Социологическое исследование – способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
· метод анализа документов;
· наблюдение;
· опрос (анкетирование и интервьюирование);
· социальный эксперимент.
Опрос – это наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных. Опросом называют метод сбора информации, предполагающий выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в формуляр наблюдения вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.От качества формуляров наблюдения зависят результаты исследования и его ценность для решения социально-экономических задач и выработки конкретных производственных и управленческих предложений.Для проведения исследования разрабатывается инструментарий, который включает в себя формуляр и инструкцию.
Формуляры наблюдения – это бланки, опросные листы, анкеты и так далее, где напечатаны вопросы программы наблюдения, и куда затем заносятся собираемые сведения. В формуляре должно быть предусмотрено место для ответа.
Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму ответа: цифровую, альтернативную («да» или «нет»), многовариантную, когда ответ выбирается из нескольких предлагаемых вариантов ответа. Так, на вопрос о возрасте, стаже работы ответ дается в цифровой форме – указывается соответственно число исполнившихся или проработанных лет; на вопрос о наличии автомобиля ответ будет в альтернативной форму – «да» или «нет»; на вопрос о степени удовлетворенности работой или учебой ответ выбирается из предлагаемых вариантов.
Предлагаемые варианты ответов называются подсказом. Наличие подсказа обеспечивает единообразное понимание вопросов программы и облегчает последующую обработку данных, так как каждый предлагаемый вариант ответа имеет код или шифр, и работа по подготовке данных к обработке ведется лишь по тем вариантам ответов, которые не были предусмотрены в подсказе и вписаны самими опрашиваемыми (респондентами).
Как бы тщательно ни был разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция либо издается в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах или на самом формуляре наблюдения (обычно на обратной стороне). В инструкции должны быть указаны: цель проведения наблюдения, время наблюдения, кто проводит наблюдение.
Задание: провести социологическое исследование по предложенной теме. В этих целях разработать формуляр наблюдения (анкету) минимум из 10 вопросов и провести опрос (минимум 10 респондентов). Провести анализ полученных данных, выявив интересующие закономерности и сделав выводы, используя статистические группировки, методы анализа и синтеза.
Исходные данные:
В целях обеспечения репрезентативности выборки предлагаются следующие темы:
Номер варианта | Тема социологическогоисследования |
1; 9 | Что влияет на выбор вуза абитуриентами? |
2; 7 | Определение степени удовлетноренности обучениением в вузе. |
3; 10 | Исследование уровня заняточти среди студентов. Наиболее популярные сферы занятомсти. |
4; 8 | Хобби современного студента |
5; 11 | Степень удовлетворенности материальной культурой вуза студентов и преподавателей. |
6; 12 | Что читает современная молодеж? Если да – то что? |
Тема может быть выбрана студентами самостоятельно, но обязательно согласована с преподавателем |
Ход работы:
До начала работы студенты делятся на несколько групп (по 2-3 человека).
На первом этапе исследования необходимо четко определиться с темой исследования и методами интерпретации данных. В соответствии с этим разработать формуляр наблюдение (анкету) и инструкцию к нему.
Например, проведем исследование удовлетворенности работников предприятия А различными сторонами своей работы. В табл. 7 приведен простейший пример формуляра наблюдения.
Таблица 7
Удовлетворенность различными сторонами работы
№ п/п | Элементы рабочего процесса | Ответы | ||
Затрудняюсь ответить | Удовлетворен | Не удовлетворен | ||
Размер заработной платы | ||||
Процесс выполнения работы | ||||
Возможность должностного продвижения | ||||
Взаимоотношения с непосредственным руководителем | ||||
Уровень технической оснащенности | ||||
Взаимоотношение с коллегами | ||||
Уровень организации труда | ||||
Санитарно-гигиенические условия | ||||
Надежность места работы | ||||
Режим работы |
На втором этапе проводится непосредственно опрос. Так как лабораторная работа рассчитана на 4 часа (2 пары), то опрос может быть проведен, как внутри группы, если тема исследования позволяет это сделать, так и выбрать любую другую совокупность для исследования.
Третий этап – подготовка информации к обработке. Составление сводной таблицы, группировка данных.
В табл. 8 является сводной таблицей результатов опроса.
Таблица 8
Сводная таблица удовлетворенности различными сторонами работы (% от числа опрошенных)
№ п/п | Элементы рабочего процесса | Ответы | ||
Затрудняюсь ответить | Удовлетворен | Не удовлетворен | ||
Размер заработной платы | ||||
Процесс выполнения работы | ||||
Возможность должностного продвижения | ||||
Взаимоотношения с непосредственным руководителем | ||||
Уровень технической оснащенности | ||||
Взаимоотношение с коллегами | ||||
Уровень организации труда | ||||
Санитарно-гигиенические условия | ||||
Надежность места работы | ||||
Режим работы |
На четвертом этапе происходит интерпретация данных, то есть формулируются выводы, выводятся закономерность и тому подобное.
На рис. 1 приведена диаграмма результатов опроса, из которой можно видеть, что наибольшую неудовлетворенность у работников вызывают размер заработной платы и не возможность должностного продвижения, следовательно можно сделать выводы о том, что на предприятии А отсутствует система стимулирования и мотивации, поэтому следует рекомендовать его руководству разработать и внедрить на своем предприятии подобные системы.
Рис. 1. Удовлетворенность различными сторонами работы (% от числа опрошенных)
Содержание отчета о выполнении работы:
1.название и цель работы;
2.ответы на следующие вопросы: с какой целью проводится социологическое наблюдение? Что оно дает? Какие принципы составления формуляра наблюдения (анкеты) вы использовали? Что входит в программу наблюдения? Какими методами проводится интерпретация собранных данных? Какие виды статистических группировок вам известны? Для чего они используются?
3.программу наблюдения или анкету;
4.сводную таблицу по результатам опроса, группировки данных;
5.анализ собранных данных;
6.результаты социологического исследования (выводы).
Использованная литература в лабораторной работе 3:
1. Баркалов, С.А. Статистика: Учебно-методический комплекс / Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т.; сост.: Баркалов С.А., Курочка П.Н., Курносов В.Б. – Воронеж: «Научная книга», 2010. – 728 с.
2.Исследование систем управления: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Мельников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
Лабораторная работа 4