По группам потребителей или рыночным сегментам.

Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует прибыль.

5. Матричная структура построения в большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью. Ее основными недостатками являются косность и консервативность в принятии решений, неспособность обеспечения мобильной адаптации к новым условиям функционирования зарубежных рынков.

Как правило, на практике происходит комбинирование различных типов структур и формирование уникальных, оригинальных структур управления фирмой.

При построении структуры управления внешнеэкономической деятельностью фирмы необходимо соблюдение следующих принципов организационной оптимизации:

1. Гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности (например, создание временных творческих коллективов для выполнения конкретной задачи, проекта и т.д.)

2. Относительная простота структуры (без дублирования функций)

3. Соответствие специфике ассортимента товаров

4. Соответствие специфике внешних рынков.

Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии зависит от целей и задач, которые она призвана решать, от характера специализации предприятия на внешнехозяйственной деятельности. На выбор организационных форм ВЭД большое влияние оказывает степень зависимости предприятия от внешнего рынка, т.е. насколько оно включено в международное разделение труда. На специализированных внешнеторговых пред­приятиях (типа экспорт-импорт) управление строится по одной системе, на тех, где ВЭД является лишь частью хозяйственной дея­тельности, — по другой, что предполагает различные варианты ор­ганизационных структур.

В силу многообразия конкретных целей, задач и условий не может быть единой стандартной структуры внешнеторговой фир­мы (ВТФ) для всех предприятий. Как пример на рис. 2 приведе­на схема управления на специализированном внешнеторговом предприятии.

Блок финансово-экономический:

• планово-экономический отдел — планирование объема экспортно-импортных операций, контроль выполнения плана, ана­лиз хозяйственной деятельности;

• валютно-финансовый отдел — валютное планирование, кон­троль за банковскими, кредитными и расчетными операциями;

• бухгалтерия — учет и отчетность, расчеты с банками, пос­тавщиками, покупателями, работниками.

По группам потребителей или рыночным сегментам. - student2.ru

Рис. 2. Примерная схема организации управления внешнеторговой фирмой

Блок маркетинга:

• отдел конъюнктуры и цен — исследование спроса и предло­жений, динамики цен, структуры рынков;

• отдел рекламы и выставок — рекламная деятельность, орга­низация работы по участию в международных ярмарках и выс­тавках;

• инженерно-технический отдел — изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информиро­вание о них производителей товаров, анализ технического уров­ня, качества, конкурентоспособности продукции;

• отдел техобслуживания — организация гарантийного, пос­легарантийного обслуживания экспортируемых фирмой товаров в зарубежных странах и создание технических центров (если фир­ма работает с товарами, требующими технического обслужива­ния).

Блок административно-хозяйственный:

• административно-хозяйственный отдел — снабжение мате­риалами и другая хозяйственная работа;

• канцелярия — работа с организационно-распорядительной документацией и перепиской;

• отдел кадров — расстановка кадров, ведение личных дел;

• отдел загранкомандировок — оформление командировок за границу (визы, проездные билеты и т.д.);

• юридический отдел — правовое обеспечение деятельности фирмы;

• протокольный отдел — встречи, организация приемов, про­воды иностранных делегаций.

Возглавляет такую фирму руководитель (директор, прези­дент), в зависимости от объема работы ему помогают один-два за­местителя, например, по маркетингу и по финансам. В других ва­риантах директор может непосредственно руководить и финансо­вым, и административно-хозяйственным блоками.

Специализированные внешнеторговые фирмы могут созда­ваться как при отраслевых и крупных предприятиях, причем в последнем случае и в качестве подразделения предприятия, так и как самостоятельное юридическое лицо с собственным балансом. Для всех видов специализированных внешнеторговых предприя­тий характерно наличие в их штатах высококвалифицированных специалистов, имеющих большой практический опыт междуна­родного экономического сотрудничества и специальную внешнеэ­кономическую подготовку.

Следует иметь в виду, что такие внешнеэкономические объе­динения предпочитают заниматься крупными, высокоэффектив­ными экспортно-импортными сделками, вступая в контакты с до­вольно солидными партнерами.

На предприятиях, которые активно участвуют во внешнеэко­номической деятельности, но где она является лишь частью хо­зяйствования, структура управления этой сферой может быть представлена внешнеэкономическим отделом (отделом внешнеэ­кономических связей).

Функции отдела внешнеэкономических связей предприятия заключаются в следующем:

• исследование внешнего рынка, изучение и учет рыночного спроса, потребностей потребителей продукции с целью ориентации научной, производственной, технической и сбытовой деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособной продукции;

• организация работы по подбору партнеров, заключению до­говоров, их продлению, составление и ведение картотеки потре­бителей и поставщиков, досье на фирмы партнеров, работа с бир­жами, брокерами, фирмами, таможней;

• организация протокольных мероприятий, связанных с вне­шнеэкономической деятельностью (прием и проводы делегаций, переговоры, обеспечение переводчиками и т.д.);

• контроль, регулирование и учет результатов внешнеэконо­мической деятельности;

• участие в ярмарках, выставках, подготовка и издание про­спектов, рекламная деятельность.

Отдел внешнеэкономических связей на неспециализирован­ных на ВЭД предприятиях не является автономным образовани­ем, а представляет собой часть аппарата управления. В этой связи ОВЭС работает в тесном контакте с соответствующими функцио­нальными отделами предприятия: планово-экономическим, фи­нансовым, производственным, техническим, бухгалтерией, юри­дическим и другими подразделениями. Все они образуют единую организационную структуру управления.

Наши рекомендации