Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы в Государственной аттестационной комиссии СтГАУ
Студент-выпускник допускается к защите квалификационной (дипломной) работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим кафедрой.
Процедура защиты квалификационных (дипломных) работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. В соответствии с ним к защите квалификационной (дипломной) работы допускаются студенты-выпускники, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом.
Сдача итоговых экзаменов и защита квалификационных (дипломных) работ (проектов) проводятся на заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Кроме членов комиссии на защите должен присутствовать научный руководитель квалификационной (дипломной) работы и, по возможности, рецензент.
Перед началом защиты каждой работы секретарь Государственной аттестационной комиссии для членов ГАК дает краткую информацию из личного дела студента-выпускника.
Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента-выпускника по теме квалификационной (дипломной) работы. Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель Государственной аттестационной комиссии. Для доклада основных положений квалификационной (дипломной) работы, обоснования сделанных им выводов и предложений студенту-выпускнику предоставляется до 10 минут, что соответствует 2-3 страницам обычного текста размера шрифта 14, набранного с полуторным межстрочным интервалом.
Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное содержание выпускной квалификационной работы, а затем осветить основные ее результаты, сделанные выводы и предложения. Студент-выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный раздаточный материал (таблицы, схемы, проекты предлагаемых документов и т.д.), иллюстрирующие основные положения доклада.
После доклада студент-выпускник должен ответить на вопросы членов ГАК. После этого зачитывается отзыв руководителя и рецензия. Потом начинается обсуждение квалификационной (дипломной) работы или дискуссия. В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица.
После окончания обсуждения студенту-выпускнику предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на замечания рецензента, соглашаясь с ними или давая обоснованные возражения.
Члены ГАК, участвующие в процедуре защиты студентом-выпускником его квалификационной (дипломной) работы, для определения готовности студента-выпускника к будущей профессиональной деятельности учитывают:
· результаты защиты дипломной работы;
· отзыв научного руководителя, характеризующего студента-выпускника;
· заключение рецензента по поводу качества подготовки дипломной работы.
Результаты защиты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Оценка выпускной квалификационной работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада, отзывы и рецензия на квалификационную (дипломную) работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента-выпускника, продемонстрированный им во время защиты. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГАК.
По результатам итоговой аттестации студентов-выпускников государственная комиссия по защите квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.
Студент-выпускник, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании. В этом случае ГАК устанавливает, может ли студент-выпускник представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент-выпускник обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.
Студентам-выпускникам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, ректоратом может быть предоставлена возможность прохождения повторных аттестационных испытаний в следующий период работы ГАК, но не более чем в течение одного года.
После защиты квалификационная (дипломная) работа опечатывается и передается в архив. Таблицы и схемы, а также другие раздаточные материалы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном процессе в качестве наглядных пособий.
Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной (дипломной) работы
Студент-выпускник не может получить высокую оценку за дипломную работу без умения квалифицированного ее представления.
Основные требования к докладу:
во-первых, текст выступления должен быть максимально приближен к содержанию выпускной квалификационной работы, поэтому основу выступления составляют актуальность, выводы и предложения, которые используются в докладе практически полностью;
во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в выпускной квалификационной работе.
Примерная структура текста выступления при защите квалификационной (дипломной) работы представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Примерная структура выступления
Раздел выступления | Максимальная продолжи-тельность, мин. | Количество слайдов презентации |
Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет и цель исследования.) | 1-2 | |
Краткое содержание работы (выводы по главам) | 1-2 | 2-4 |
Предложения по результатам исследования с их обоснованием | 3-4 | 2-3 |
Эффективность предлагаемых мероприятий | 2-3 | 1-2 |