морской перевозчик отвечает за несохранность перевозимо­го груза по принципу вины. Основаниями освобождения его от такой ответственности могут служить любые обстоятельства, возникшие не по его вине (не по вине его работников или агентов), в частности:

· не­преодолимая сила;

· опасности или случайности на море и в других су­доходных водах;

· любые меры по спасанию людей или разумные меры по спасанию имущества на море;

· пожар, возникший не по вине пере­возчика;

· действия или распоряжения соответствующих властей (задер­жание, арест, карантин и др.);

· военные действия и народные волне­ния;

· действия или бездействие отправителя или получателя;

· скрытые недостатки груза, его особые свойства или естественная убыль;

· неза­метные по наружному виду недостатки тары и упаковки груза;

· недос­таточность или неясность марок;

· забастовки или иные обстоятельст­ва, вызвавшие приостановление или ограничение работы полностью или частично (п. 1 ст. 166 КТМ).

При этом перевозчик должен дока­зать не только наличие одного из названных обстоятельств, но и то, что именно вследствие их наступления возникла невозможность обес­печения сохранности перевозимого груза.

Поэтому предусмотренное п. 3 ст. 118 ВК правило о том, что воздушный перевоз­чик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных им умышленно действий (без­действия) , в действительности не является основанием освобождения его от ответствен­ности за несохранность груза, ибо не препятствует применению п. 1 ст. 118 ВК.

Особым основанием освобождения морского перевозчика от ответст­венности за несохранность груза (кроме груза, перевозимого в каботаже, т.е. при внутреннем судоходстве) является навигационная ошибка (ст. 167 КТМ): перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если до­кажет, что его утрата, повреждение или просрочка в доставке произош­ли вследствие действия или бездействия в судовождении или управле­нии судном капитана судна, других членов экипажа судна или лоцмана. Эта ошибка противопоставляется «коммерческой ошибке» (упущениям при приемке, погрузке, укладке, перевозке и хранении груза), за кото­рую перевозчик несет имущественную ответственность.

По традиции, сложившейся с советских времен, в транспортных ус­тавах и кодексах закрепляются также перечни обстоятельств, при на­личии которых перевозчик освобождается от ответственности в силу презумпции его невиновности в несохранности груза, если грузополу­чатель (грузоотправитель) не докажет, что несохранность груза имела место по вине перевозчика.

Так, в соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от от­ветственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принято­го для перевозки груза в случаях, если:

· груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотпра­вителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пу­ти следования, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;

· недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие ес­тественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом же­лезнодорожном подвижном составе;

· перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя гру­зоотправителя или грузополучателя;

· недостача груза не превышает норму естественной убыли и погреш­ность измерений массы нетто;

· утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в ре­зультате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транс­портной железнодорожной накладной.

В основе разграничения навигационной и коммерческой ошибки лежит традици­онное для морского судоходства разграничение ответственности двух различных ком­мерсантов - перевозчика (зафрахтовавшего судно для перевозки конкретного груза) и судовладельца, набиравшего его команду.

В этих случаях перевозчик несет имущественную ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что ут­рата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине пе­ревозчика. Аналогичные по сути правила содержатся и в ст. 168 КТМ, и в п. 2 ст. 118КВВТ.

Все они прямо противоречат общему правилу ст. 796 ГК. Очевид­но, что транспортные министерства и ведомства не смогли удержать­ся от соблазна сохранить существовавший ранее «порядок», при кото­ром транспортные организации автоматически освобождались бы от ответственности со ссыпкой на исправность пломбы, сопровождение груза проводником или на иные формальные обстоятельства. По суще­ству же возложение бремени доказательства вины должника, не испол­нившего свое обязательство, на его кредитора (грузоотправителя) или третье лицо, в пользу которого заключен договор (грузополучателя), про­тиворечит общим принципам гражданско-правовой ответственности. И это при том, что ни грузоотправитель, ни грузополучатель физиче­ски не в состоянии контролировать действия перевозчика по доставке груза и фиксировать допускаемые им нарушения.

С учетом общего правила п. 2 ст. 3 ГК у судов в настоящее время есть все основания при разрешении споров, связанных с несохранно­стью перевозимых грузов, руководствоваться ст. 796 ГК, а не приме­нять положения транспортных уставов и кодексов, предусматриваю­щих автоматическое бездоказательное освобождение перевозчиков от ответственности (ст. 118 УЖТ РФ, ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ).

Законодательство предусматривает предельный размер ответствен­ности перевозчика за несохранность перевозимого груза (п. 2 ст. 796 ГК):

· в случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмеща­ется перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостаю­щего груза;

· при повреждении (порче) груза — в размере суммы, на которую по­низилась его стоимость, а при невозможности его восстановления —
в размере его стоимости;

· если утраченный груз сдавался к перевозке с объявлением его цен­ности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объ­явленной стоимости груза.

Аналогичные правила закреплены в ст. 96 УЖТ, ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК, п. 7 ст. 34 УАТ.

Наряду с возмещением указанного ущерба перевозчик должен воз­вратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченно­го) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК).

Претензии и иски к перевозчику из договора перевозки груза

См. также Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

В соответствии со ст. 797 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из нарушения им перевозки груза, обязательно предъ­явление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Лишь в случае полного или час­тичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполуче­ния от него ответа в 30-дневный срок к нему может быть предъявлен иск грузоотправителем или грузополучателем.

ГК не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодек­сам, что означает применение здесь годичного срока исковой давности (а не пресекательных сроков, как было ранее), часть которого поглощается пе­риодом, необходимым для предъявления и рассмотрения перевозчиком соответствующих требований в претензионном порядке. Хотя некото­рые нормы транспортных уставов и кодексов о сроках на предъявление претензий перевозчику традиционно претендуют на пресекательный ха­рактер, однако судебно-арбитражная практика последовательно занима­ет иную позицию, соответствующую общим правилам ГК.

Претензия должна быть предъявлена той транспортной организа­ции, которая в соответствии с законодательством уполномочена ее рас­сматривать; она должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу; к пре­тензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявленных требований.

Правом на предъявление претензии к перевозчику наделены грузо­получатель или грузоотправитель в случаях, предусмотренных транс­портными уставами и кодексами (ст. 120 УЖТ, ст. 161 КВВТ, ст. 125 ВК, ст. 39 УАТ). Названные транспортные уставы и кодексы не преду­сматривают возможности передачи грузоотправителем или грузополу­чателем кому-либо своего права на предъявление претензии и иска пе­ревозчику.

В морской перевозке грузов предварительное предъявление пере­возчику претензии обязательно лишь при перевозке грузов в кабота­же. Для других видов морской перевозки обязательный претензион­ный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен догово­ром (п. 1 ст. 403 КТМ). Лица, пользующиеся правом на предъявление претензий и исков к перевозчику (отправитель или грузополучатель), должны определяться по смыслу конкретных норм КТМ. Передача права на предъявление претензий и исков допускается только в слу­чае его передачи отправителем получателю или наоборот, а также от­правителем или получателем экспедитору либо страховщику (ст. 404 КТМ). Она удостоверяется переуступочной надписью на коносамен­те или ином перевозочном документе.

На основании ст. 797 ГК претензии к перевозчику могут предъяв­ляться в любой момент в пределах срока исковой давности, но с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней (до истече­ния срока исковой давности) для рассмотрения предъявленной пре­тензии (ст. 406 КТМ, ст. 163 КВВТ, ст. 39 УАТ).

Для воздушных и железнодорожных перевозок установлены специ­альные претензионные сроки (ст. 126 ВКи ст. 123 УЖТ), причем сфор­мулированные как пресекательные (поскольку перевозчик вправе, но не обязан принять для рассмотрения претензию по истечении установ­ленных сроков, если признает причину пропуска уважительной). Од­нако в силу противоречия этих норм ГК предъявление грузоотправи­телем (грузополучателем) претензии к перевозчику за пределами ус­тановленных претензионных сроков при соблюдении общего порядка предъявления претензии ни при каких условиях не может быть при­знано препятствием для судебной защиты нарушенных прав. Вместе с тем несоблюдение порядка предъявления претензии может привес­ти к тому, что претензия будет считаться непредъявленной, что в свою очередь может быть расценено судом как основание к возвращению искового заявления без рассмотрения.

Согласно ст. 125 УЖТ иски к перевозчику предъявляются в тече­ние одного года со дня наступления событий, послуживших основа­ниями для предъявления претензий (а не со дня получения ответа на претензию или истечения срока для такого ответа). Аналогичным образом начальный момент срока исковой давности исчисляется в ст. 408 КТМ, ст. 164 КВВТ, ст. 42 УАТ.

Ответственность грузоотправителя и грузополучателя за нарушение обязательств из договора перевозки груза

Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может на­ступить за:

· неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств;

· отправление груза, запрещенного для перевозки;

· просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитаю­щихся перевозчику за перевозку груза.

В отличие от ответственности перевозчика такая ответственность является полной, а не ограниченной. Так, в соответствии со ст. 98 УЖТ за первых два из названных правонарушений с грузоотправителя взы­скивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого гру­за на все расстояние перевозки, причем независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги, т.е. штрафная неустойка. Аналогичная норма содержится в ст. 120 КВВТ.

В воздушной и морской перевозках отсутствуют законные неустой­ки, применяемые в случае ответственности грузоотправителей. Согласно ст. 121 ВК грузоотправитель несет ответственность за вред, причинен­ный перевозчику или лицу, перед которым перевозчик несет ответст­венность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предос­тавленных грузоотправителем. В соответствии со ст. 176 КТМ отправи­тель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают.

Исполнение обязанности грузоотправителя по уплате провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку гру­за, прежде всего в достаточной степени обеспечено мерами оперативно­го воздействия, которые могут применяться перевозчиком в односто­роннем порядке. Речь идет о праве перевозчика задержать отправле­ние груза до внесения провозной платы и соответствующих платежей. Более того, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте до внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику за предыдущую перевозку груза, он вправе прекратить по­дачу вагонов и контейнеров для следующей перевозки груза (ст. 30 УЖТ, ст. 120 КВВТ).

Кроме того, на основании ст. 30 УЖТ при несвоевременных расче­тах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с них в пользу перевозчика взыскиваются проценты на сумму просро­ченного платежа (ст. 395 ГК), в данном случае представляющие собой меру гражданско-правовой ответственности. В силу реального харак­тера договора перевозки обязанность грузоотправителя по внесению провозной платы перевозчику не может считаться просроченной до момента принятия им груза к перевозке.

Ответственность грузополучателя возможна лишь при условии вы­ражения им в какой-либо форме своего намерения воспользоваться правом на принятие от перевозчика доставленного в его адрес груза. Лишь после этого он может нести ответственность за нарушение обя­занностей, предусмотренных транспортным законодательством. За несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза грузо­получатель обязан уплатить проценты (ст. 395 ГК). При определенных условиях к нему может быть также применена ответственность в виде штрафа за задержку транспортных средств под выгрузкой или их са­мовольное использование (ст. 99 УЖТ).


62. Договор транспортной экспедиции.

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается вписьменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

§ поручение экспедитору;

§ экспедиторская расписка;

§ складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

Содержание транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностьюэкспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.

Кобязанностям экспедитора также относятся:

§ выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;

§ сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;

§ предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

§ уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;

§ своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 ГК РФ. Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

63. Договор перевозки пассажира и багажа.

1. Понятие и виды договоров перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным, а также публичным. В качестве пассажира здесь выступает физическое лицо, пользующееся также правами, предоставленными потребителю законодательством озащите прав потребителей. Перевозчиком является транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК).

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФвправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.

На разных видах транспорта выделяются различные виды договора перевозки пассажира. Так, на морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, осуществляемые между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу (району).

На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются перевозчиком не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, которая, в свою очередь, заключает с пассажирами договоры об их перевозке.

2. Заключение договора перевозки пассажира и его право на изменение или отказ от договора

Из публичного характера данного договора вытекает, что его заключение со всяким обратившимся гражданином для перевозчика (транспортной организации общего пользования) является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие проездные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК). По способу заключениядоговор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).

Само предложение заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты (ст. 437 ГК), а со стороны гражданина (пассажира), приобретающего билет, ее акцептсовершается в форме конклюдентных действий по выполнению условий договора перевозки (оплата стоимости билета, т.е. провозной платы; проход через турникеты метро и осуществление платежа магнитной картой или жетоном; посадка пассажира в такси и т.д.). Приобретение пассажирами проездных билетов, по сути, удостоверяет заключение договора перевозки пассажира.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

· провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;

· делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;

· продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;

· выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;

· возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);

· переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;

· продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, т.е. вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морскойперевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).

На железнодорожном транспорте пассажир вправе:

· не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;

· менее чем за восемь, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;

· менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, - вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).

3. Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Кроме того, применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что он приступает к исполнению своего обязательства значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве. Например, исполнение обязательства перевозчика по договору морскойперевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя не только период, в течение которого пассажир находится на борту судна, но и период его посадки и высадки, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно либо наоборот, а в отношении багажа - период с момента его принятия перевозчиком на берегу либо на борту судна и до момента его выдачи пассажиру (ст. 182 КТМ).

Обязанности перевозчика по данному договору могут быть разделены на обязанности, установленные и регламентированные транспортным законодательством, и на обязанности, которые не регулируются, но вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению указанных прав. К последним относятся общие обязанности пере<

Наши рекомендации