Анализ основных показателей деятельности предприятия

Для исследования основных показателей деятельности предприятия в динамике, используя данные ООО «Интурбюро», составим следующую аналитическую таблицу 1. Данные показывают, что общая экономическая эффективность деятельности в 2016 году повышается. Возрастает выручка от реализации продукции, но и увеличивается себестоимость. Одновременно увеличиваются расходы на коммерческие и управленческие расходы, что влияет на размер получаемой в итоге прибыли компании.

Необходимо отметить, что рентабельность собственного капитала, то есть сумма прибыли, полученной на каждый рубль вложения собственников предприятия и остающейся в его распоряжении, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась, что свидетельствует о повышении в 2015 г. активности использования собственных источников.

По оценке информационного агентства Турпром, ООО «Интурбюро» - лидер на египетском и турецком направлениях. По данным газеты «Коммерсантъ», в 2016 году ООО «Интурбюро» перевезла в Турцию 18 тыс. человек, из них по направлению MICE. - 29 тыс. человек. Число обслуженных клиентов в 2016 году - 10324 человека. В 2015 году число обслуженных клиентов ООО «Интурбюро» составило 9553 человек, в то время как в 2014 году их число составило 8791. Отразим полученные данные на рисунке 3.

Анализ основных показателей деятельности предприятия - student2.ru

Рисунок 3. Число клиентов компании ООО «Интурбюро» за 2014-2016гг.[2]

По данным AlkanGroup, общая выручка ООО «Интурбюро» и турецкой сети четырех и пятизвездных отелей Amara, также входящей в группу, составила 2,05 миллиарда рублей, что на 78 процентов больше, чем годом ранее. Прибыль увеличилась на 24 процента до 62 миллионов рублей. Оба подразделения обслужили около двух миллионов человек. На долю ООО «Интурбюро» пришлось 35 миллионов рублей прибыли.

По масштабу бизнеса ООО «Интурбюро» вплотную приблизился к крупнейшим туроператорам России.

Для выявления, формулировки и ранжирования проблем предприятия можно воспользоваться методом SWOT-анализа, который позволяет комплексно оценить влияние на функционирование и развитие организации факторов внешней и внутренней среды.(Таблица 2)

Таблица 2 - Анализ внутренних и внешних факторов деятельности ООО «Интурбюро»

    Сильные стороны Слабые стороны Итого
1. Высокое качество туруслуг   2.Наличие квалифицированного персонала   3. Разнообразие продукции   4. Разумная ценовая политика ООО «Интурбюро» 5. Использование инновационных технологий Анализ основных показателей деятельности предприятия - student2.ru 6. Стабильное положение на рынке Анализ основных показателей деятельности предприятия - student2.ru 1. Пассивная рекламная деятельность   2. Отсутствие в структуре предприятия системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей)/ независимой консультационной поддержки   3. Низкий уровень организационной культуры Анализ основных показателей деятельности предприятия - student2.ru  
Возможности 1. Рост уровня жизни населения, повышение платежеспособности потребителей                    
2. Появление молодого квалифицированного персонала
Угрозы 1. Конкуренция на внутреннем рынке
2. Новые тур.технологии конкурентов
3.Возникновение новых потребностей клиентов в более качественных турах                    
  Итого

Источник: разработано автором на основе собственных исследований

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что сильными сторонами рассматриваемого предприятия является высокое качество предоставляемых услуг, а также разнообразие туров и направлений. К слабым сторонам можно отнести пассивную рекламную кампанию, а также отсутствие системы мониторинга общественного мнения. К возможностям мы отнесли рост благосостояния жителей Махачкалы, а также появление новых молодых специалистов.

Таблица 3 - Проблемы предприятия с точки зрения SWOT-анализа

№ п/п Формулировка проблемы Ранг проблемы
1. Систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия
2. Дальнейшее совершенствование качества услуг исходя из результатов анализа требований потребителей
3. Непрерывное освоение инновационных технологий
4. Увеличение объемов реализации туруслуг
5. Выделение новых целевых групп потребителей и освоение новых сегментов рынка
6. Формирование и развитие организационной культуры, закрепление единой системы ценностей на предприятии, ориентированной на мотивацию каждого сотрудника к достижению миссии организации
7. Активизация рекламной деятельности на основе разработки целостной концепции рекламной кампании, определения ее основных целей, мероприятий, средств

Источник: разработано автором на основе собственных исследований

Проблемы, возникающие из соотношения полей матрицы (сильные стороны - возможности, слабые стороны - возможности, сильные стороны - угрозы, слабые стороны - угрозы) представлены в таблице (номера проблем соответствуют нумерации в таблице 3).

Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности организации позволяют выделить несколько основных проблем, стоящих перед ООО «Интурбюро» на современном этапе:

1) совершенствование качества туристических услуг, исходя из результатов анализа требований потребителей, как основного конкурентного преимущества на рынке туристических услуг Российской Федерации;

2) непрерывное освоение инновационных технологий (продажа туруслуг через интернет);

3) систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия;

4) увеличение объемов реализации услуг;

Следовательно, стратегия компании ООО «Интурбюро» должна быть нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества оказываемых туристических услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области рекламы, ценообразования.

Целесообразно предложить компании придерживаться стратегии роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения видов оказываемых услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества и ценовой политики.

Общий итог (сумма баллов) показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Из приведенных данных исследования видно, что лидирующее положение по состоянию на 2015 год занимает ОООП «Джага», а позиции ООО «Интурбюро» и другого конкурента почти одинаковы и значительно уступают лидеру. Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать социально-психологический климат. Так, в нашем случае с ООО «Интурбюро» следовало обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цен и улучшить показатели доверия.

Наши рекомендации