Анализ состояния и динамики микроокружения

Анализ факторов непосредственного окружения (микросреда) связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми компания находится в непосредственном воздействии. Компания может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения компании рассматриваются потребители и конкуренты. При необходимости перечень расширяется или изменяется в зависимости от специфики компании, например, рынок труда, инвесторы, банки и т.д.

В экономической литературе под непосредственным окружением понимается конкурентное окружение. При курсовом проектировании предлагается провести анализ непосредственного окружения с помощью модели пяти сил Портера. В соответствии с моделью М. Портера учитываются следующие группы факторов:

- соперничество среди конкурирующих на данном рынке компаний;

- конкуренция со стороны товаров – влияние товаров-заменителей;

- угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;

- позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.

Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке, оценивается экспертами по балльной шкале:

1 – фактор не проявляется;

2 – фактор проявляется слабо;

3 – фактор четко проявляется.

Кроме того, рассмотренные факторы оказывают различное влияние на конкуренцию на рынке. Для учета относительной значимости конкретный вес каждого из факторов определяется экспертно (сумма весов =1).

Таблица 6 - Анализ влияния движущих сил

Факторы конкуренции Признак появления фактора Оценка фактора (1–3) Прогноз развития, (–1; 0; +1)
Анализ конкурентов
1. новых конкурентов Угроза появления новых конкурентов
2. степень стандартизации Соответствия стандартам
3. барьеры ухода с рынка Появление ограничений
4.барьеры проникновения на рынок Появление ограничений
5.ситуация на смежных рынках Изменение ситуации на рынке, связанном с товаром
6. стратегии конкурентов Изменение стратегий конкурентов
Итого   2,67 0,8
Анализ потребителей
1. статус покупателя Изменение статуса покупателя
2. значимость товара для покупателя Повышение или снижение значимости
3. стандартизация товара Соответствие стандартам
Итого   2,67 0,66
Анализ поставщиков
1. уникальность канала поставок Эффективность системы поставок
2. доля отдельного поставщика Занимаемая доля рынка конкурентами
3. значимость покупателя Повышение или снижение значимости товара для покупателя
Итого  
Анализ потенциальных конкурентов
1. барьеры для входа на рынок Появление ограничений входа на рынок
2. доступ к каналам
Окончание таблицы 6
распределения



Доступность к розничной сети
Итого   0,5

Расчет средневзвешенной оценки влияния факторов по формуле 1:

Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru

(16/6*0,3)+(8/3*0,2)+(6/3*0,3)+(6/2*0,1)=2,23

Значение: 2,23 говорит о высоком уровне силы конкуренции.

Пониженный уровень конкуренции
Умеренный уровень конкуренции
Высокий уровень конкуренции
Очень высокий уровень конкуренции

Рисунок 2 – Уровень силы конкуренции

Так как уровень силы конкуренции равен 2,23, следовательно – это высокий уровень конкуренции.

Прогноз развития конкуренции в среднем по отрасли по формуле 2:

Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru

(8/10*0,3)+(2/3*0,2)+(3/3*0,3)+(1/3*0,1)=1,7

Таблица 8 – Оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности Удельный вес АО «Ионесси» «Вестфалика» АО Обувная фирма «Юничел»
рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка
Организация и управление              
Управление ассортиментом фирмы 0,125 0,375 0,625 0,375
Обучение персонала 0,01 0,02 0,04 0,02
Маркетинг        
Доля рынка 0,125 0,25 0,5 0,25
Узнаваемость 0,125 0,25 0,625 0,25
Реклама 0,25 0,5 0,25 0,1
Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru Уровень цен 0,25
Акции, скидки 0,25 0,5 0,75 0,5
Финансы              
Рентабельность 0,05 0,15 0,2 0,2
Инвестиционная политика 0,01 0,2 0,02 0,05
Возможность покупки в рассрочку 0,01 0,03 0,03 0,04
Производство              
Качество выпускаемых изделий 0,125 0,375 0,375 0,5
Привлекательность дизайна 0,125 0,25 0,25 0,5
Наличие желаемой модели 0,1 0,03 0,03 0,03
Разнообразие ассортимента 0,05 0,1 0,1 0,2
ИТОГО   4,03   4,8   4,02

Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru

Рисунок 3 - Лепестковая диаграмма по сфере «Организация и управление»

Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru

Рисунок 4- Лепестковая диаграмма по сфере «Маркетинг»

Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru

Рисунок 5 - Лепестковая диаграмма по сфере «Финансы»

Анализ состояния и динамики микроокружения - student2.ru

Рисунок 6 - Лепестковая диаграмма по сфере «Производство»

На основании суммарных оценок факторов конкурентоспособности предприятий составим таблицу «ранжирование конкурентов». В таблице представлены конкуренты с итоговыми оценками и рангами.

Данные приведём в таблице 7.

Таблица 7 - Ранжирование конкурентов

Предприятие Итоговая оценка Ранг
«Вестфалика» 4,13
АО «Ионесси» 3,63
АО Обувная фирма «Юничел» 3,6

Самая высокая оценка у компании «Вестфалика» 4,13.

Далее произведем оценку сильных и слабых сторон компании «Ионесси» с компанией «Вестфалика», которая занимают верхнюю позицию в списке конкурентов.

Построение профиля конкурентных преимуществ. Оценка сильных и слабых сторон предприятия производится в сравнении с ближайшим конкурентом, занимающим строку выше предприятия в таблице ранжирования.

Наши рекомендации