Источники подбора персонала в организацию, их характеристика, преимущества и недостатки
При возникновении в организации потребности в персонале, необходимо решить два вопроса:
· где искать потенциальных работников (источники);
· как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы)
Источники набора персонала могут быть: внутренние (из работников самой организации, предприятия) и внешние (из людей, до этого никак не связанных с предприятием).
Основные внешние источники набора персонала:
· - учебные заведения: школы, колледжи, лицеи, техникумы, профессиональные училища, институты, университеты. Многие учебные заведения в настоящее время имеют службы по трудоустройству своих студентов и выпускников.
· - смежные по профилю организации, фирмы.
· - организации, занимающиеся трудоустройством, — государственные и коммерческие агентства по трудоустройству, биржи, бюро, консультационные центры, рекрутинговые компании — играют немалую роль в подборе кадров. Надежное агентство может быть очень полезным при выявлении претендентов на получение работы, поскольку оно может провести предварительное собеседование и проэкзаменовать отдельных кандидатов.
· - прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию и желающие вернуться. Независимо от их прежней работы, они должны быть подвергнуты тщательному рассмотрению.
· - случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы. Они должны каждый раз заноситься в картотеку (или банк данных о внешних кандидатах). Это резерв, которым нельзя пренебрегать.
· - рекламные объявления по отношению к вышеперечисленным способам набора требуемых специалистов могут либо дополнять их, либо быть основным источником найма. Цель такого объявления — получить эффективный результат с минимально возможными затратами.
· интернет, соц. сети
Основными внутренними источниками набора персонала являются:
· - резерв кадров на выдвижение;
· - переводимые и перемещаемые работники организации;
· - совмещение должностей внутри организации;
· - работники, прошедшие подготовку и переподготовку в учебных заведениях и центрах по направлению организации.
Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном из внутренних источников. Продвижение по службе своих сотрудников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает социально-психологический климат в коллективе и усиливает привязанность работников к своей организации.
Основным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счёт внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Внутренние источники привлечения персонала
Преимущества привлечения
1. Возникновение шансов для служебного роста.
2.Незначительные затраты на привлечение персонала.
3. Претендентов на должность хорошо знают в организации.
4. Знание претендентом данной организации.
5. Быстрое заполнение освободившейся штатной должности.
6. Повышение мотивации, степени удовлетворённости трудом.
7. Возможность избежать для организации высокой текучести персонала.
Недостатки привлечения
1. Ограниченные возможности для выбора персонала.
2. Возникновение напряжённости в коллективе в случае появления нескольких претендентов на вышестоящую должность.
3. Проявление панибратства при решении деловых вопросов.
4. Разочарование среди коллег в случае неодобрения факта выдвижения какого-то работника.
5. Перевод на новую должность не удовлетворяет количественно потребность организации в персонале.
6.Требуются дополнительные затраты на переподготовку или повышение квалификации работника
Внешние источники
Преимущества привлечения
1. Широкие возможности выбора персонала.
2. Возникновение новых импульсов для развития организации.
Недостатки привлечения
1. Высокие затраты на привлечение персонала.
2. Недостаточное знание организации.
3. Длительный период адаптации.
4. Негативное воздействие на социально-психологический климат в коллективе.
5. Отсутствие возможностей служебного роста для сотрудников организации.
21. Формы, задачи и факторы эффективности собеседования при приѐме на работу
Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу.
Собеседование или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. Цель этих собеседований заключаются в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции. Важно помнить, что собеседование является двусторонним. Интервьюер должен иметь чёткое представление о вакантной должности, о которой будет идти речь во время разговора: обязанности, задачи, методы и средства их решения, объем работы, ответственность, права, служебные взаимоотношения, условия и место работы.