Основные формы организации в международном бизнесе.
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:
лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента;
сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;
контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями;
совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.
1. Международный стратегический альянс- относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
Международный стратегический альянс отличает: происхождение партнеров по крайней мере из двух различных стран; стратегическая значимость для каждого партнера.
Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:
- компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;
- соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
- имеют целенаправленные "рациональные цели для связей одной фирмы с другой".
Свойства МСА: 1. комбинация ресурсов партнеров должна быть направлена на создание ценности, общая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов. 2. две или более организации, объединенные для реализации согласованных целей, остаются независимыми после формирования альянса. 3. фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль. 4. организации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса, например развитию технологии, производству продукции и т. п.
2. Многонациональная компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.
Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Основные принципы, лежащие в основе МНК: корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия; ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач; наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний; бессрочный характер существования МНК.
К числу наиболее известных и удачных объединений, завоевавших прочную международную репутацию, можно отнести англо-голландские компании Unilever и Royal Dutch Shell, шведско-швейцарскую компанию ABB, американо-швейцарскую банковскую группу Credit Suisse First Boston.
Сегодня в мире действует порядка 40 000 МНК, имеющих около 200 000 подразделений в 150 странах.
Сравнительный менеджмент
Доп.материал
Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и излучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями, как национального так и мультинационального характера, и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами.
Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины - повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес. Вместе с тем, помимо чисто экономических целей сравнительный менеджмент безусловно преследует и важные социально-политические цели: его грамотное использование способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур.