Тема: парные согласные в корне
Цель: развивать умение проверять написание слов с парными согласными на конце путем изменения формы слова.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
– Какие буквы вы увидите на обратной стороне лепестков?
– Какие звуки они обозначают?
– Как они называются?
– Какие пары они образуют?
II. Повторение правила проверки парных согласных на конце слова.
1. Выполнение упражнения 45 по заданию.
– Входит ли в корень последняя согласная буква?
– Как проверить написание этой буквы?
– Какое ещё ошибкоопасное место может быть в корне? (Безударная гласная.)
2. Выполнение упражнения 46 по заданию.
– Какой способ проверки парных согласных на конце слова вы использовали? (Изменяли форму слова.)
Физкультминутка
Присядем столько раз,
Сколько парных согласных у нас.
3. Запишите слова в два столбика.
Стол.., св..ча, арбу.., др..ва, в..сло, уда.., пиро.. .
– Перед каждым словом запишите проверочное.
– Какие слова образуют пары? (Однокоренные.) Выделите корень, подчеркните проверяемую орфограмму.
III. Запись слов под диктовку.
Этаж, рукав, завод, крот, лист, шкаф, ястреб, пирог, мороз.
По окончании работы – взаимопроверка.
IV. Итог урока.
– Как проверить написание парных согласных в корне слова? Приведите примеры.
Домашнее задание:приготовить карточку-задание для товарища, в которой будет записано пять слов на данную орфограмму.
Урок 130
Тема: парные согласные в корне
Цели: уточнить представление учащихся о проверяемых и проверочных словах; ознакомить с проверкой парных согласных путём подбора однокоренных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются карточками, вставляют пропущенную букву, записывают проверочное слово, выделяют корень.
После выполнения работы – взаимопроверка.
II. Игра «Кто больше знает слов?».
джг
мёд чиж флаг
… … …
Учащиеся подбирают слова с указанной буквой на конце и записывают их.
– Какие слова называют проверочными?
III. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 49.
– Предположите, что нужно сделать, чтобы написание и произношение звонких согласных совпадало?
2. Выполнение упражнения 50 по заданию.
3. На доске записаны слова в два столбика.
– В первом столбике записаны проверочные слова, во втором – проверяемые. Соедините пары слов, вставьте пропущенные буквы.
слёзы ло..ка
лодочка ко..ка
травинка слё..ки
ложечка у..кий
загадать тра..ка
кошечка ло..ка
узок зага..ка
– Какие слова соединили в пары? (Однокоренные.)
– Что заметили в проверочных словах? (После парной согласной стоит гласная, поэтому произношение и написание пары согласных совпадает.)
Физкультминутка
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом показывают нужное действие.
– Как живёшь?
– Вот так!
– Как идёшь?
– Вот так!
– А бежишь?
– Вот так!
– Ночью спишь?
– Вот так!
– Как берёшь?
– Вот так!
– А даёшь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так!
– А грозишь?
– Вот так!
IV. Закрепление.
Выполнение упражнения 51. Коллективная работа.
– Попробуйте подобрать к данным словам проверочные.
V. Итог урока.
– Прочитайте сообщение Знайки на с. 88.
– Согласны ли вы с ним? Приведите свои примеры.
– Когда произношение и написание парных согласных совпадают?
Домашнее задание:упражнение 52.
Урок 131