Зав. магазином, оператор-продавец, уборщица, водитель

Рис. 1. Схема организационной структуры управления фирмы.(сделать под магазин Шариповой)

Как видно из рис.1 коммерческий директор курирует деятельность магазина и имеет в подчинении: заведующую магазином, оператора- продавца, уборщицу, водителя, грузчика; в подчинении главного бухгалтера – бухгалтер и кассир.

Структура имеет горизонтальный уровень, и носит характер согласования. Такая структура является, как правило, одноуровневой.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей управления.

На данном предприятии присутствует линейная структура управления, которая в основном и используется мелкими и средними фирмами с несложным производством при отсутствии широких кооперативных связей между предприятиями.

Достоинства:

Единство и четкость распорядительства,

Согласованность действий исполнителей,

оперативность в принятии решений,

получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий,

личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки:

Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферы деятельности,

Большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические[41].

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Общая площадь магазин составляет 102 квадратных метра, из них 52 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.

Форма торгового зала ИП "Шарипова А.Г" имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.

Коэффициент экспозиционной площади равен в 2012 году 0,50, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т.к. этот коэффициент в магазинах с площадью 50 кв.м равен 0,52.

Из всего этого можно сделать вывод, что торгово-технологическое оборудование, используемое в ИП "Шарипова А.Г" соответствует экономическим, эстетическим и техническим требованиям.

ИП «Шарипова А.Г» применяют линейный способ доставки товаров.

Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров.(приложение) В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

ИП «Шарипова А.Г» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров. ИП «Шарипова А.Г» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.

Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля над выполнением поставщиками договорных обязательств.

Для анализа показателей бухгалтерской отчетности Индивидуального предпринимателя Шариповой А.Г. использованы общепринятые приемы: чтение отчетности, вертикальный анализ, горизонтальный (трендовый) анализ, расчет финансовых показателей.

В связи с тем, что организационно-правовая форма на данном предприятии – частная, поэтому отсутствует (не ведется) баланс, для этого бухгалтерские данные были сведены в упрощенную форму баланса и упрощенную форму отчета о прибылях и убытках (предложенную Сбербанком г. Ульяновска), табл. 1.1. – 1.3..

Приложение 1. Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года

  Статьи             Сумма
                (тыс,руб,)
Выручка (поступление средств) от реализации    
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности  
ИТОГО выручка ( 1+2)        
Расходы на закупку товаров        
Трудозатраты          
Расходы за оказанные услуги по договорам подряда  
Аренда помещений          
Вода, телефон, электроэнергия      
Транспортные расходы        
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов  
Прочие расходы          
Налоги            
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12)      
ПРИБЫЛЬ (3-13)          

Рентабельность = 12,8 %

Приложение .2. Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года

  Статьи             Сумма
                (тыс,руб,)
Выручка (поступление средств) от реализации    
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности  
ИТОГО выручка ( 1+2)        
Расходы на закупку товаров        
Трудозатраты          
Расходы за оказанные услуги по договорам подряда  
Аренда помещений          
Вода, телефон, электроэнергия      
Транспортные расходы        
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов  
Прочие расходы          
Налоги            
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12)      
ПРИБЫЛЬ (3-13)          

Рентабельность = 17,2 %

Приложение 3. Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года

  Статьи             Сумма
                (тыс,руб,)
Выручка (поступление средств) от реализации    
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности  
ИТОГО выручка ( 1+2)        
Расходы на закупку товаров        
Трудозатраты          
Расходы за оказанные услуги по договорам подряда  
Аренда помещений          
Вода, телефон, электроэнергия      
Транспортные расходы        
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов  
Прочие расходы          
Налоги            
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12)      
ПРИБЫЛЬ (3-13)          
                     

Рентабельность = 20,2%

Рассчитаем коэффициент рентабельности:

КР = (ГР.14) : (ГР.3)

КР = ЧП : З

Где ЧП – чистая прибыль,

З – затраты (всего расходы).

Чистая рентабельность:

ЧР = ЧП : З *100%

В целом, анализируя приведенные показатели, можно сказать, что ИП «Шарипова А.Г.» имеет очень устойчивое финансовое положение: год от года увеличивается и растёт клиентский поток, увеличивается выручка от реализации продовольственной продукции, растёт прибыль, повышается коэффициент рентабельности торгового предприятия (табл. 1.4.). Представим графически на рис. 1.1. и 1.2. рост прибыли фирмы за последние три года и увеличение коэффициента рентабельности за аналогичный период. Рентабельность показывает, насколько прибыльна (убыточна) деятельность предприятия. Показатели рентабельности позволяют получить обобщенную оценку деятельности организации.

Таблица 1.4 Чистая рентабельность ИП «Шарипова А.Г.» (%)

  2002 год 2003 год % роста к 2002 году 2004 год % роста к 2003 году
Чистая рентабельность 12,8 17,2 134,4 20,3 118,0

Рис. 1.1.(изменить года на 2009,2010,2011)

Рис. 1.2(изменить года внизу на 2009,2010,2011)

Вертикальный (структурный) анализ – это представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей.

Динамику отдельных показателей во времени можно изучить с помощью горизонтального анализа отчетности.

Трендовый анализ позволяет произвести расчет относительных отклонений какой-либо статьи отчетности за ряд лет от уровня базового года, для которого значения всех статей принимаются за 100 %.

Таблица 1.5 Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках за 2009 – 2011 годы. (тыс.руб.)

№ п\п СТАТЬИ 2009 год 2010 год % роста к 2009 году 2011 год % роста к 2010 году % роста к 2011 году
Выручка от реализации (поступление Средств) 215,1 138,7
  Удельный вес
Выручка от прочей деятельности
  Удельный вес
ИТОГО выручка 215,1 138,7
  Удельный вес
Расходы на закупку товаров 155,3 211,8 136,4
  Удельный вес 88,2 91,7 +3,5 92,5 +4,3 +0,8
Трудозатраты 109,2 132,1 120,9
  Удельный вес 3,6 2,6 -1,0 2,4 -1,2 -0,2
Расходы на оказ. услуг по догов. подряда
  Удельный вес
Аренды помещений
  Удельный вес 0,7 0,5 -0,2 0,3 -0,4 -0,2
Вода, телефон, электроэнергия 102,4 108,2 105,7
  Удельный вес 0,2 0,2 0,2
Транспортные расходы 130,5 164,4 126,0
  Удельный вес 3,6 3,1 -0,5 2,9 -0,7 -0,2
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов 166,7
  Удельный вес 0,5 0,5 0,6 +0,1 +0,1
Прочие расходы 46,1 49,9 108,2
  Удельный вес 2,2 0,7 -1,5 0,5 -1,7 -0,2
Налоги 104,6 116,2 111,1
  Удельный вес 1,0 0,7 -0,3 0,6 -0,4 -0,1
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12) 149,2 201,8 135,2
  Удельный вес
ПРИБЫЛЬ 200,2 318,6 159,2

Из таблицы 1.5. мы видим, что основная доля затрат приходиться на статью «расходы на закупку товаров» 92,5 %, в то время как в 2009 году – 88,2 %, 2010 году – 91,7 %. Соответственно увеличились и транспортные расходы, но только лишь в натуральном измерении. В процентном соотношении их доля значительно уменьшилась к общей динамике расходов: 3,6 % - в 2009 году, 3,1 % - в 2010 году и 2,9 % - в 2011году. Это связано с тем, что доставлять груз стали в более укомплектованных машинах, т.е. не полупустой. Доля затрат на зарплату, в процентном соотношении, значительно уменьшилась в 2009 году – 3,6 %, в 2010 году – 2,6 %, в 2011 году 2,4 %, хотя в натуральном выражении трудозатраты значительно увеличились: в 2009 году – 1190 руб., в 2010 – 1300 руб., 2011 году – 1572 рубля, т.е. повышение зарплаты персонала не сказалось по отношению к общей доле затрат на предприятии.

С учетом выплаты налогов чистая прибыль в отчетном году значительно возросла по отношению с прошлым, а тем более с 2009 годом и составляет в 2009 году – 4231 рублей, в 2010 году – 8470 рублей и в 2011 году - 13482 тыс. рублей.

Для проведения вертикального и горизонтального анализа упрощенного баланса ИП «Шарипова А.Г» за 2009, 2010, 2011 годы использована таблица сравнительного уплотненного баланса (см. табл. 1.6.), статьи которых распределены следующим образом.

Ликвидные средства – в графу вносятся: остаток наличных денег в кассе; остатки средств на расчетных, текущих валютных и депозитных счетах Заемщика, подтвержденные банковскими выписками; а также иные ликвидные средства Заемщика.

Товары и запасы – в графу вносятся документально подтвержденная (счета-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость находящихся в распоряжении Заемщика товарно-материальных запасов по их видам.

Прочие активы - в графу вносится документально подтвержденная (договоры купли-продажи, контракты и т.п.) текущая (не просрочена) задолженность покупателей и заказчиков перед Заемщиком, а также выданные Заемщиком авансы.

Основные средства - в графу вносится документально подтвержденная (счета-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость находящихся в распоряжении Заемщика и используемых в его хозяйственной деятельности основных средств (в том числе приобретенные заемщиком-предпринимателем в качестве физического лица) с расшифровкой по их видам.

Товары на реализации - в графу вносится стоимость товаров, взятых Заемщиком на реализацию.

Кредиторская задолженность – в графу вносятся суммы кредиторской задолженности Заемщика с расшифровкой по их видам.

Собственный капитал – в графу вносится разница между (гр.1 + гр.2 + гр. 3 + гр.4) и (гр.5 + гр.6).

Таблица 1.6. Упрощенная форма баланса ИП «Шарипова А.Г.» за 2009 – 2011 годы. (тыс. руб.)

№п\п АКТИВ 2009 год 2010 год % роста к 2009 году 2011 год % роста к 2009 году % роста к 2010 году
  СТАТЬИ            
1. Ликвидные средства, в т.ч.: 135,2 251,6 186,1
  Удельный вес к валюте баланса, % 4,1 -1,1 3,1 -1 + 0,1
1.1 Касса 122,5 261,8 213,6
  Удельный вес к валюте баланса, % 3,4 2,3 -1,1 2,7 -0,7 +0,4
1.2 Расчетный счет
  Удельный вес к валюте баланса, % 0,7 0,7 0,4 -0,3 -0,3
Товары и запасы: 177,3 315,9 178,2
  Удельный вес к валюте баланса, % 83,2 79,9 -3,3 77,7 -5,5 -2,2
Прочие активы, в т.ч.: 222,9 395,3 177,3
  Удельный вес к валюте баланса, % 5,8 6,9 +1,1 6,7 +0,9 -0,2
3.1 Покупатели и заказчики 222,4 394,1 177,2
  Удельный вес к валюте баланса, % 5,8 6,88 +1,08 6,68 +0,88 -0,2
3.2 Авансы выданные
  Удельный вес к валюте баланса, % 0,02 +0,02 0,02 +0,02
Основные средства 274,5 617,6
  Удельный вес к валюте баланса, % 6,9 10,2 +3,3 12,5 +5,6 +2,3
  ВСЕГО 184,8 338,6 183,2
  Удельный вес к валюте баланса, %
  ПАССИВ            
  СТАТЬИ            
Товары на реализации 191,9 259,3 135,1
  Удельный вес к валюте баланса, % 10,4 +0,4 7,7 -2,3 -2,7
Кредиторская задолженность, в т.ч.:
  Удельный вес к валюте баланса, % 2,5 +2,5 +2,5
6.1 Полученные кредиты и займы
  Удельный вес к валюте баланса, % 2,5 +2,5 +2,5
Собственный капитал 337,9 183,6
  Удельный вес к валюте баланса, % 89,4 89,6 +0,2 89,8 +0,4 +0,2
  ВСЕГО 184,8 338,6 183,2
   

Из данных таблицы 1.6. следует, что за отчетный год сумма собственного капитала значительно увеличилась на 4108 тыс. руб.(9022 – 4914), или на 83,6 % к 2010году, а по сравнению с 2009 годом сумма собственного капитала увеличилась на 6352 тыс. руб. (9022 – 2670) или на 237,9 %, что показывает о стабильности предприятия о его стабильной прибыли, а значит и о финансовой устойчивости предприятия, так как доля собственного капитала к балансу составляет 89,8 %. За исследуемый период с 2009 по 2011 годы доля собственного капитала практически не изменилась и остается в периоде от 89,4 до 89,8 % к удельному весу пассива.

Произошли положительные изменения в структуре «товары на реализации» (кредиторская задолженность поставщикам), их удельный вес к балансу в 2011 году снизился на 2,3 % по отношению к 2009 году, и на 2,7 % по отношению к 2010 году.

Наблюдается стабильное снижение удельного веса к балансу статьи «товары и запасы», в 2009 году их удельный вес составил – 83,2 % к балансу, за 2010 год - 79,9 %, за 2011 год – 77,7 %. Произошло увеличение собственного капитала, что и повлекло уменьшение процентного удельного веса к общей сумме баланса.

В целом по предприятию показатели положительные, что свидетельствует о востребованности данного предприятия.

Далее на рис. 1.3. видна динамика роста собственного капитала и на рисунке 1.4. стабильность удельного веса к балансу ИП «Шарипова А.Г.» за период с 2009 по 2011 годы

Рис.1.3 удельный вес собственного капитала ИП «Шарипова А.Г. за 200 -2011 годы(заменить года в таблице на 2009,2010,2011)

Рис. 1.4 Показатели платежеспособности предприятия ИП «Шарипова А.Г.»(заменить года в таблице на 2009,2010,2011)

Исходя из анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия, мы выявили, что ИП находится в устойчивом положении.

Наиболее существенными показателями являются показатели ликвидности, рентабельности и финансовой устойчивости.

Одно из условий финансовой устойчивости организации выражено в показателях платежеспособности и ликвидности. Показатели платежеспособности и ликвидности отражают способность организации погасить свои краткосрочные обязательства легкореализуемыми средствами.

Финансовое положение организации характкризуется как устойчивое при достаточно высоком уровне платежеспособности организации. Низкое значение коэфициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствуют о возможности возникновения проблемы наличности в организации и о возможных затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.

Для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия используют следующие коэффициенты.

Они позволяют оценить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.

Наиболее важными из них являются:

коэффициент абсолютной ликвидности;

коэффициент текущей платежеспособности;

коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности;

чистый оборотный капитал.

1). Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности), который показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса, рассчитывается по формуле:

Каб.ликв. = (Дс + Кфв) / Кз 0,2,

где Дс – денежные средства;

Кфв – краткосрочные финансовые вложения;

Кз – краткосрочная задолженность.

За 2002 год Каб.ликв. = (122 + 0) / 297 = 0,4 0,2,

За 2003 год Каб.ликв. = (165 + 0) / 570 = 0,3 0,2

За 2004 год Каб.ликв. = (307 + 0) / 770 = 0,4 0,2

По данным балансов за 2009 -2011 гг. ИП отношение денежных средств и краткосрочных обязательств составляет: 0,4; 0,3 и 0,4. Это говорит о том, что погасить свои обязательства в срочном порядке предприятие может. Такой факт положительно характеризует финансовое положение ИП и свидетельствует о том, что предприятие не испытывает дефицит свободных денежных средств. Показатель данного коэффициента показывает, какая часть срочных обязательств может быть погашена наиболее мобильными оборотными средствами ИП[12].

Анализ платежеспособности и ликвидности ИП

Таблица 1.7 Коэффициенты ликвидности и платежеспособности

Показатели Нормальные ограничения 2009год 2010 год Изменения к 2009 году 20011 год Изменения к 2010 году
 
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 0,4 0,3 - 0,1 0,4 + 0,1
Коэффициент текущей платежеспособности 9,3 8,6 - 0,7 11,4 + 2,8
Коэффициент промежу- точной платежеспособно- сти и ликвидности 0,7 – 0,8 0,98 0,95 - 0,03 1,26 + 0,31

Из приведенных данных в таблице 1.7. видно, что коэффициенты ликвидности предприятия находятся выше нормативов, что свидетельствует о достатке денежных средств для финансирования основной деятельности и покрытия кредиторской задолженности и обязательных платежей.

2. Показатели качественной характеристики платежеспособности и ликвидности.

1). Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет чистый оборотный капитал (ЧОК). (Рост показателя в динамике - положительная тенденция)

Величина оборотного капитала, финансируемого за счет собственных оборотных средств в 2009 году составляла 2466 тыс. руб., в 2010 году – 4353 тыс. руб., а в 2011 году – 7760 тыс. руб. Положительная величина в анализируемом периоде чистого оборотного капитала повышает финансовую устойчивость и независимость ИП. Таким образом, на финансовое положение предприятия оказывает отрицательное влияние, как недостаток, так и избыток чистого оборотного капитала. Недостаток отрицательно скажется на платежеспособности организации и может привести к банкротству. Избыток чистого оборотного капитала говорит о неэффективном использовании имеющихся ресурсов.

С позиции кредиторов, подобный вариант состояния оборотных средств наиболее предпочтителен.

Таблица № 1.8 Показатели качественной характеристики платежеспособности и ликвидности.

Показатель Расчет показателя Рекоменд.значения 2009 год 2010 год 2011 год
чистый оборотный капитал; Оборотные активы – краткосрочные обязательства или (Собствен. Каптал = долгоср. Заем. Средства) – Внеоборотные активы Рост показателя в динамике положи-тельная тенденция 2466 тыс. руб 4353 тыс. руб 7760 тыс. руб.
Коэффициент соотношения денежных средств и чистого оборотного капитала; Денежные средства/ чистый оборотный капитал 0 – 1 рост в динамике положи-тельная тенденция 0,04 0,04 0,04
Коэффициент соотношения запасов и чистого оборотного капитала Запасы/ чистый оборотный капитал Чем выше показатель к единице тем хуже 1,01 1,01 1,01
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности Сумма дебиторской задолженности/ сумма кредиторской задолженности - 0,5 0,7 0,9

По данным табл. 1.8. наблюдается рост показателей, что свидетельствует о стабильном финансовом положении.

Показатели деловой активности предприятия позволяют оценить финансовое положение организации с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превратиться в наличность, каков производственный потенциал организации, эффективно ли используются собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует организация свои активы для получения доходов и прибыли. Например, как быстро дебиторская задолженность превращается в наличность, каков возраст запасов и т.д.

В таблице 1.9. приведены показатели деловой активности характеризующие эффективность использования предприятием своих совокупных активов или какого – либо их вида. Они показывают какой объем выручки обеспечивает каждый рубль активов, как быстро активы оборачиваются в процессе деятельности организации.

Динамика коэффициентов.

Таблица 1.9 Расчет показателей деловой активности ИП «Шарипова А.Г.» за 2009 – 2011 годы.

Показатель Расчет показателя Рекомендуемые значения Расчеты за 2010 – 2011 год 2010 год 2011 год
1.Оборачиваемость запасов (раз) Себест-сть реализованной продукции/ средняя за период стоимость активов Должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости За 2003 год49180/((2763+ 4923)/2)за 2004год66505/((4923+8784)/2)
2.Оборачиваемость дебиторской задолженности (раз) Выручка от реализации/ средняя за период сумма дебиторской задолженность Должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости За 2003 год57650/ ((170 + 378)/2)за 2004 год79987/ ((378 +670)/2)
Время обращения дебиторской задолженности(дни) Количество дней в году/оборачиваемость дебиторской задолженности Должна быть тенденция к уменьшению За 2003 год360/210за 2004 год360/152 (1,7)2
4.Средний возраст запасов (дни) Количество дней в году/ оборачиваемость запасов Должна быть тенденция к уменьшению За 2003 год360/13за 2004 год360/10
Операционный цикл (дни) Время обращения дебиторской задолженности + средний возраст запасов Должна быть тенденция к уменьшению За 2003 год2+28за 2004 год2+36
Оборачиваемость оборотного капитала Выручка от реализации/ средняя за период стоимость оборотных активов Ускорение оборачиваемости-положительная тенденция За 2003 год57650/(2763 +4923)/2)за 2004 год79987/((4923 +8784)/2)
оборачиваемость собственного капитала Выручка от реализации/ средняя за период сумма собственного капитала Ускорение оборачиваемости-положительная тенденция За 2003 год 57650/((2670+ 4944)/2)за 2004 год 79987/(4914+ 9022)/2)

Вследствие затоваривания оборачиваемость запасов снизилась, необходимо проконтролировать запасы, пересмотреть остатки залежавшихся товаров и не заказывать без надобности излишний товар, а заказывать только тот товар который в данный момент недостаточен. В целом необходимо рационально распределить товар, дабы избежать просроков продуктов питания и тем самым улучшить показатели оборотного капитала.

Средний возраст запасов (как долго содержались запасы), т.е. как долго деньги связаны с запасами на предприятии ИП в отчетном периоде увеличился до 36 дней, в 2010 году средний возраст запасов составлял 28 дней, что ещё раз свидетельствует о нерациональном распределении товаров.

Операционный цикл показывает какое количество дней необходимо для превращения запасов и дебиторской задолженности в денежные средства. Соответственно увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 годом в целом на 8 дней (38 – 30) снизила показатель на 30 %.

Оборачиваемость оборотного капитала, т.е. скорость оборота собственного капитала, его активность значительно снизилась в 2011 году на 3 раза по сравнению с 2010 годом, что еще раз подтверждает правильность ранее исчисленных показателей свидетельствующих о затоваривании товарами торгового предприятия ИП «Шарипова А.Г.».

В результате анализа показателей, сигнализирующих о состоянии ИП можно сделать следующие выводы:

- за анализируемый период на предприятии высокая ликвидность, это свидетельствует о достаточном количестве свободных денежных средств и качественном управлении денежными потоками;

- произошло повышение рентабельности активов, реализации и собственного капитала;

- предприятие обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.

Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности ИП «Шарипова А.Г.»

Магазин успешно функционируют и приносит стабильный доход их владельцу. Выявлено, что на сегодняшний день большие очереди в магазинах требуют либо расширения площадей, либо введение в строй нового магазина, а также усовершенствование работы по обслуживанию покупателей.

По моему эффективное функционирование и устойчивое развитие торгового предпринимательства, его дальнейшее реформирование невозможно без разработки и реализации инновационной политики, позволяющая совершенствовать организационно-экономическую деятельность и нормативно-правовую базу его функционирования, повысить технический и технологический уровень предприятий и качество обслуживания населения.

В этой связи, в работе предложена концептуальная модель развития торгового предпринимательства, включающая следующие основные блоки (рис. 2): формирование эффективной конкурентной среды и обеспечение экономической конкурентоспособности субъектов торгового предпринимательства; совершенствование инфраструктуры предпринимательства в розничной торговле; совершенствование прогнозирования развития розничной торговой сети на основе соединения принципов свободного предпринимательства и государственного регулирования; обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг; инновационная политика и кадровое обеспечение предпринимательства в розничной торговле; интеграция в мировую торговлю и защита внутреннего рынка.

Зав. магазином, оператор-продавец, уборщица, водитель - student2.ru

Рис.2. Основные направления-блоки концептуальной модели развития торгового предпринимательства

Основными целями концептуальной модели развития предпринимательства в розничной торговле должны стать разработка приемлемого для рыночной экономики организационно-правового механизма торговли, дальнейшее совершенствование процесса розничной торговли для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, оздоровление финансового положения предприятий розничн

Наши рекомендации