I. Формирование новых знаний. Наблюдение над ролью предлогов в предложении.

1. Составьте предложения к картинкам.

I. Формирование новых знаний. Наблюдение над ролью предлогов в предложении. - student2.ru

– Определите, какими частями речи являются все слова, из которых состоят предложения.

– К каким словам нельзя поставить вопрос?

Выделите их D. Попробуйте прочитать предложения без этих слов. Что вы прочитали? Соответствуют ли они рисункам?

– Предположите, для чего нужны эти слова?

2. Выполнение упражнения 84 по заданию.

– Какие слова вам понадобились?

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 55.

– Что нужно запомнить при написании предлогов?

– А какие предлоги вы употребляете в своей речи? Какие предлоги «спрятались» в схемах?

I. Формирование новых знаний. Наблюдение над ролью предлогов в предложении. - student2.ru

(в) (на) (над) (под) (у, около, за)

3. Выполнение упражнения 83 по заданию.

Коллективная работа. Предлоги выделяют значком D.

I. Формирование новых знаний. Наблюдение над ролью предлогов в предложении. - student2.ru Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

«Крылья» сложим назад.

4. Выполнение упражнения 85.

Составить по одному предложению с каждым предлогом (коллективно).

Предлоги предварительно выписать на доску.

– Что нужно помнить, чтобы правильно записать предложение с предлогами? (Предлоги пишутся отдельно.)

II. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 86.

При выяснении, какой предлог пропущен в предложении, учитель обращает внимание на то, что употребление того или иного предлога зависит от других слов в предложении.

2. Выполнение упражнения 87.

– Сколько предлогов в предложении?

III. Итог урока.

– О чём узнали на уроке?

– Как одним словом назвать слова: у, в, над, под?

– Как пишутся предлоги?

Домашнее задание:упражнение 88, правило на с. 55.

Урок 104

Тема: раздельное написание предлогов

Цели: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами; уточнить представление о роли предлогов в речи; совершенствовать умение выделять предлоги в устной и письменной речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Игра «Найди предлоги».

На доске записаны две рифмовки (для варианта I и варианта II). За 1–3 минуты выписать все предлоги (время определяет учитель).

Вариант I Вариант II
Птицы в клетке, Листики на ветке, Кошка под столом, Садик за углом, Книжка у подруги, Песенка о друге, Заяц без хвоста, Устный счёт до ста, В гости к дяде Коле Рассказать о школе. Из школы, к лесу, На машине, У друга, с мамой, В магазине, От дома, Около буфета, За поворотом, До рассвета, Грибы под деревом искал… Кто все предлоги здесь узнал?

III. Упражнение в правильном написании и употреблении предлогов.

1. Выполнение упражнения 89.

Комментированное письмо.

2. Выполнение упражнения 90.

– Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Словарные и проверяемые; существительные и глаголы.)

– Какие буквы пропущены?

– Это предложение? Почему?

– Что надо добавить, чтобы получилось предложение? Как запишете предлог?

– Какие правила оформления предложений на письме вы знаете? (Большая буква, знаки препинания.)

IV. Словарная работа.

? Отгадайте ребус.

I. Формирование новых знаний. Наблюдение над ролью предлогов в предложении. - student2.ru

ерéвня.)

Деревня – крестьянское, сельское поселение.

&Этимология слова.

В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Дерéвня ( дéрево) – место, очищенное от деревьев.

Дерéвня ( деру) – то, что дёргают из земли, очищая её.

– Откройте словарик. Какие слова относятся к теме «Деревня»?

V. Итог урока.

– Для чего служат предлоги?

На доске записано предложение.

– Нет ли здесь ошибки?

Заяц бежит отволка по полю.

Домашнее задание: упражнение 91.

Урок 105

Наши рекомендации