По группам потребителей или рыночным сегментам.
Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует прибыль.
5. Матричная структура построения в большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью. Ее основными недостатками являются косность и консервативность в принятии решений, неспособность обеспечения мобильной адаптации к новым условиям функционирования зарубежных рынков.
Как правило, на практике происходит комбинирование различных типов структур и формирование уникальных, оригинальных структур управления фирмой.
При построении структуры управления внешнеэкономической деятельностью фирмы необходимо соблюдение следующих принципов организационной оптимизации:
1. Гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности (например, создание временных творческих коллективов для выполнения конкретной задачи, проекта и т.д.)
2. Относительная простота структуры (без дублирования функций)
3. Соответствие специфике ассортимента товаров
4. Соответствие специфике внешних рынков.
Структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии зависит от целей и задач, которые она призвана решать, от характера специализации предприятия на внешнехозяйственной деятельности. На выбор организационных форм ВЭД большое влияние оказывает степень зависимости предприятия от внешнего рынка, т.е. насколько оно включено в международное разделение труда. На специализированных внешнеторговых предприятиях (типа экспорт-импорт) управление строится по одной системе, на тех, где ВЭД является лишь частью хозяйственной деятельности, — по другой, что предполагает различные варианты организационных структур.
В силу многообразия конкретных целей, задач и условий не может быть единой стандартной структуры внешнеторговой фирмы (ВТФ) для всех предприятий. Как пример на рис. 2 приведена схема управления на специализированном внешнеторговом предприятии.
Блок финансово-экономический:
• планово-экономический отдел — планирование объема экспортно-импортных операций, контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности;
• валютно-финансовый отдел — валютное планирование, контроль за банковскими, кредитными и расчетными операциями;
• бухгалтерия — учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками, покупателями, работниками.
Рис. 2. Примерная схема организации управления внешнеторговой фирмой
Блок маркетинга:
• отдел конъюнктуры и цен — исследование спроса и предложений, динамики цен, структуры рынков;
• отдел рекламы и выставок — рекламная деятельность, организация работы по участию в международных ярмарках и выставках;
• инженерно-технический отдел — изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них производителей товаров, анализ технического уровня, качества, конкурентоспособности продукции;
• отдел техобслуживания — организация гарантийного, послегарантийного обслуживания экспортируемых фирмой товаров в зарубежных странах и создание технических центров (если фирма работает с товарами, требующими технического обслуживания).
Блок административно-хозяйственный:
• административно-хозяйственный отдел — снабжение материалами и другая хозяйственная работа;
• канцелярия — работа с организационно-распорядительной документацией и перепиской;
• отдел кадров — расстановка кадров, ведение личных дел;
• отдел загранкомандировок — оформление командировок за границу (визы, проездные билеты и т.д.);
• юридический отдел — правовое обеспечение деятельности фирмы;
• протокольный отдел — встречи, организация приемов, проводы иностранных делегаций.
Возглавляет такую фирму руководитель (директор, президент), в зависимости от объема работы ему помогают один-два заместителя, например, по маркетингу и по финансам. В других вариантах директор может непосредственно руководить и финансовым, и административно-хозяйственным блоками.
Специализированные внешнеторговые фирмы могут создаваться как при отраслевых и крупных предприятиях, причем в последнем случае и в качестве подразделения предприятия, так и как самостоятельное юридическое лицо с собственным балансом. Для всех видов специализированных внешнеторговых предприятий характерно наличие в их штатах высококвалифицированных специалистов, имеющих большой практический опыт международного экономического сотрудничества и специальную внешнеэкономическую подготовку.
Следует иметь в виду, что такие внешнеэкономические объединения предпочитают заниматься крупными, высокоэффективными экспортно-импортными сделками, вступая в контакты с довольно солидными партнерами.
На предприятиях, которые активно участвуют во внешнеэкономической деятельности, но где она является лишь частью хозяйствования, структура управления этой сферой может быть представлена внешнеэкономическим отделом (отделом внешнеэкономических связей).
Функции отдела внешнеэкономических связей предприятия заключаются в следующем:
• исследование внешнего рынка, изучение и учет рыночного спроса, потребностей потребителей продукции с целью ориентации научной, производственной, технической и сбытовой деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособной продукции;
• организация работы по подбору партнеров, заключению договоров, их продлению, составление и ведение картотеки потребителей и поставщиков, досье на фирмы партнеров, работа с биржами, брокерами, фирмами, таможней;
• организация протокольных мероприятий, связанных с внешнеэкономической деятельностью (прием и проводы делегаций, переговоры, обеспечение переводчиками и т.д.);
• контроль, регулирование и учет результатов внешнеэкономической деятельности;
• участие в ярмарках, выставках, подготовка и издание проспектов, рекламная деятельность.
Отдел внешнеэкономических связей на неспециализированных на ВЭД предприятиях не является автономным образованием, а представляет собой часть аппарата управления. В этой связи ОВЭС работает в тесном контакте с соответствующими функциональными отделами предприятия: планово-экономическим, финансовым, производственным, техническим, бухгалтерией, юридическим и другими подразделениями. Все они образуют единую организационную структуру управления.