Композиция и структура дипломной работы

Введение

В соответствии с Законом Российской Федерации «О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ и Положе­нием об итоговой государственной аттестации выпускников высших учеб­ных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министер­ства образования Российской Федерации от 25.03.2003г. № 1155, одним из видов аттестационных испытаний является защита выпускной квалификацион­ной работы.

Выпускная квалификационная работа представляет собой работу учебно-исследовательского содержания, имеющую внутреннее единство и отражаю­щую результаты разработки выбранной темы. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061500 (080111) Маркетинг выпускная квалификационная работа маркетолога представляет собой законченную разработку, в которой решаются маркетинговые задачи по следующим направлениям:

· организация комплекса маркетинга;

· организационно-методические рекомендации по исследованию теоретических и практических проблем в области маркетинга;

· анализ и обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хозяйствования для формирования и развития маркетинговой деятельности;

· определение концептуальных основ развития маркетинговой деятельности на предприятии;

· обеспечение конкурентоспособности предприятия;

· информационно-компьютерное обеспечение маркетинговой деятельности фирмы;

· разработка маркетинговых коммуникативных систем.

В соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников экономического факультета ВятГСХА» выпускные квалификационные работы для квалификации «дипломированный специалист» выполняются в форме дипломной работы (проекта).

Целью дипломной работы является квалифицированное иссле­дование комплекса вопросов, касающихся той или иной стороны маркетинговой деятельности конкретного предприятия или учреждения (груп­пы предприятий, сектора рынка, отрасли экономики) на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических зна­ний по специальности.

Темы дипломных работ определяются высшим учебным заведением, и студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

При подготовке дипломной работы каждому студенту назнача­ется руководитель. Распределение студентов по кафедрам для закрепления за руководителями выпускных квалификационных работ осуществляется распоряжением декана за 2,5 года до защиты (за 1,5 года до защиты – при сокращенной форме обучения). Темы выпускных квалификационных работ для каждого студента утверждаются распоряжением декана за 8 месяцев до защиты.

В соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников экономического факультета ВятГСХА» подготовленная выпускная квалификационная работа подлежит предварительной защите на выпускающей кафедре не позднее, чем за 10 дней до дня защиты. Выпускная квалификационная работа подлежит рецензированию. Рецензенты назначаются распоряжением декана экономического факультета за 30 дней до первого дня защиты выпускных квалификационных работ. Выполненная и полностью оформленная выпускная квалификационная работа сдается на рецензирование за 10 дней до дня защиты. Рецензия на выпускную квалификационную работу должна быть предоставлена студенту не позднее, чем за 3 дня до защиты.

Основными критериями оценки уровня дипломной работы яв­ляются:

1) полнота и комплексность теоретических и практических знаний сту­дента по избранной специальности и умение применять их в профессиональ­ной деятельности;

2) способность к адекватной оценке как типичных, так и нестандартных макро- и микроэкономических ситуаций, умение правильно выбрать и при­нять оптимальное управленческое решение, дать объективный прогноз разви­тия объекта исследования;

3) владение методами и приемами современного научного исследования и способность к их применению для решения конкретных задач;

4) умение корректно изложить свои мысли и правильно, с учетом всех предъявляемых требований, оформить дипломную работу;

5) общая подготовленность студента к самостоятельной работе в качестве специалиста по полученной специальности.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061500 (080111) Маркетинг дипломированный специалист должен

знать:

· основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;

· законы функционирования рынка и средств его регулирования;

· тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения;

· экономическое регулирование деятельности предприятия;

· методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;

· подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;

· стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж;

· специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;

уметь:

· анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг;

· использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;

· разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;

· определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;

· разрабатывать товарную политику предприятия (организации);

· правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразовании для внутренних и международных рынков;

· разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);

· создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия;

· организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.

1 Основные требования к содержанию дипломной работы

Содержание введения к дипломной работе

Правильный выбор темы дипломной работы имеет исключительно важное значение и во многом определяет эффективность проводимого исследова­ния и практическую значимость его результатов.

Рекомендуемый перечень тем дипломных работ предлагается ка­федрой, на которой выполняется работа. Однако студент имеет право предложить свою тему, основываясь, например, на практических потребностях предприятия, являющегося объектом исследования, накопленном ранее теоретическом и ин­формационном материале и т. д. Необходимым условием при этом является обя­зательное согласование темы с руководителем дипломной работы. Закре­пление за студентом темы дипломной работы проводится на основании его личного заявления, написанного по установленной форме, завизированного ру­ководителем и утвержденного заведующим кафедрой. Окончательное закрепление производится распоряжением декана по факультету. В том случае, если в процессе исследования возникает необходимость в корректировке темы работы, она может быть произведена после согласования с руководителем, заведующим кафедрой и деканом.

Основным критерием при выборе темы дипломной работы является ее актуальность и практическая значимость. Под актуальностью темы исследова­ния принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных социальных, экономических, политических и др. условиях для ре­шения конкретной проблемы. Под практической значимостью в данном случае имеется в виду возможность реального использования результатов проведенного исследования в условиях конкретного предприятия, учреждения, ад­министративно-территориального образования с целью повышения эффективности его деятельности.

Следовательно, при обосновании актуальности темы дипломной работы необходимо четко представлять весь комплекс основных проблем, с которыми сталкивается анализируемый объект в процессе своей деятельности, уметь выде­лять наиболее значимые из них и видеть пути их решения.

Освещение актуальности должно быть кратким — достаточно в пределах 0,5-1 страницы машинописного текста показать суть проблемной ситуации и направле­ния ее решения, из чего и будет видна актуальность проводимого исследования.

Тему дипломной работы можно выбрать из перечня, предлагаемого для специальности «Маркетинг» кафедрой маркетинга и стратегического планирования.

От обоснования актуальности темы дипломной работы логично пе­рейти к формулировке цели проводимого исследования и задач, которые необхо­димо решить в соответствии с поставленной целью.

Как правило, цель дипломной работы определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже достаточно ап­робированных экономических концепций и методик.

Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить ..., ис­следовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать, определить..., обосновать... и т. д.). Формулировки задач обычно отражают названия глав и па­раграфов дипломной работы. Они должны быть точными и краткими, по­скольку описание их решения должно составить содержание основной части про­водимого исследования.

В качестве объекта исследования, проводимого в рамках дипломной работы, выбирается объект профессиональной деятельности маркетолога, на примере которого прово­дится изучение проблемной ситуации в соответствии с целью работы. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061500 (080111) Маркетинг объектами профессиональной деятельности маркетолога являются: предприятия, коммерческие организации различных организационно-правовых форм отраслей народного хозяйства, некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области маркетинговой деятельности.

Преимущественно исследование, проводимое в дипломной работе, ограничивается микроэкономическим уровнем и поэтому в качестве объекта вы­бирается конкретное предприятие или организация, учреждение. Однако при опре­деленных условиях объектом исследования может выступать совокупность одно­профильных предприятий, ограниченная пространственными или иными рамками, сектор рынка и т. д.

В качестве периода исследования рекомендуется выбирать временной проме­жуток не менее чем за 3 - 5 лет с целью оценки развития изучаемых процессов в динамике.

Во введении дипломной работы необходимо перечислить методы и приемы, которые использовались при исследовании. Как правило, при проведении экономического исследования наряду с общенаучными методами (диалектический, абстрактно-логический, дедукция и индукция, анализ и синтез и др.) используются специфические методы — экономико-статистические (сравнение, сводка и группи­ровка, абсолютные и относительные величины, средние величины и показатели вариации, ряды динамики, графический, балансовый и ряд других), экономико-математические (цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, ин­дексный анализ, прием пропорционального деления и долевого участия, корреля­ционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, мно­гомерный факторный анализ, способы линейного и динамического программиро­вания, теория массового обслуживания, теория игр, теория нечетких множеств и др.), расчетно-конструктивный, монографический и ряд других.

В качестве теоретической, методической и информационной основы исследо­вания выступают работы российских и зарубежных ученых, связанных с изучением теории и практики анализируемых в работе проблем и возможных направлений их решения, законодательные и нормативные акты, данные бухгалтерской и статисти­ческой отчетности, результаты маркетинговых исследований.

Содержание и методика написания глав основной части дипломной работы

1.3.1 Общие требования

Содержание глав (разделов) основной части должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. В этих главах автор должен продемонстрировать свое умение сжато, логично и аргументированно из­лагать материал, содержание и оформление которого должны соответствовать тре­бованиям, предъявляемым к дипломным работам.

Как правило, для дипломной работы достаточно 4 глав, отра­жающих переход от теоретического осмысления и обобщения проблемы к анализу и проектированию (прогнозированию) ряда показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности (или каких-либо ее сторон) объекта исследования.

В каждую главу рекомендуется включать не более чем по 2 - 3 параграфа (подраздела), так как увеличение их числа приводит к распыленности материала, препятствующей концентрации внимания на главном.

Главы и параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг дру­га, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводи­мого исследования.

Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не следует включать в названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; слова, являющиеся термина­ми узкоспециального или местного характера; слова, представляющие собой аб­бревиатуры или сокращения. Таким образом, названия глав и параграфов должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание. Традиционно считается, что в учебно- и научно-исследовательских работах назва­ния глав и параграфов должны включать от 2 до 14 слов (не более 2-х строк), иначе для осмысления заголовка его приходится читать несколько раз.

Очень серьезное внимание при написании дипломной работы долж­но быть уделено ее языку и стилю, свидетельствующим об общем уровне профес­сиональной культуры автора.

Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответ­ствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них явля­ются:

1) использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно-следственные отноше­ния (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к..., сле­дует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следую­щий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2) использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов или явлений. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньш-», «-айш-», «-ейш-» ( маленький, огромнейший, высочайший). Для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для харак­теристики развития процессов — причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

3) использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкрети­зирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (напри­мер, «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

4) использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообще­нию..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных иобеспечивающих объективность изложения материала;

5) избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональ­ную окраску излагаемому материалу;

6) использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме да­вать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений и про­цессов;

7) использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что изла­гаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к опреде­ленному научному течению (научной школе). В то же время в научно- и учебно-исследовательских работах не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок, наиболее часто совершаемых студентами при написании дипломных работ.

Оформление дипломной работы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Теоретическая глава

В этой главе необходимо на основании изучения законодательных и норма­тивных актов, литературных источников исследовать теоретические и правовые аспекты изучаемых проблем, охарактеризовать степень их изученности в работах российских и зарубежных ученых, дать оценку сходства и противоречий различ­ных методологических и методических подходов к исследуемым вопросам и аргу­ментированно изложить собственную точку зрения на сущность проблем и воз­можные пути их решения.

При написании этой главы автор должен продемонстрировать свое умение работать с литературными источниками, заключающееся в отборе, систематизации и квалифицированной характеристике различных взглядов на исследуемые про­блемы, критической оценке существующих подходов к решению изучаемых во­просов, способности интерпретировать применительно к условиям конкретного предприятия фундаментальные положения экономической теории и накопленный практический опыт.

Так как в основе выполнения этой главы лежит изучение и осмысление лите­ратурных источников, то при работе над ней следует руководствоваться рядом ос­новных правил.

Многообразие концептуальных подходов к решению той или иной проблемы в современной экономической науке предполагает, что изучение литературы по теме дипломной работы целесообразно начинать с общетеоретических трудов, постепенно переходя к работам, имеющим более узкую направленность.

Изучая литературные источники, следует определить для себя те критерии значимости получаемой теоретической информации, по которым она может быть выбрана для использования в работе.

Как правило, такими критериями выступают:

- соответствие информации теме исследования;

- научность информации, обеспечиваемая ее соответствием современным методологическим и методическим подходам в экономической науке и практике;

- объективность информации, как правило, на практике, обеспечиваемая сте­пенью авторитетности ее источника;

- точность информации.

Особое внимание при написании теоретической главы необходимо уделить использованию цитат из литературных источников для подтверждения высказываемой точки зрения. Следует помнить, что прямые текстуальные заимствования, без оформления их в виде цитаты, со ссылкой на первоисточник, в дипломной ра­боте недопустимы.

Использование цитат позволяет без искажений показать мысль того или ино­го автора на рассматриваемую проблему, провести сравнительный анализ взглядов представителей различных научных школ (направлений) на сущность изучаемых вопросов, систематизировать накопленный научный опыт, создать систему убеди­тельных доказательств для характеристики изучаемого явления или процесса. В то же время излишняя перегруженность работы цитатами свидетельствует об отсутст­вии у исследователя собственной точки зрения на изучаемую проблему, говорит о низком уровне его профессиональной самостоятельности и способствует возникно­вению впечатления компилятивности работы.

В тексте дипломной работы обязательны ссылки на источник использованной информации (конкретный учебник, периодическое издание, статистический сборник и т.п.). Ссылки могут размещаться внизу страницы или по тексту в квадратных скобках в соответствии со стандартом по оформлению научных работ.

Объем теоретической главы обычно не превышает 20-25 страниц. Деление этой главы на параграфы можно не производить.

Аналитическая глава

Аналитическая глава содержит системное и комплексное исследование блока аналитических вопросов, поставленных в соответствии с целью и задачами дипломной работы.

Наиболее общей формулировкой цели написания этой части работы, вне зависимости от конкретной темы исследования, является познание причинно-следственных связей в функцио­нировании объекта исследования, позволяющее раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым ре­зультатам, выявить резервы повышения эффективности деятельности, обосновать наиболее оптимальные управленческие решения.

В этой главе информация, полученная студентом из внутренней отчетности предприятия, а также собранная в ходе самостоятельных исследований, анализируется с помощью различных приемов и методов: анализ рядов динамики, статистическая группировка, корреляционно-регрессионный анализ, факторный анализ и т.д.

Исходную информацию для анализа получают с помощью маркетинговых исследований. Это могут быть кабинетные (анализ документов) или полевые (опросы, наблюдения и т.д.) исследования. Студент должен раскрыть в работе все этапы маркетинговых исследований в соответствии с общепринятой технологией, представить один или несколько (в зависимости от целей исследования) видов статистической обработки полученных данных, оценить надежность и достоверность полученных данных, на основе которых автор дипломной работы делает соответствующие выводы и предложения. В ряде случаев, если того требует логика изложения материала, блок вопросов, связанных с маркетинговыми исследованиями, может быть включен не в третью, а в четвертую (проектную) главу работы.

Объем раздела 20 – 25 страниц.

Подготовка доклада по результатам исследования

Неотъемлемым элементом защиты дипломной работы является доклад по результатам проведенного исследования на заседании ГАК, представляющий со­бой сжатое изложение основных, наиболее значимых итогов работы.

Структурно доклад, как правило, делится на три части, которые, с одной сторо­ны, представляют собой самостоятельные смысловые блоки, а с другой — неразрывно логически взаимосвязаны друг с другом.

В первой части доклада воспроизводятся основные положения введения к ди­пломной работе: кратко (одним - двумя предложениями) обосновывается актуальность темы работы, называется объект исследования. Обычно продолжительность изложения этой части доклада не должна превышать 0,5 - 1 минуты.

Вторая часть доклада представляет собой краткое изложение основных положе­ний второй и третьей глав дипломной работы. Для представления экономической характеристики объекта исследования необходимо использовать выносной материал (таблицы, схемы), содержащий основные показатели деятельности предприятия. При этом в тексте доклада озвучиваются основные выводы, а цифры приводятся в таблицах и вслух не повторяются. Результаты анализа, проведенного в третьей главе работы, также должны быть представлены наглядно в выносных материалах и озвучены в тексте доклада. Продолжительность из­ложения этой части доклада, как правило, не должна превышать 3-4 минут.

Заканчивается доклад третьей частью, которая строится на основании содержа­ния выводов и предложений по итогам проведенного исследования. В этой части целесообразно кратко (по пунктам) сформулировать проблемы, выявленные в ходе анализа по теме работы, и перечислить свои предложения по поводу решения изученных проблем. Предложения должны быть конкретными и экономически обоснованными. Продолжительность этой части доклада не должна превышать 3-4 минут.

Таким образом, общее время изложения доклада должно составлять не более 7-9 минут.

При написании доклада по результатам исследования наиболее важные, ключе­вые положения целесообразно проиллюстрировать данными, приведенными в табли­цах, графиках, диаграммах. Это, с одной стороны, будет способствовать повышению достоверности и аналитичности при восприятии излагаемого материала, а с дру­гой — позволит не перегружать текст доклада цифровыми данными.

В настоящее время наиболее широкое распространение получило оформление иллюстративного материала на стандартных листах бумаги (формат А4) с последую­щей раздачей комплектов таблиц и иллюстраций каждому члену ГАК. Однако допус­кается оформлять иллюстративный материал и на стандартных листах чертежной бумаги (формат А1 594*840 мм) черной тушью.

Все таблицы и иллюстрации обязательно нумеруются в соответствии с хроноло­гией использования их при докладе (первое упоминание).

Как правило, при докладе о результатах исследования, проведенного в рамках дипломной работы, бывает достаточно 4-5 таблиц и иллюстраций. Их из­быточность способствует рассеиванию внимания слушателей, чем, в определенной степени, нарушает логику изложения и целостность восприятия материала.

Для наглядной презентации результатов дипломной работы рекомендуется использовать слайды, подготовленные в программе Microsoft Office PowerPoint.

Практикой выработан ряд основных правил написания и чтения научного докла­да, соблюдение которых позволяет избежать речевых пауз и ошибок, чем психологи­чески способствует облегчению восприятия и формированию благоприятного впечатления от излагаемого материала:

1) цифры (особенно многоразрядные) в докладе рекомендуется записывать только прописью, по возможности, округляя их;

2) для избежания ошибок при чтении следует избегать сокращения слов;

3) в многосложных и труднопроизносимых словах следует расставить знаки уда­рения;

4) ключевые слова, несущие максимальную смысловую нагрузку, целесообразно выделить в тексте подчеркиванием;

5) по возможности рекомендуется избегать местоимений (лучше повторить су­ществительное);

6) не следует перегружать текст подчиненными и придаточными предложения­ми;

7) необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дикцией, тем­пом, громкостью и интонацией при произношении. С этой целью рекомендуется не­сколько раз предварительно прочитать вслух текст доклада, фиксируя время чтения.

8) следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказанные рецен­зентом, изложив ответы в письменной форме.

Защита дипломной работы

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников экономического факультета ВятГСХА», защита дипломных работ происходит публично на открытых заседаниях ГАК с участием не менее двух третей ее состава.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность. Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии – кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, являющихся потребителями кадров данного профиля.

К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Результаты защиты дипломной работы определяются оценками «от­лично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день защиты, после оформления в установленном порядке протокола заседания ГАК. Решения ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос предсе­дателя ГАК является решающим.

Оценка по результатам защиты дипломной работы зависит от уровня доклада дипломника и его ответов на вопросы, качества дипломной работы и ее оценки рецензентом, уровня текущей успеваемости.

Практика свидетельствует, что оценки «отлично» заслуживают дипломные рабо­ты, квалифицированно и комплексно раскрывающие теоретическое содер­жание темы, содержащие глубокий и всесторонний анализ практического материала, заключающие в себе экономически обоснованные предложения и рекомендации, обу­словливающие практическую значимость работы. Необходимым условием также яв­ляется уровень ответов дипломника на вопросы членов ГАК. Ответы на все вопросы должны быть полными, аргументированными, свидетельствующими о глубоких зна­ниях студента, умении делать объективные выводы и принимать адекватные реше­ния, творчески подходить к оценке проблемных ситуаций.

Оценки «хорошо» заслуживают те дипломные работы, содержание которых изложено на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне, выводы и предложения объективно отражают результаты исследования, а на все вопросы членов ГАК дипломник при защите дал правильные ответы.

Оценки «удовлетворительно» заслуживают те дипломные работы, в которых теория и практика исследуемых проблем в основном раскрыта, выводы в це­лом объективны, предложения представляют практический интерес, но недостаточно убедительно обоснованы. Кроме того, не на все вопросы членов ГАК дипломник дал правильные и аргументированные ответы.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживают те работы, которые не отвечают предъявляемым требованиям и, кроме того, при ответах на дополнительные вопросы дипломник обнаружил серьезные пробелы в профессиональных знаниях.

Следует также отметить, что при обнаружении в дипломной работе заимствований из работ, защищенных ранее (без соответствующих ссылок), она мо­жет быть в любой момент снята с защиты решением председателя ГАК без права по­вторной защиты по этой же теме.

Студент, не защитивший без уважительной причины в течение установленного срока дипломную работу либо получивший при защите оценку «неудовле­творительно», отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Повторная защита дипломной работы разрешается не ранее, чем через три месяца и не позднее, чем через пять лет после прохождения итоговой государствен­ной аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, доку­ментально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итого­вые аттестационные испытания без отчисления из вуза.

В заключение следует сказать о самой процедуре защиты дипломных работ (проектов) на заседании ГАК.

Защита начинается с того, что председатель ГАК объявляет название дипломной работы, фамилию, имя, отчество ее автора, руководителя и рецензента, а также докладывает о наличии в деле всех необходимых документов.

Затем слово предоставляется автору дипломной работы, который строит свое выступление на основе чтения (или пересказа) подготовленного доклада по результатам проведенного исследования.

После доклада члены ГАК, а также все присутствующие на защите, могут задать автору любые вопросы по проблемам, рассматриваемым в дипломной работе, на которые автор обязан дать полные и аргументированные ответы.

Далее председатель или один из членов ГАК зачитывает рецензию на дипломную работу, после чего дипломнику предоставляется слово для ответа на указанные рецензентом замечания, соглашаясь с ними или аргументированно опро­вергая их, корректно доказывая свою правоту.

После ответов на замечания и пожелания, высказанные в рецензии, автор имеет право на заключительное слово, в котором он может поблагодарить научного руково­дителя, научного консультанта, рецензента, председателя и членов ГАК за помощь и внимание, оказанные во время подготовки и зашиты дипломной работы.

После того, как на закрытом заседании председатель и члены ГАК принимают решение о результатах защиты, оценки публично объявляются всем присутствующим, и на этом процедура защиты дипломной работы считается завершенной.

3 Примерные темы дипломных работ

  1. Организация маркетинговой деятельности предприятия
  2. Маркетинговые исследования конкурентоспособности (продукции) предприятия
  3. Организация производства конкурентоспособной продукции
  4. Совершенствование сбытовой политики предприятия
  5. Совершенствование товарной политики предприятия
  6. Совершенствование ассортиментной политики предприятия
  7. Совершенствование ценовой политики предприятия
  8. Совершенствование организации рекламной деятельности предприятия
  9. Маркетинг в сфере услуг
  10. Позиционирование товара на целевых рынках
  11. Организация контроля маркетинговой деятельности предприятия
  12. Стратегическое планирование маркетинга
  13. Организация системы товародвижения на предприятии
  14. Стимулирование сбыта в системе маркетинговой деятельности предприятия
  15. Формирование и развитие корпоративного имиджа
  16. Брендинг в системе маркетинговой деятельности предприятия
  17. Информационное обеспечение маркетинговых решений
  18. Маркетинг банковских услуг
  19. Разработка бизнес-плана на новый вид продукции
  20. Совершенствование работы по оптовым закупкам (продаже) товаров
  21. Совершенствование организации работы склада
  22. Внутрифирменное бюджетирование
  23. Планирование рекламной деятельности предприятия
  24. Формирование системы маркетинговых коммуникаций
  25. Сервис в системе товарной и сбытовой политики
  26. Инновационная политика предприятия
  27. Роль посреднической организации в распределении продукции
  28. Совершенствование коммерческой деятельности предприятия
  29. Мерчандайзинг торгового предприятия
  30. Управление товарными запасами
  31. Совершенствование оптовой торговли
  32. Совершенствование розничной торговли
  33. Повышение качества продукции в маркетинговой деятельности предприятия
  34. Организация исследований рынка на предприятии
  35. Исследование рынка товаров (услуг) предприятия
  36. Формирование конкурентной стратегии предприятия
  37. Маркетинговые исследования рынка рекламных услуг г. Кирова
  38. Оценка конъюнктуры рынка конкретного товара

4. Примерное содержание отдельных тем

Приложение А

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО ВЯТСКАЯ ГСХА

Экономи

Наши рекомендации