Тема: проверка безударных гласных в корне
Цель: развивать умение проверять безударные гласные в корне путём подбора однокоренных слов.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
На доске записано начало сказки:
Как у нас-то к..зёл,
Как у нас-то с..дой,
Что за умница был!
Сам и по воду х..дил,
Сам и кашу в..рил,
Деда с бабкой к..рмил.
Попр..сился к..зелок
У бабушки во лесок:
– Пусти в поле, во л..сок
На единый на ч..сок.
Семь в..лков я убью,
Тебе шубу сошью.
– Какие буквы пропущены в словах?
Учащиеся выходят к доске, вставляют букву, объясняют орфограмму.
II. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 35 по заданию.
– Что общего в этом упражнении и задании, которое выполняли в начале урока на доске? (Проверяли безударные гласные в корне.)
– Чем отличаются способы проверки безударных гласных?
2. Выполнение упражнения 36.
– Определите границы предложений. О ком идёт речь в тексте?
– Объясните написание пропущенных букв.
– Выпишите предложения о лесном котёнке.
Комментированное письмо.
Физкультминутка
Вдох и выдох!
Раз – присели! Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали
До носка одной рукой.
III. Проверка безударных гласных в корне.
1. Подберите к данным словам проверочные.
Б..жал, кр..чал, др..жал, тр..щал, п..щал, см..трел.
– К какой части речи относятся эти слова?
– Образуйте от данных глаголов однокоренные существительные. Выделите корень, поставьте знак ударения.
2. Исправьте ошибки, если они есть:
Цветок, краты, казёл, осинь, тешина, звирёк, дожди.
– Запишите проверочные слова перед проверяемыми. Обозначьте орфограмму.
IV. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что у вас получалось? Где испытывали трудности?
Домашнее задание:упражнение 37.
Урок 125
Тема: проверка безударных гласных в корне
Цель: развивать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Комментированное письмо.
Пришла зима. Трещат морозы. Замёрзла река. Поля и холмы покрылись пушистым белым ковром.
– Написание какого слова нужно запомнить?
II. Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне.
1. Выполнение упражнения 38 (устно).
– Докажите, что слова не являются однокоренными.
2. Выполнение упражнения 40 по заданию.
3. Выполнение упражнения 41 по заданию.
Вариант I – выписывают слова с буквосочетанием жи;
Вариант II – с буквосочетанием ши.
По окончании работы – взаимопроверка.
Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмём,
Сядем и писать начнём.
4. Выполнение упражнения 42.
– Определите границы предложений.
– Объясните написание пропущенных букв.
– Что нужно знать, чтобы правильно оформить предложение?
Учащиеся самостоятельно записывают предложения.
III. Упражнение на развитие речи.
Выполнение упражнения 39 (устно).
– Прочитайте задание к упражнению.
– Какие опорные слова вам предлагаются?
– Кто изображён на рисунке? Где происходит действие?
– Прочитайте вопрос к рисунку. Как ответите на него?
Устно дети составляют 2–3 предложения, используя опорные слова.
IV. Самостоятельная работа.
– Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, з..лёная тр..ва, в..здушные ш..ры, ст..льная л..нейка.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою работу.
Домашнее задание: упражнение 43, подготовиться к диктанту.
Урок 126
Тема: диктант
Цель: проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова.
Ход урока
БЕЛКИ
Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне.
Слова для справок: пахнет.
Задания:
1. Надпишите части речи.
Вариант I – над словами первого предложения;
Вариант II – над словами второго предложения.
2. Подчеркните ошибкоопасные места.
Урок 127
Тема: проверка над ошибками, допущенными в
диктанте
Цель: развивать умения проверять и исправлять допущенные ошибки.
Урок планируется в зависимости от результатов работ учащихся.
Урок 128
Тема: чистописание
Цель: упражнять в написании строчных букв р, у, з, д, ф.
Ход урока
I. Подготовка руки к письму.
II. Работа над формой строчной буквы р.
1. Прописывание буквы р с опорой:
а) на точки, регулирующие длину первого элемента;
б) на прямую черту, регулирующую наклон первого элемента;
в) на букву п в целях более точного воспроизведения буквы р.
2. Закрепление формы, длины, наклона буквы в составе слова:
портрет
Физкультминутка
III. Работа над формами и длиной нижних петель строчных букв у, д, з.
1. Написание строки букв в чередовании с опорой на вспомогательные точки:
2. Написание с образца:
– Как вы понимаете это выражение?
3. Прописывание буквы з под счёт.
4. Закрепление:
дроз.. – дрозды, тру.. – труды, уро.. – уроки.
Физкультминутка
IV. Работа над формой строчной буквы ф.
1. Прописывание буквы с опорой на заранее проставленные точки:
2. Написание слов, включающих буквы ф, з, у, д:
– На какие две группы можно разделить эти слова? Какое обобщающее слово подходит к группе слов, указывающей на предметы гардероба? (Одежда.)
V. Списывание с образца.
Кот Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.
Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер.
– Как вы думаете, чем закончились приключения Мурзика?
Домашнее задание:придумайте и запишите, как закончилось знакомство Мурзика с вороной (2–3 предложения).
Урок 129