I. Формирование новых знаний. Наблюдение над ролью предлогов в предложении.
1. Составьте предложения к картинкам.
– Определите, какими частями речи являются все слова, из которых состоят предложения.
– К каким словам нельзя поставить вопрос?
Выделите их D. Попробуйте прочитать предложения без этих слов. Что вы прочитали? Соответствуют ли они рисункам?
– Предположите, для чего нужны эти слова?
2. Выполнение упражнения 84 по заданию.
– Какие слова вам понадобились?
– Прочитайте сообщение Знайки на с. 55.
– Что нужно запомнить при написании предлогов?
– А какие предлоги вы употребляете в своей речи? Какие предлоги «спрятались» в схемах?
(в) (на) (над) (под) (у, около, за)
3. Выполнение упражнения 83 по заданию.
Коллективная работа. Предлоги выделяют значком D.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
«Крылья» сложим назад.
4. Выполнение упражнения 85.
Составить по одному предложению с каждым предлогом (коллективно).
Предлоги предварительно выписать на доску.
– Что нужно помнить, чтобы правильно записать предложение с предлогами? (Предлоги пишутся отдельно.)
II. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 86.
При выяснении, какой предлог пропущен в предложении, учитель обращает внимание на то, что употребление того или иного предлога зависит от других слов в предложении.
2. Выполнение упражнения 87.
– Сколько предлогов в предложении?
III. Итог урока.
– О чём узнали на уроке?
– Как одним словом назвать слова: у, в, над, под?
– Как пишутся предлоги?
Домашнее задание:упражнение 88, правило на с. 55.
Урок 104
Тема: раздельное написание предлогов
Цели: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами; уточнить представление о роли предлогов в речи; совершенствовать умение выделять предлоги в устной и письменной речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Игра «Найди предлоги».
На доске записаны две рифмовки (для варианта I и варианта II). За 1–3 минуты выписать все предлоги (время определяет учитель).
Вариант I | Вариант II |
Птицы в клетке, Листики на ветке, Кошка под столом, Садик за углом, Книжка у подруги, Песенка о друге, Заяц без хвоста, Устный счёт до ста, В гости к дяде Коле Рассказать о школе. | Из школы, к лесу, На машине, У друга, с мамой, В магазине, От дома, Около буфета, За поворотом, До рассвета, Грибы под деревом искал… Кто все предлоги здесь узнал? |
III. Упражнение в правильном написании и употреблении предлогов.
1. Выполнение упражнения 89.
Комментированное письмо.
2. Выполнение упражнения 90.
– Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Словарные и проверяемые; существительные и глаголы.)
– Какие буквы пропущены?
– Это предложение? Почему?
– Что надо добавить, чтобы получилось предложение? Как запишете предлог?
– Какие правила оформления предложений на письме вы знаете? (Большая буква, знаки препинания.)
IV. Словарная работа.
? Отгадайте ребус.
(Дерéвня.)
Деревня – крестьянское, сельское поселение.
&Этимология слова.
В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
Дерéвня ( дéрево) – место, очищенное от деревьев.
Дерéвня ( деру) – то, что дёргают из земли, очищая её.
– Откройте словарик. Какие слова относятся к теме «Деревня»?
V. Итог урока.
– Для чего служат предлоги?
На доске записано предложение.
– Нет ли здесь ошибки?
Заяц бежит отволка по полю.
Домашнее задание: упражнение 91.
Урок 105