Технология и организация ресторанного сервиса

Технология и организация ресторанного сервиса

Введение

Цели и задачи курса. Особенности производственно- торговой деятельности предприятий общественного питания, виды услуг, классификация и типизация сети предприятий питания. Современное состояние и перспективы развития. Основные направления совершенствования организации общественного питания. Отечественный и зарубежный опыт предприятий общественного питания.

Раздел 2 .Основы научной организации труда. Содержание, значение, основные задачи и направления НОТ в общественном питании. .Нормирование труда на предприятиях общественного питания. Сущность, задачи, методы нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени и методы их изучения.

Раздел 3. Сущность и этапы оперативного планирования производства. Особенности оперативного планирования на предприятиях с различным производственным циклом.

Раздел 4. Организация производства. Структура производства. Основные требования к созданию оптимальных условий труда и организации рабочих мест. Пути улучшения качества выпускаемой продукции. Организация бракеража готовой продукции. Организация работы основных производственных цехов: овощного цеха заготовочного предприятия, мясного и птицегольевого цехов, мясо-рыбного цеха, доготовочных цехов и специализированных.

Раздел 5. Организация продовольственного и материального снабжения. Организация складского и тарного хозяйства на предприятиях общественного питания. Современные требования к организации снабжения; эффективность использования различных источников снабжения.

Организация материально-технического обеспечения: порядок материально-технического обеспечения; действующая норма оснащения; договорные отношения непосредственно с изготовителями; использование услуг ярмарочных комплексов, сервисных центров, мелкооптовых магазинов.

Организация складского хозяйства: понятие складского хозяйства, виды и характеристика складских помещений, их оснащение; организация хранения продуктов, режимы и способы хранения; порядок отпуска продуктов и сырья на производство.

Организация тарного хозяйства: назначение и классификация тары; организация тарооборота (приемка, вскрытие, хранение и возврат тары); использование функциональных емкостей, контейнеров.

Раздел 6. Организация работы вспомогательных производственных помещений. Классификация помещений, их назначение и размещение.

Раздел 8.

Раздел 9.

Особенности обслуживания тематических мероприятий.

Обслуживание новогоднего вечера

Проведение каждого праздничного вечера подчиняется определенной теме, в соответствии с которой оформляют зал, разрабатывают меню, сервируют стол, составляют программу музыкального выступления.

Ресторан должен заранее рекламировать проводимые мероприятия, посвященные праздничным датам или профессиональным праздникам, проведение свадеб, давать рекламные объявления в газетах, по радио, телевидению о порядке проведения мероприятий, приобретении билетов, стоимости праздничного ужина.

В процессе подготовки составляют схему расстановки столов, разрабатывают меню.

При продаже пригласительных билетов клиентов знакомят с меню и планом зала. В пригласительном билете указывают наименование ресторана, адрес, дату и время сбора гостей, номер столика, программу торжества. Меню может быть вложено в пригласительный билет.

Обслуживание в честь Дня Победы

Это одно из наиболее торжественных событий. Столы накрывают белыми скатертями, оформляют красными лентами, украшают красными гвоздиками, салфетки могут быть красными. Обслуживание проводится по предварительным заказам.

Обслуживание в День 8 марта

В такой день в ресторанах могут быть организованы праздничные завтраки, обеды, ужины. На столах стоят цветы. В репертуаре оркестра должны быть лирические песни, танцевальная музыка.

Тематические вечера могут быть посвящены различным праздникам и проходить под названием «День рыбака», «День охотника», «Трудовой юбилей ветерана» и др. Оформление зала, сервировка стола, меню должны соответствовать теме.

Обслуживание новогоднего вечера

В этот вечер зал должен выглядеть празднично, нарядно. В нем устанавливают елку, украшенную игрушками, гирляндами, цветными лампочками; предусматривают световые эффекты, организуют продажу сувениров, цветов. В новогодний праздник проводят лотерею, разыгрывают призы. Вниманию гостей предлагают программу эстрадных выступлений.

Столы сервируют лучшей посудой и столовыми приборами. Сервировка столов обычно состоит из двух тарелок — закусочной, для хлеба, но может включать и мелкую столовую тарелку, два-три прибора — закусочный и столовый, рыбный (если в меню включено рыбное второе блюдо), фужер, бокал для шампанского и рюмки в соответствии с напитками, включенными в обслуживание. На закусочную тарелку кладут салфетку, сложенную в определенную форму. Столы украшают искусственными елочками или еловыми ветками, подсвечниками со свечами, цветами в вазах.

Холодные закуски и напитки ставят на стол заранее.

Обслуживание в новогоднюю ночь продолжительно по времени: начинается с 23 ч 31 декабря, а завершается в 5—6 ч 1 января. С учетом этого составляют меню, которое включает разнообразные закуски, одно-два горячих блюда, фрукты, горячие напитки. В меню обязательно включают шампанское, минеральную и фруктовую воду. Кроме блюд, напитков, фруктов, кондитерских изделий, включенных в меню, предусматривается подача некоторых закусок и горячих порционных блюд по заказу гостей по дополнительному меню.

У входа в зал гостей встречает метрдотель. После того как гости займут свои места, начинается обслуживание. Сначала провожают «старый год». За несколько минут до 24 ч официант подготавливает шампанское (снимает фольгу и оплетку). Возможна подача шампанского уже налитым в бокалы на подсобном столе. В 24 ч поднимают бокалы с шампанским.

После тостов и поздравлений официанты продолжают обслуживание — раскладывают закуски, горячие блюда. Перед подачей вторых блюд стол приводят в порядок, убирая использованные посуду и приборы. После подачи горячих блюд официанты уносят использованные посуду и приборы и готовятся к подаче десерта. Завершается обслуживание подачей черного кофе (чая). Как правило, подача всех блюд происходит одновременно на все столы, но могут учитываться и пожелания гостей.

Особенности обслуживания свадеб

В ресторане для обслуживания свадебных торжеств выделяют специальные помещения. Лучше, когда их два: одно — для встречи и сбора гостей, а затем для танцев; другое — для банкетного стола. При наличии только одного зала банкетный стол ставят так, чтобы у входной двери в зале было место для встречи, сбора и танцев гостей. Для свадебных банкетов рекомендуется иметь специально оформленные обложки для меню. В обложку вкладывают меню, напечатанное на бланке без указания стоимости блюд, изделий, напитков. Порядок оформления заказа на свадебный банкет такой же, как и на другие. Дополнительно у заказчика выясняют:

• особенности обслуживания с учетом национальных традиций;

• где выделить место для подарков;

• время подачи горячих блюд и перерывов;

• нужно ли отдельно организовывать чайный стол и др.

Для того чтобы отпраздновать свадьбу весело, с соблюдением принятых в народе обычаев, ритуала, необходимо заранее составить план организации обслуживания.

Подготовка к проведению и обслуживание свадебного банкета такие же, как и при банкете за столом с частичным обслуживанием официантами. Количество официантов определяется из расчета одного официанта на 9—12 приглашенных.

Отличительной особенностью свадебного банкета является его продолжительность по времени (5—6 ч). Поэтому в меню рекомендуется включать в широком ассортименте холодные закуски, фрукты, кондитерские изделия. Горячие блюда включают одно-два наименования. Для обеспечения более широкого ассортимента блюд целесообразно предусматривать для каждого участника банкета закуски и салаты по 1/2 и 1/4 порции.

Метрдотель или другое ответственное лицо проводит инструктаж официантов, распределяет между ними обязанности, определяет сектор каждого, объясняет последовательность и время подачи блюд, шампанского и т. д.

Общая длина столов определяется из расчета 60—80 см на одного гостя и 1 м на каждого молодожена. При количестве гостей до 24 столы ставят в одну линию, при большем количестве — буквами Т, П, Ш. Ширина банкетного стола 1,2—1,5 м при двусторонней рассадке гостей и 0,7 — при односторонней. Расстановка столов зависит от площади, формы зала. При расстановке мебели предусматривают проходы для официантов и гостей шириной не менее 1,2 м.

Для жениха и невесты отводят почетные места в середине стола. С них и начинают сервировку банкетного стола. Расставляют закусочные тарелки, потом пирожковые, раскладывают приборы, ставят фужеры, рюмки, салфетки, специи, цветы. При сервировке необходимо отличить места молодоженов. Под закусочные тарелки, например, можно поставить мелкие столовые тарелки; фужер и бокал поставить другой формы или цвета, по-другому, чем для других гостей, складывают салфетки; на стол можно положить сувенир; места для молодоженов могут быть украшены живыми цветами.

Блюда с закусками ставят под углом к оси стола, параллельно друг другу в один или два ряда. Блюда с одной и той же закуской повторяют через 4—5 мест. По оси стола через равные интервалы ставят вазы с фруктами; икорницы, салатники ставят на пирожковых или закусочных тарелках. Для сохранения качества и внешнего вида закусок их ставят на стол за 30—40 мин до начала банкета. Бутылки с напитками стоят группами по центру стола. Вина открывают на подсобном столике заранее, а затем ставят на стол, прикрыв пробками, бутылки с водой не открывают. Хлеб официанты раскладывают на пирожковые тарелки. Стол не рекомендуется перегружать. Для этого целесообразно (по согласованию с заказчиком) часть закусок и напитков оставить на кухне или подсобном столе и подавать их в процессе обслуживания.

Если гостей встречают молодожены, то шампанское подают, как только их поздравят и вручат им цветы и подарки. Шампанское разливают на подсобном столике, наполняя бокалы на 2/3. Если молодожены приезжают ко времени приглашения гостей к столу, то гостей встречают их родители или доверенные лица. В этом случае к моменту прибытия молодоженов официанты подготавливают бокалы на подносе, наполняют их шампанским и подают новобрачным и гостям. Шампанское может быть подано и непосредственно за свадебным столом.

Особое внимание при обслуживании должно быть уделено молодоженам. Все блюда, напитки им предлагают и подают официанты в обнос.

Спустя некоторое время с момента начала банкета может быть сделан перерыв на 30—40 мин, чтобы потанцевать. Во время перерыва официанты приводят в порядок банкетный стол, после перерыва подают горячие блюда. Свадебный торт лучше подавать после того, как гости съели горячее блюдо. Для разрезания торта подают специальные приборы. Их кладут возле торта ручками, обращенными к невесте, так как по обычаю она разрезает торт и угощает гостей.

Завершается банкет подачей горячих напитков и кондитерских изделий.

Раздел 10. .

Раздел 11.

Технология и организация ресторанного сервиса

Введение

Цели и задачи курса. Особенности производственно- торговой деятельности предприятий общественного питания, виды услуг, классификация и типизация сети предприятий питания. Современное состояние и перспективы развития. Основные направления совершенствования организации общественного питания. Отечественный и зарубежный опыт предприятий общественного питания.

Раздел 2 .Основы научной организации труда. Содержание, значение, основные задачи и направления НОТ в общественном питании. .Нормирование труда на предприятиях общественного питания. Сущность, задачи, методы нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени и методы их изучения.

Раздел 3. Сущность и этапы оперативного планирования производства. Особенности оперативного планирования на предприятиях с различным производственным циклом.

Раздел 4. Организация производства. Структура производства. Основные требования к созданию оптимальных условий труда и организации рабочих мест. Пути улучшения качества выпускаемой продукции. Организация бракеража готовой продукции. Организация работы основных производственных цехов: овощного цеха заготовочного предприятия, мясного и птицегольевого цехов, мясо-рыбного цеха, доготовочных цехов и специализированных.

Раздел 5. Организация продовольственного и материального снабжения. Организация складского и тарного хозяйства на предприятиях общественного питания. Современные требования к организации снабжения; эффективность использования различных источников снабжения.

Организация материально-технического обеспечения: порядок материально-технического обеспечения; действующая норма оснащения; договорные отношения непосредственно с изготовителями; использование услуг ярмарочных комплексов, сервисных центров, мелкооптовых магазинов.

Организация складского хозяйства: понятие складского хозяйства, виды и характеристика складских помещений, их оснащение; организация хранения продуктов, режимы и способы хранения; порядок отпуска продуктов и сырья на производство.

Организация тарного хозяйства: назначение и классификация тары; организация тарооборота (приемка, вскрытие, хранение и возврат тары); использование функциональных емкостей, контейнеров.

Раздел 6. Организация работы вспомогательных производственных помещений. Классификация помещений, их назначение и размещение.

Наши рекомендации