Личность работника и принципы изучения личности.

Подходы к изучению организационного поведения:
• первый подход предполагает накапливание жизненного, управленческого опыта, поиск эффективных моделей поведения в реальной деятельности; преобладающие методы: «проб и ошибок», анализа реальных ситуаций и синтеза новых знания на основе их обобщения и т.д.
• второй подход связан с овладением теоретическими знаниями и практическими навыками; основой являются научные исследования; используются специальные методы и методы смежных научных дисциплин Для руководителей важно сочетание двух подходов.
Выделяются 3 уровня рассмотрения проблем организационного поведения:1) личностный2) групповой3) организационный

Всякая личность является социальным существом, продуктом общественных отношений. В этом качестве она выступает носителем социальных свойств, определяемых местом и ролью, которую играет личность в системе общественных отношений. Социальные свойства личности являются ее существенными свойствами. Поэтому социальные свойства личности образуют уровень собственно личности.

Можно выделить в множестве свойств личности три основные группы свойств, образующих три уровня рассмотрения личности:

1) уровень организма (органические свойства);

2) уровень индивида (психические свойства);

3) уровень личности (социальные свойства).

Личность — это сознательный индивид», то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней можно выделить три основные подсистемы (сферы):

1) когнитивную, в которой результируются функции познания и которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;

2)регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

3) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.

личность — это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам (Б.Г. Ананьев):

1) субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе элементарные и частные психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

Руководителю необходимо' Учитывать некоторые особенности восприятия как процесса получения информации и формирования целостного образа предметов и явлении.

1) Информация усваивается' человеком в объеме 10-40% при воздействии только на слуховой анализатор, без выраженного эмоционального позитивного отношен^ и без Участия оперативного мышления.

2) На 50-60% запоминает*и воспроизводится информация, усвоение которой происходи^0 посредством одного анализатора (например только на слух), выраженного эмоционального отношения и лишь при частичном включении оперативного мышления (осмысления).

3) Информация в объеме 70-'~90% запоминается и активно воспроизводится (без подсказки), когда ее понимание более эмоционально окрашено и воспринимается сона по нескольким информационным каналам (зрительному, слуховому, мышечному) с включением оперативного мышления.

При этом необходимо учитывать, что посредством зрения человек получает около 80% информации из окружающего мира, а на слух — только 10% информации.

Также материал лучше усваивается, когда он связан с личным опытом, примерами. Большое значение для усвоения имеет ярко выраженная практическая направленность информации.

В целом познавательные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированно-сти у людей определяет их важные профессиональные способности узнавания и различения объектов разнообразных модальностей, воздействующих на различные анализаторы,

Поэтому необходим профотбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов (учет законов контраста, пороговых характеристик зрения и слуха человека и др.) при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности.

2. Память — это процесс, который служит для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте человека. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.

По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, которые образуют единую систему переработки информации человеком.

3. Мышление — это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений.

Решение разного рода профессиональных задач требует по преимуществу разных типов мышления — образного, практического или теоретического. Например, если для водителя транспортного средства необходимо образное и практическое мышление, то для руководителей верхних уровней — высокоразвитое теоретическое мышление.

4. Речь.

5. Внимание — это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например в деятельности спортсменов, операторов и др,).

6. Воображение — это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, то есть прошлого опыта субъекта. Воображение —основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий.

Эффективность протекания познавательных процессов связана с двумя видами факторов деятельности человека в организации.

1. Объективные факторы связаны с социальными и природными

процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией

производственной деятельности. К ним относятся:

— рациональная организация производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

— методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов восприятия, памяти и др.);

— опыт и мастерство руководителя, его авторитет, управленческий такт и др.;

— содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;

— организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;

— индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.

2. Субъективные факторы успешности управления персоналом

и профессиональной деятельности — это индивидуальные свойства ? личности сотрудников:

— мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;

— уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;

— одаренность, общие и специальные способности;

— психологические свойства личности (тип нервной системы, ра- ' ботоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);

— характерологические особенности личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);

— стрессоустойчивость и саморегуляция;

— отношение сотрудника к личности руководителя, а также к своей рабочей группе.

Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.

Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в управлении персоналом

К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

1. Темперамент — это сочетание индивидуальных психофизиологических характеристик нервной системы человека, определяющих динамическую сторону поведения.Согласно классификации Гиппократа—И.П. Павлова выделяются 4 основных темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации же К. Юнга—Г. Айзенка, выделяются следующие 4 типа: экстраверты высокотревожный и малотревожный, интроверты малотревожный и высокотревожный.

Принцип системности описывает последующие направления (задачи) исследования:

1) (к примеру, согласно К .К. Вообще-то Платонову, особенность представлена на четыри уровнях уровне направленности и весьма моральных свойств личности; уровне познаний, умений и способностей; уровне личных особенностей протекания практически отдельных психологических действий и уровне характера, половых и порядком возрастных особенностей);

2) весьма выявление принципов и устройств организации системы в единое целое (к примеру, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много весьма многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).

Субординационный либо иерархический принцип., при котором наиболее сложные либо наиболее общие характеристики личности подчиняют для себя наиболее простые и личные весьма социальные и психофизиологические характеристики (коммуникабельность включена в наиболее общий мощный фактор экстраверсию); и координационный, при котором активное взаимодействие осуществляется на весьма паритетных началах, допускающих некую совершенная независимость , автономность параметров (к примеру, огромная связь меж динамичностью возбуждения и динамичностью торможения).
Принцип активности. Вообще-то Согласно последующему принципу активности выдающаяся личность владеет качествами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Принцип развития подразумевает исследование психологических действий и параметров исходя из убеждений их особенно закономерного конфигурации.

Принцип субъекта подразумевает разглядывать человека как автономную, особенно инициативную выдающаяся личность , немного способную в практически определенных пределах изменять себя и мир вокруг нас.

Принцип детерминизма основан на идее совершенно причинной обусловленности хоть какого психологического процесса. Вообще-то Он формулируется как антитеза такому осознанию психологического, при котором оно разглядывает или как данность, эпифеномен, совершенно детерминированный лишь внутренними причинами, или как объективно немного наблюдаемое выдающееся явление , практически вызванное наружными действиями .

Принцип единства методологии, теории и опыта дозволяет осуществлять практически достоверную проверку теоретических гипотез как догадок о каузальных либо корреляционных зависимостях, возникающих меж теоретическими конструктами и их следствиями совершенно операциональными совершенно переменными.

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М. и. л. Дифференциация М. и. л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М. и. л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентации в построении М. и. л. Субъектная ориентация представлена проективными и психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т.д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования М. и, л, личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т.п. В рамках указанной ориентации складывается особый| принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т.п.).

Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать. Таким образом, первым свойством личности является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее сторон; вторым — активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третьим — устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение человека, то есть действия, выражающие его субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями людей и внешней обстановкой, их вкусами, взглядами, интересами.

Личностные качества формируются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов открывает дорогу успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводит в тупик.

Начнем наше изучение личности с перечисления ее основных характеристик.

Во-первых, к ним относятся общие качества (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и пр.), позволяющие человеку трудиться и жить в обществе себе подобных.

Во-вторых, специфические свойства, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности — руководству, конструированию, обучению, выполнению расчетов и пр.

В-третьих, подготовленность к нему в виде совокупность умений, знаний, квалификации, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения, целенаправленно!; подготовки, так и практики, жизненного опыта.

В-четвертых, направленность, то есть ориентированность человеческой активности, возникающая во многом под воздей -ствием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.

В-пятых, определенный склад характера, который придает поведению человека, его отношению к окружающим специфический индивидуальный оттенок.

В-шестых, биологически обусловленные особенности, во многом предопределяющие пригодность человека к той или иной деятельности. К ним относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила.

В-седьмых, психологические особенности: диапазон деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стиль работы, определяемый знаниями, опытом, эмоциями, силой и подвижностью психики, возбудимостью.

В-восьмых, психические состояния, то есть стойкие психические явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и пр.). Они, в свою очередь, оказывают значительное влияние на характер проявления других личных качеств.


Темперамент определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности).
К свойствам темперамента относятся:
1) сензитивность - чувствительность к воздействиям внешней среды; 2) реактивность, характеризующая особенности непроизволъных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс; 3) пластичностъ поведения (адаптивность) - ригидность (негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении внешней среды); 4) экстраверсия - интроверсия (направленность на внешний или внутренний мир); 5) нейротизм (эмоциональная стабильность). Высокий уровень нейротизма обусловливает: низкую устойчивость к неопределенности. Работники с высоким уровнем нейротизма предпочитают ясные и точные инструкции, четкие правила, хорошо структурированные задачи; • потребность в поддержке со стороны других;• нестабильность самооценки, связанной с работой. Высокий уровень нейротизма предполагает особую чувствительность к удачам и неудачам;• чувствителъностъ к угрозе.

Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстерналы), либо собственным способностям и усилиям (интерналы). Данное свойство формируется в процессе социализации и является достаточно устойчивым.
Интерпалы считают, что все происходящее с ними является следствием их усилий и активности- Они уверены в себе, последовательны, настойчивы в достижении целей, уравновешены и общительны.

Экстерналы склонны возлагать ответственность за происходящее на судьбу, обстановку в стране или организации, на стечение обстоятельств. Они демонстрируют неуверенность в себе, неуравновешенностъ, тревожность> иногда агрессивность.


4 типа поведения человека в организации:
• преданный и дисциплинированный член организации (полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации);
• «приспособленец» (не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации);
• «оригинал» (приемлет цеиности организации, но не приемлет существуюгцие в ней нормы поведения);
• «бунтарь» (не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационньш окружением т создает конфликтные ситуации).

Наши рекомендации