Анализ состояния и динамики микроокружения
Анализ факторов непосредственного окружения (микросреда) связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми компания находится в непосредственном воздействии. Компания может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения компании рассматриваются потребители и конкуренты. При необходимости перечень расширяется или изменяется в зависимости от специфики компании, например, рынок труда, инвесторы, банки и т.д.
В экономической литературе под непосредственным окружением понимается конкурентное окружение. При курсовом проектировании предлагается провести анализ непосредственного окружения с помощью модели пяти сил Портера. В соответствии с моделью М. Портера учитываются следующие группы факторов:
- соперничество среди конкурирующих на данном рынке компаний;
- конкуренция со стороны товаров – влияние товаров-заменителей;
- угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;
- позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.
Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке, оценивается экспертами по балльной шкале:
1 – фактор не проявляется;
2 – фактор проявляется слабо;
3 – фактор четко проявляется.
Кроме того, рассмотренные факторы оказывают различное влияние на конкуренцию на рынке. Для учета относительной значимости конкретный вес каждого из факторов определяется экспертно (сумма весов =1).
Таблица 6 - Анализ влияния движущих сил
Факторы конкуренции | Признак появления фактора | Оценка фактора (1–3) | Прогноз развития, (–1; 0; +1) | |
Анализ конкурентов | ||||
1. новых конкурентов | Угроза появления новых конкурентов | |||
2. степень стандартизации | Соответствия стандартам | |||
3. барьеры ухода с рынка | Появление ограничений | |||
4.барьеры проникновения на рынок | Появление ограничений | |||
5.ситуация на смежных рынках | Изменение ситуации на рынке, связанном с товаром | |||
6. стратегии конкурентов | Изменение стратегий конкурентов | |||
Итого | 2,67 | 0,8 | ||
Анализ потребителей | ||||
1. статус покупателя | Изменение статуса покупателя | |||
2. значимость товара для покупателя | Повышение или снижение значимости | |||
3. стандартизация товара | Соответствие стандартам | |||
Итого | 2,67 | 0,66 | ||
Анализ поставщиков | ||||
1. уникальность канала поставок | Эффективность системы поставок | |||
2. доля отдельного поставщика | Занимаемая доля рынка конкурентами | |||
3. значимость покупателя | Повышение или снижение значимости товара для покупателя | |||
Итого | ||||
Анализ потенциальных конкурентов | ||||
1. барьеры для входа на рынок | Появление ограничений входа на рынок | |||
2. доступ к каналам
| Доступность к розничной сети | |||
Итого | 0,5 |
Расчет средневзвешенной оценки влияния факторов по формуле 1:
(16/6*0,3)+(8/3*0,2)+(6/3*0,3)+(6/2*0,1)=2,23
Значение: 2,23 говорит о высоком уровне силы конкуренции.
Пониженный уровень конкуренции |
Умеренный уровень конкуренции |
Высокий уровень конкуренции |
Очень высокий уровень конкуренции |
Рисунок 2 – Уровень силы конкуренции
Так как уровень силы конкуренции равен 2,23, следовательно – это высокий уровень конкуренции.
Прогноз развития конкуренции в среднем по отрасли по формуле 2:
(8/10*0,3)+(2/3*0,2)+(3/3*0,3)+(1/3*0,1)=1,7
Таблица 8 – Оценка конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности | Удельный вес | АО «Ионесси» | «Вестфалика» | АО Обувная фирма «Юничел» | |||
рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | ||
Организация и управление | |||||||
Управление ассортиментом фирмы | 0,125 | 0,375 | 0,625 | 0,375 | |||
Обучение персонала | 0,01 | 0,02 | 0,04 | 0,02 | |||
Маркетинг | |||||||
Доля рынка | 0,125 | 0,25 | 0,5 | 0,25 | |||
Узнаваемость | 0,125 | 0,25 | 0,625 | 0,25 | |||
Реклама | 0,25 | 0,5 | 0,25 | 0,1 | |||
Уровень цен | 0,25 | ||||||
Акции, скидки | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 0,5 | |||
Финансы | |||||||
Рентабельность | 0,05 | 0,15 | 0,2 | 0,2 | |||
Инвестиционная политика | 0,01 | 0,2 | 0,02 | 0,05 | |||
Возможность покупки в рассрочку | 0,01 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | |||
Производство | |||||||
Качество выпускаемых изделий | 0,125 | 0,375 | 0,375 | 0,5 | |||
Привлекательность дизайна | 0,125 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | |||
Наличие желаемой модели | 0,1 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | |||
Разнообразие ассортимента | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |||
ИТОГО | 4,03 | 4,8 | 4,02 |
Рисунок 3 - Лепестковая диаграмма по сфере «Организация и управление»
Рисунок 4- Лепестковая диаграмма по сфере «Маркетинг»
Рисунок 5 - Лепестковая диаграмма по сфере «Финансы»
Рисунок 6 - Лепестковая диаграмма по сфере «Производство»
На основании суммарных оценок факторов конкурентоспособности предприятий составим таблицу «ранжирование конкурентов». В таблице представлены конкуренты с итоговыми оценками и рангами.
Данные приведём в таблице 7.
Таблица 7 - Ранжирование конкурентов
Предприятие | Итоговая оценка | Ранг |
«Вестфалика» | 4,13 | |
АО «Ионесси» | 3,63 | |
АО Обувная фирма «Юничел» | 3,6 |
Самая высокая оценка у компании «Вестфалика» 4,13.
Далее произведем оценку сильных и слабых сторон компании «Ионесси» с компанией «Вестфалика», которая занимают верхнюю позицию в списке конкурентов.
Построение профиля конкурентных преимуществ. Оценка сильных и слабых сторон предприятия производится в сравнении с ближайшим конкурентом, занимающим строку выше предприятия в таблице ранжирования.