Кроссворд «Структурирование организационных систем»

Кроссворд «Структурирование организационных систем» - student2.ru

Тема 8 Методы менеджмента

Задание 8.1

Цель задания: приобретение навыков использования экономических методов управления в деятельности предприятия торговли в процессе расчетно-деловой игры «Рынок».

Содержание задания: расчетно-деловая игра «Рынок».

Цель расчетно-деловой игры: расчетно-деловая игра «Рынок» проводится для закрепления теоретических основ менеджмента и маркетинга и имеет целью научить слушателей управлять предприятием торговли, реализовать нужную продукцию, побеждать в конкурентной борьбе, стремиться достичь лучшего результата в производстве продукции.

Условия проведения расчетно-деловой игры: игра проводится одним преподавателем в студенческой группе не менее 4 и не более 16 человек. Методика проведения расчетно-деловой игры «Рынок» базируется на материале игры «КЛИО», применяемой в Учебном центре Торгово-промышленной палаты г. Лиона (Франция) при подготовке коммерсантов. Методические указания состоят из двух частей: для преподавателей и для студентов.

В разработках для преподавателей приводятся некоторые психолого-дидактические аспекты методологии и практики проведения деловых игр, а также конкретные методические рекомендации по созданию предприятия и по его работе в условиях рынка. В разделе, предназначенном для студентов, даются общие указания по ходу деловой игры и комплекты необходимых документов.

До начала игры комплекты документов, методические указания для студентов и набор игровых элементов следует размножить на ксероксе. При этом на каждую студенческую группу (3—4 чел.) должен быть выдан один комплект методических указаний для студентов.

Игра проводится в течение двух дней непрерывно, по 6 ч в день, с интервалами по 10 мин, через каждые 1,5 ч занятий.

Функции руководителя деловой игры. Руководитель деловой игры обязан объяснить участникам порядок игры и правила их действий. В процессе игры преподаватель может привлечь в качестве ассистента одного из студентов, передав ему некоторые свои функции (например, выдачу маркетинговой информации, оформление договоров на поставку сырья и т.п.).

Разумеется, в расчетно-деловой игре «Рынок» есть упрощения и допускается абстрагирование от некоторых реальных аспектов коммерческой деятельности. Многое зависит от преподавателя, ведущего игру. От него требуется знание не только основ управления экономикой, но и делопроизводства, права, коммерческой деятельности и т.д. В процессе игры преподаватель должен имитировать всю «окружающую среду»: поставщиков, потребителей, маркетологов и др. Очень важно подходить к игре творчески. Методические указания дают лишь алгоритм ведения игры. Преподаватель же может по своему усмотрению вводить дополнительные условия, упрощая или усложняя возникающие в ходе игры ситуации.

Этапы деловой игры

1. Игра начинается с того, что преподаватель делит группу студентов (слушателей) на подгруппы по 3—4 человека. Каждая подгруппа имитирует одно предприятие торговли. Предприятий должно быть не менее трех и не более четырех. На каждом предприятии выбирается подгруппой или назначается преподавателем директор, который назначает заместителей по коммерческой деятельности, по экономике и по общим вопросам (если подгруппа менее 4 чел., эти функции можно совмещать).

После этого директор каждого предприятия получает методические указания для студентов (1 экз. на каждое предприятие), комплект форм и договоров (тоже 1 экз.) и первоначальный капитал 300 тыс. у.е.

Далее предприниматель объявляет о начале игры, рекомендует всем участникам ознакомиться с содержанием методических указаний для студентов (слушателей) и сообщает о том, что в течение определенного времени (1,5—2 ч) надо заполнить форму № 1 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и выйти с этой формой и соответствующими договорами для аренды торговых залов и найма рабочей силы. При этом следует сказать, что группа, которая первая правильно оформит все документы и выйдет на рынок, будет иметь определенные преимущества (в частности, более низкие транспортные тарифы. Но возможны и другие стимулы по усмотрению преподавателя).

2. Аренда торговых залов, заключение договоров на перевозку, наем рабочих. Этот этап организуется в соответствии с правилами продажи и условиями, изложенными в методических указаниях для студентов (слушателей). При оформлении перевозок необходимо, чтобы каждое предприятие правильно составило договор на поставку продукции (контроль осуществляет преподаватель или его ассистент), а также заключило договор или контракт с продавцами. Кроме того, преподаватель должен проверить правильность заполнения формы № 1 каждого предприятия, выходящего на рынок, прежде чем будет произведен акт аренды или продажи.

На этом этапе может возникнуть потребность в долгосрочном кредите, который предоставляется по решению банкира (преподавателя), но размер кредита не может превышать 600 тыс. у.е. При этом желательно оформить кредитный договор.

После того как последнее предприятие вышло на рынок, купило средства производства и наняло рабочую силу, начинается следующий этап — реализация.

3. На этом этапе предприятия обращаются к маркетологу (если они этого не сделали на втором этапе) и получают от него платную информацию о рынке, в соответствии с которой определяют бизнес-план своего предприятия на год.

Каждое предприятие заполняет первую графу формы № 2 (см. приложение 3), и директор каждого предприятия сообщает о том, по какой цене и какие товары он намерен реализовать. Эти сведения преподаватель может огласить только на следующем этапе. Преподаватель выдает директору предприятия или его заместителю по коммерческой части карточки соответствующей продукции на год или на полугодие.

После того как все предприятия подготовились к реализации продукции за первое полугодие, преподаватель чертит на доске таблицу 8.1.

4. Этап «Реализация продукции» за полугодие. Внимание всех предприятий сосредоточивается на рынке первого года, конъюнктура которого представлена в таблице 8.1.

Таблица 8.1 - Данные о реализации продукции за первый год.

Период Количество изделий (платьев), тыс. шт. Всего
Размеры синего цвета Размеры красного цвета Размеры желтого цвета
Малый Средний Большой Малый Средний Большой Малый Средний Большой
За год
В том числе I полуго- дие 0,5 1,5
II полугодие 0,5 1,5

После информации о рынке преподаватель объявляет, какие товары и по какой цене куплены. Далее производится покупка и продажа товаров.

5. Предприятия корректируют выпуск продукции в соответствии с правилами продаж и вновь заполняют форму № 2 (графу 2). Конфиденциально сообщают преподавателю о реализуемых товарах и получают соответствующие карточки «товар».

6. Преподаватель объявляет о том, какие товары, каких предприятий и по какой цене куплены за полугодие (при этом возможности рынка, определенные в таблице 8.1, не могут быть изменены).

После этого происходит продажа продукции (т.е. обмен карточек «товары» на «деньги»), затем производятся обязательные платежи. По итогам года заполняется форма № 3 (графа 1) (см. приложение), и анализируются итоги первого года.

7. Второй год начинается с закупок товаров и других компонентов в первом полугодии, и игра продолжается по приведенному для первого года алгоритму. Но перед началом первого полугодия второго года каждое предприятие получает карточку «случайности» (см. приложение). Конъюнктура рынка изменится (таблица 8.2).

Таблица 8.2 - Данные о реализации продукции за второй год

Период Количество изделий (платьев), тыс. шт. Всего
Размеры синего цвета Размеры красного цвета Размеры желтого цвета
Малый Средний Большой Малый Средний Большой Малый Средний Большой
За год
В том числе I полугодие 0,5 1,5 0,5 1,5
II полугодие 0,5 1,5 0,5 1,5

8. Третий год, так же как предыдущие, начинается с договоров на транспортировку и других компонентов, необходимых для торговли. При этом преподаватель предупреждает, что с этого года начинается взимание налогов, и напоминает о размерах налогов.

Далее игра продолжается по алгоритму первого и второго годов. Емкость и конъюнктура рынка третьего года приведены в таблице 8.3.

Таблица 8.3 - Данные о реализации продукции за третий год.

Период Количество изделий (платьев), тыс. шт. Всего
Размеры синего цвета Размеры красного цвета Размеры желтого цвета
Малый Средний Большой Малый Средний Большой Малый Средний Большой
За год
В том числе I полугодие 0,5 1,5
II полугодие 0,5 1,5

9. Проводится разбор игры по данным таблицы 8.4 за все три года. При этом директор каждого предприятия должен разобрать работу своего предприятия и прокомментировать свою стратегию.

Таблица 8.4 - Таблица анализа результатов деятельности предприятий

№ п/п Предприятие Товар Количество торговых залов (шт.) Количество проданных товаров (тыс. ед.) Издержки на одно платье (у.е.) Цена одного изделия (у.е) Кредит (у.е.) Прибыль (у.е.)
размер цвет
                 
                 
                 
                 

10. В ходе игры могут возникнуть непредвиденные ситуации, их разрешает преподаватель по своему усмотрению. Окончательное подведение итогов по результатам трех лет работы и разбор игры в целом осуществляет преподаватель. Он отмечает позитивные и негативные стороны в игре каждой команды.

Методические указания для студентов

Игра проводится после прослушивания лекций курсов «Теория менеджмента» или «Маркетинг». Группа делится на 3—4 подгруппы, в каждой из которых насчитывается 3—4 чел. Каждая подгруппа имитирует деятельность одного предприятия торговли.

На каждом предприятии избирается (или назначается преподавателем) директор, который определяет себе заместителей по коммерческой работе, экономике и общим вопросам.

Предприятия конкурируют между собой, закупают и реализуют товары (платья), различающиеся только размером (большой, средний, малый) и расцветкой (синий, красный и желтый цвет). Конкурирующие предприятия могут устанавливать контакты между собой только через директора.

«Окружающую среду», т.е. банки, трудовые и фондовые биржи, покупателей, маркетолога и т.п., имитирует преподаватель (или назначенный им ассистент).

В начале игры каждое предприятие наделяется исходным капиталом (в размере 300 тыс. у.е. на каждое предприятие) и пакетом документов, в который входят:

- форма расчета издержек (форма № 1);

- основные показатели (форма № 2); отчет о работе предприятия за год (форма № 3).

Предприятия приступают к расчетам издержек и при успешном завершении этих расчетов выступают в качестве покупателей орудий и предметов труда, а также работодателей. При этом предприятие, первое рассчитавшее издержки и вышедшее на рынок, может иметь некоторые преимущества.

Осуществив необходимые закупки, предприятие приступает к выпуску продукции. При этом крайне важно правильно сориентировать позиционирование своего товара, а также установить оптимальную цену на него. При определении производственной программы предприятия целесообразно обратиться за консультацией к маркетологу (см. приложение 3), который может дать следующие справки:

1) самая модная расцветка;

2) общее количество товаров, имеющих самую модную расцветку, которое будет продано;

3) самый ходовой размер;

4) общее количество товаров самого ходового размера, которое будет продано;

5) самая непопулярная расцветка;

6) общее количество товаров, имеющих самую непопулярную расцветку, которое будет продано;

7) самый неходовой размер;

8) общее количество товаров самого неходового размера, которое будет продано;

9) какова емкость рынка, т.е. общее количество товаров, которое рынок может принять;

10) какие виды товаров не будут проданы.

Количество справок не лимитируется, но все справки платные.

Реализация товаров оценивается в конце каждого полугодия. При этом должны быть соблюдены следующие правила продажи:

1) расчетная единица — 1 тыс. у.е.;

2) за полугодие реализуется половина товаров, предусмотренных к реализации за год;

3) предприятие может реализовать не более двух продуктов, различных по цвету и размеру (или только по цвету, или только по размеру), по своему усмотрению. Причем эти два разных товара продаются по одной цене;

4) если рынок может принять все товары, то они реализуются по цене, установленной предприятием. Но существует максимальная цена, которая не может быть превышена:

5) если рынок не может принять всю массу товаров, то в первую очередь продаются самые дешевые;

6) предприятие, первое вышедшее на рынок, имеет преимущества в сбыте своей продукции, а вышедшее последним находится в неблагоприятном положении;

7) непроданные товары либо остаются на предприятии и могут быть проданы затем по цене, равной себестоимости, либо в конце года — по цене в два раза ниже себестоимости.

После подведения результатов первого полугодия предприятие не может изменить размеры и расцветку своих товаров, но может изменить продажную цену, имеет право пересмотреть количество единиц товара, установленное в начале года, или отказаться от реализации одного из видов товаров.

Исходные данные для руководителей предприятий.

Директор. Вы директор предприятия торговли. Вы должны руководить им так, чтобы оно было самым лучшим. Вы окружены людьми, имеющими определенные знания и навыки, и вы должны координировать их действия. Вы вправе консультироваться со своими заместителями, но выбор решения — ваша прерогатива. Вы отвечаете в конечном счете и за хозяйственную, и за коммерческую, и за финансовую деятельность предприятия.

В начале игры вы имеете капитал в 300 тыс. у.е., который позволяет начать небольшое дело, но если дело расширить, то может возникнуть необходимость в кредите. Он не должен превышать ваш собственный капитал более чем в два раза. Долгосрочный кредит дается на три года под банковский процент 10% в год. Ежегодно вы частично погашаете долгосрочный кредит и платите процент за пользование кредитом. В экстренных случаях вы можете вести переговоры с банком о предоставлении краткосрочного кредита (на год) под банковский процент — 20%.

Общие затраты предприятия на содержание дирекции — 20 тыс. у.е в год (командировочные и представительские расходы, плата за электроэнергию, телефон и др.), это фиксированная величина. Она не может быть ни уменьшена, ни увеличена.

На третьем году существования предприятия вводится налог на добавленную стоимость в размере 10% от суммы добавленной стоимости.

Вы должны не только следить за финансовой деятельностью предприятия, но и знать все аспекты его деятельности. Ибо, если в конце года ваше предприятие окажется последним, вам следует уйти с поста директора, а ваша группа вынуждена будет выбрать другого директора.

Заместитель директора по коммерческой работе. На предприятии вы несете ответственность за покупку и сбыт товаров. Чтобы закупить 1 тыс. ед. товаров, вам необходимо произвести транспортные расходы, которые стоят 45 тыс. у.е. При этом оптовая цена 1 тыс. ед. товара 50 тыс. у.е. Вы можете работать со следующими транспортными организациями.

А. Новое предприятие, которое оказывает транспортные услуги по более низкой цене (скидка 10%), чтобы привлечь клиентов. Однако это небольшое предприятие, и его услугами может воспользоваться лишь первое предприятие, вышедшее на рынок.

Б. Крупное стабильное предприятие, но его тарифы на перевозки неизменны (45 тыс. у.е. за перевозку 1 тыс. ед. товаров). Вам надлежит совместно с директором выбрать позиционирование производимой продукции и договориться с маркетологом о рекламе. Вы отвечаете за транспортировку продукции.

Заместитель директора по экономике. Вы отвечаете за расходы предприятия, осуществляете аренду и эксплуатацию торговых помещений. Аренда одного торгового зала — 50 тыс. у.е. Срок аренды — 10 лет. Годовая плата — 5 тыс. у.е. Каждый торговый зал может быть использован для реализации 1 тыс. ед. товаров в год. Предприятие может реализовать два типа товаров (различных по цвету и размеру). Аренда торговых залов производится только в начале года. Если предприятие находится в трудном положении, оно может расторгнуть договоры аренды, уплатив арендную плату за текущий год.

Фиксированные расходы на производство — 20 тыс. у.е. в год (это затраты на оборудование, полученное по лизингу). Данные расходы стабильны независимо от объемов реализации товаров. Упаковка 1 тыс. ед. товаров стоит 1,5 тыс. у.е. в год. Хранение 1 тыс. ед. товаров обходится в 0,5 тыс. у.е. в год.

Заместитель директора по общим вопросам. Вам подчинен отдел кадров. Ваша главная задача — обеспечение предприятия рабочей силой. Для обеспечения работы одного торгового зала необходимо пять продавцов, заработная плата которых составляет 95 тыс. у.е. в год. При приеме на работу вам надо выбрать один из двух вариантов найма продавцов.

А. Нанять временных продавцов по срочным договорам на 1 год и рассчитать их заработную плату.

Б. Нанять продавцов по контракту на определенный период времени. Контракт заключается сроком на два года с возможным последующим его продлением еще на один год (по условию контракта пять продавцов получают заработную плату 95 тыс. у.е. в год). В случае расторжения договора на аренду торгового зала вы должны платить продавцам, принятым по контракту, 65 тыс. у.е. в год на пять человек за то, что они остались без работы.

Временные работники, принятые на условиях срочных договоров на один год, при расторжении договора аренды могут быть уволены. Им выплачивается в порядке компенсации 30 тыс. у.е. на пять человек. Однако вы не сможете нанять продавцов в следующем году.

Вам надлежит оформить контракт или договор с продавцами при приеме их на работу.

Наши рекомендации