Относительные показатели эффективности

На основе прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности.

Рассмотрим относительные показатели эффективности.

Рентабельность продаж (profit margin) определяется по формуле:

Относительные показатели эффективности - student2.ru ,

где Рпр – рентабельность продаж;

Потч – прибыль за отчетный период (год);

Vотч – объем продаж за отчетный период (год).

В числителе может быть показана валовая или чистая прибыль. Повышение коэффициента означает или рост цен при неизменных издержках производства, или снижение издержек производства при сохранении прежних цен. Уменьшение коэффициента может произойти из-за снижения цен без сокращения издержек или в результате повышения себестоимости без повышения цен. Уменьшение этого показателя означает падение спроса на продукцию фирмы и, как следствие, – снижение рентабельности продаж.

Рентабельность активов определяется по формуле;

Относительные показатели эффективности - student2.ru ,

где Ракт – рентабельность активов;

Потч – прибыль (чистая) за отчетный период;

Аотч – активы (основные средства+оборотые средства) на конец отчетного периода.

Рентабельность активов показывает эффективность использования инвестированного в имущество фирмы капитала – основного и оборотного. Низкий уровень рентабельности активов по сравнению с этим показателем у других фирм свидетельствует о низком спросе на продукцию фирмы или же о перевложении капитала в активы.

Рентабельность основного капитала определяется по формуле:

Относительные показатели эффективности - student2.ru ,

где Росн. к – рентабельность основного капитала;

Потч – прибыль (чистая) за отчетный период;

Ок – основной капитал за вычетом амортизации на конец отчетного периода.

Чем выше величина этого показателя, тем эффективнее использование основных средств фирмы. Если рентабельность основного капитала возрастает, а рентабельность активов в целом снижается, то возможны следующие варианты: возрастают оборотные активы, фирма затоваривается готовой продукцией, растут материально-производственные запасы, увеличивается дебиторская задолженность или наличность. Дополнительный анализ динамики структуры оборотных активов поможет прояснить причины создавшегося положения.

Рентабельность собственного капитала (return on equity) свидетельствует об эффективности использования той части капитала, которая инвестирована в фирму за счет собственных источников финансирования, и рассчитывается по формуле:

Относительные показатели эффективности - student2.ru ,

где Рс.к. – рентабельность собственного капитала;

Потч – прибыль (чистая) за отчетный период;

Ск – собственный капитал (балансовая стоимость) на конец отчетного периода.

Отношение объема продаж к активам характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы, а отношение объема продаж к основному капиталу (sales to fixed assets ratio) – эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Рост этих показателей свидетельствует о повышении эффективности операций фирмы или же отражает инфляционный рост цен. Все это может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.

Эти показатели дополняет отношение объема продаж к оборотному капиталу, называемое также коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он показывает число оборотов, совершенных оборотным капиталом в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность фирмы более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.

Отношение объема продаж к материально-производственным запасам, или коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, показывает число оборотов этих запасов в течение года. Снижение этого показателя означает снижение сбыта готовой продукции, затоваренность, а также может свидетельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с ожидаемым ростом цен. Для выяснения причин следует проанализировать изменения в самой структуре материально-производственных запасов.

Доля издержек производства в стоимости реализованной продукции также занимает важное место в оценке эффективности деятельности фирмы. Естественно, нужно стремиться к тому, чтобы издержки снижались. В этом случае растет рентабельность производства, повышается конкурентоспособность продукции фирмы.

Отношение объема продаж к общему числу занятых характеризует выработку в расчете на одного занятого, т. е. показатель производительности труда – обобщающий показатель, определяющий уровень организации производства и труда, автоматизации. Показатель позволяет сравнить уровень организации производства и труда в подразделениях своей компании, а также показатели других фирм данной отрасли в разных странах.

ТЕМА : ПЛАНИРОВАНИЕ и прогнозирование производства

1 Значение и сущность планирования и прогнозирования

Прогноз –система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Планирование - научное обоснование экономических целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительная черта – конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования – прежде всего создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение ее предстоящего развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений прогнозирования заключается в том, чтобы:

1) выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития;

2) способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.

2 Принципы и методы планирования

Принципы планирования:

1) Принцип необходимости предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности, что особенно важно в условиях рыночных отношений, поскольку соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

2) Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно в рамках установленного цикла и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к оперативным, необходимость взаимодействия долго- и краткосрочных планов.

3) Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для соблюдения принципа гибкости планы должны составляться так, как это принято в мировой практике: чтобы в них можно было вносить коррективы, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содержать резервы, называемые иначе "надбавками безопасности-' или "подушками".

4) Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции; повышения технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и другие, которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменение тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

5) Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования. И каждый план должен составляться с такой точностью, которую желает и может достичь само предприятие с учетом своего финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

6) Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, т. е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций. Реализация принципа участия позволяет объединять оперативное руководство и планирование, способствует развитию личности каждого работника, занимающегося планированием, обусловливает удовлетворение потребностей работников, поскольку их участие в планировании делает планы предприятия их личными планами.

7) Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

8) Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта (из нескольких возможных) на всех этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальные трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Все вышеперечисленные основные принципы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей.

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов. Основными из них являются:

- балансовый(смысл в том, чтобы обеспечить равенство двух планируемых показателей),

нормативный (основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин),

-системно-аналитический,

-сетевой (применяется при планировании подготовки производства новой продукции),

- программно-целевые,

-экономико-математические и т. п.

Чаще всего применяются различные их комбинации, которые должны основываться на системном научном подходе при изучении состояния предприятия, его внешней и внутренней среды.

3 Виды планирования

Выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе такого планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования и определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.

Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют дополнить существующую классификацию видов планов по ряду признаков:

1) По содержанию планов следует выделять:

а) организационно-технологическое планирование,

б) социально-трудовое планирование,

в) снабженческо-сбытобое планирование,

г) финансово-инвестиционное планирование,

д) бизнес-планирование и др.

Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты.

2) По уровню управления в зависимости от структуры предприятия принято различать:

а) фирменное,

б) корпоративное,

в) заводское и др. планирование.

3) По методам обоснования в современном производстве:

а) рыночное планирование основывается на взаимодействии спроса и предложения и цен на производимые товары и услуги;

б) индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей;

в) директивное (централизованное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др.

4) По времени действия планирование бывает:

а) краткосрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 3 лет;

б) среднесрочное планирование охватывает промежуток от 3 до 5 лет;

в) долгосрочное планирование (5 -10 лет).

5) По сфере применения планирование подразделяется:

а) межцеховое,

б) внутрицеховое,

в) бригадное,

г) индивидуальное.

6) По стадиям разработки планирование бывает:

а) предварительное,

б) окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

7) По степени точности планирование может быть:

а) укрупненным,

б) уточненным. Точность планов зависит от применяемых исходных материалов, сроков планирования, используемых методов, профессиональной подготовки и производственного опыта соответствующего персонала.

8) По точности целей, учитываемых в планировании, оно может быть:

а) Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия (распределение продукции по объему, номенклатуре, сро­кам и т. д.). Такое планирование обычно является краткосрочным.

б) Тактическое планирование предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рынке и т. п.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды.

в) Стратегическое планирование ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установление его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т. д. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловлен тем, что за этот период обычно происходят кардинальные изменения в науке и технике, сменяемость основных фондов, обращение вкусов потребителей в сторону новых видов продукции и услуг и т. д.

г) Нормативное планирование предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей предприятия и не имеет установленных временных границ. Оно распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его окружением, на которое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.

Все эти виды планирования позволяют комплексно учитывать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпосылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в основе плана социально-экономического развития предприятия.

План социально-экономического развития предприятия

План социально-экономического развития предприятия предусматривает планирование различных направлений деятельности предприятия и включает следующие разделы(планы):

1) производство и реализация продукции и услуг (производственная программа);

2) научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления;

3) нормы и нормативы;

4) капитальное строительство;

5) материально-техническое обеспечение;

6) труд и заработная плата;

7) себестоимость, прибыль и рентабельность производства;

8) фонды экономического стимулирования;

9) социальное развитие коллектива;

10) охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

11) финансовый план.

Приведенный перечень разделов плана социально-экономического развития предприятия может меняться в зависимости от размера предприятия, сложности его структуры, программной цели и форм собственности.

5 Сущность бизнес-плана

Бизнес-план - документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

В современной экономической практике бизнес-план (БП) используется для выполнения нескольких функций:

· разработки концепции производства и обоснования новых направлений деятельности для хозяйствующих субъектов;

· планирования, позволяющего оценить возможности существующего или нового направления деятельности и контролировать выполнение БП;

· привлечения, денежных средств (ссуды или кредита), без которых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий и обоснованного БП;

· привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии.

Бизнес-план, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше.

Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала. В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов, приложения. На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта, предприятия - инициатора проекта, организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителя предприятия и руководителя организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Последовательность составления бизнес-плана может быть представлена в виде схемы.
Составление бизнес-плана - это не единовременное действие. Это процесс, имеющий несколько стадий:

1. сбор и обобщение исходных данных для разработки бизнес-плана;

2. осуществление многовариантных расчетов;

3. выбор наиболее оптимальный варианта бизнес-плана;

4. осуществление корректировки бизнес-плана в случае изменения факторов, от которых зависят данные, положенные в основу бизнес-плана.

5 Основные разделы и показатели бизнес-плана

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:

1) Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технической новизне проекта, его социальной значимости. Объем резюме 4-7 страниц.

2) В разделе "Характеристика предприятия и стратегия его развития" даются описание отрасли и характеристика предприятия, указываются его роль и место в отрасли и национальной экономике в целом, отражаются история развития предприятия, слабые и сильные стороны производственно-хозяйственной деятельности, дается характеристика имеющихся производственных ресурсов, выпускаемой продукции и т. д., формулируются цели и задачи проекта, обосновываются мероприятия по их достижению, источники финансирования.

3) В разделе "Описание продукции (услуги)" содержится информация о продукции, которую будет производить предприятие (область применения, основные характеристики, соответствие стандартам качества и т. д.).

4) В разделе "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, базирующегося на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Дается общая характеристика выбранных рынков и динамика их развития, приводятся основные требования потребителей к продукции, оценивается технологическое и финансовое состояние конкури­рующих предприятий. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг и рекламу и т. д.

5) Раздел " Производственный план" (План объема услуг) предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, определение источников материально-технического обеспечения. Приводится экологическая оценка проекта (анализ воздействия производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их переработки и т. д.).

6) В разделе "Организационный план" в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.

7) Раздел "План реализации проекта" представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия, от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками.

8) В разделе "Инвестиционный план" дается расчет инвестиционных издержек, определяемых как сумма основного капитала, указываются источники финансирования проекта (собственные, заемные, прямые инвестиции и т. д.). В случаях, если проект требует дополнительной государственной поддержки, указываются запрашиваемые меры государственной поддержки для реализации проекта. Приводится расчет и график погашения долговых обязательств.

9) В разделе "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта, поток денежных средств, составляется проектно-балансовая ведомость, учитывающая стоимость основных фондов и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств.

10) В разделе " Показaтeли эффективности проекта" приводится расчет основных оценочных показателей: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и т. д. Для расчета этих показателей применяется коэффициент дисконтирования, который используется для приведения будущих потоков и оттоков денежных средств к начальному периоду времени. Цель данного раздела - оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Дается классификация и оценка рисков по месту их возникновения, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению.

11) В разделе "Юридический план" описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

12) В разделе "Информация о разработчиках бизнес-плана" дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана: история и год создания; основные виды деятельности; опыт работы в данной сфере услуг; перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы; перечень основных видов деятельности, по которым оказаны услуги (выполнены расчеты) в рамках данного проекта.

Наши рекомендации