Виды, формы и методы обучения персонала
Обучающая деятельность может быть представлена разнообразными ее видами.
Профессиональное обучение - процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда.
Тренинг персонала - периодическое повышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций.
Методы обучения:
1. Ученичество,наставничество - это метод тренинга и обучения, включающий аудиторное обучение и практический тренинг на рабочем месте.
2. Предварительное обучение- обучение в обстановке, имитирующей рабочую.
3. Обучение на рабочем месте -в реальной рабочей ситуации с опытным работником или мастером.
4. Обучение вне рабочего места— обучение в классных комнатах или где-либо еще.
5. Стажировка(внутренняя и внешняя) – используется для обучения специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой работы.
6. Рабочая ротация- перемещение с одного участка работы на другой внутри организации с целью ознакомления с новыми направлениями работы и разными подразделениями организации.
Классифицируют методы обучения по технологии обучения. Существуют следующие технологии обучения.
1. Традиционные методы: лекции, семинары, учебные видеофильмы.
2. Методы активного обучения -практическая отработка передаваемых слушателям знаний, навыков и умений, развитию навыков групповой работы.
К активным технологиям обучения в настоящее время относятся следующие:
· тренинги;
· программированное обучение;
· компьютерное обучение, включая Интернет-технологии;
· групповые обсуждения;
· деловые и ролевые игры;
· ролевое моделирование;
· разбор практических ситуаций.
3. Методы дистанционного обучения на основе информационного обеспечения -дистанционное образование для индивидуального обучения, тестирования и самотестирования, контроля.
4. Методы профессионального обучения- обучение на рабочем месте; наставничество; стажировки; рабочая ротация.
Как будет происходить обучение - на рабочем месте или с отрывом от работы - определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения, более дешевое и оперативное, облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях. Методы обучения на рабочем месте.
· метод усложнения заданий;
· смена рабочего места (ротация);
· направленное приобретение опыта;
· производственный инструктаж;
· использование работников в качестве ассистентов;
· метод делегирования части функций и ответственности;
· подготовка в проектных группах и др.
Обучение с отрывом - в производственных помещениях компании-работодателя, в специальном центре обучения или в колледже для получения теоретических знаний; более эффективно, но затратно. Методы обучения персонала вне рабочего места:
· чтение лекций, тренинги и проведение деловых игр;
· разбор конкретных производственных ситуаций;
· проведение конференций, семинаров, экскурсий, встреч с руководством;
· обмен опытом и кружки качества;
· самостоятельное обучение;
· методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей и др.
Комбинированный метод обучения предполагает формы обучения:
≈опытное или эмпирическое обучение - обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
≈демонстрация и практика под руководством - обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, по под его руководством;
≈программируемое обучение - книга или машина, которая «ведет» читателя и
периодически проверяет его знания постановкой вопросов;
≈обучение с помощью компьютера - собственно программируемое обучение
путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
≈обучение действием - обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.
Подготовка и повышение квалификации персонала
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять предусмотренные федеральными законами гарантии, заключать ученический договор.
Работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение с человеком, ищущим работу, а с работником своей организации — на переобучение без отрыва от работы. Договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными нормами гражданского права. Ученический договор с работником является дополнительным к действующему трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и нормами трудового права.
Организация ученичества может осуществляться на предприятии в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. В Российской Федерации начальная подготовка молодых рабочих осуществляется в системе профессионально-технического образования и включает две основные формы обучения:
=в государственных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;
=непосредственно на предприятиях и в организациях с различными формами собственности.
Требования к системе подготовки
Действующая система подготовки должна быть:
♦ мобильной, учитывать происходящие на рынке труда изменения спроса на рабочую силу;
♦ соответствовать развитию рыночной экономики, новой технике, технологии и организации производства.
Принципы профессиональной подготовки:
≈соответствие производственного обучения требованиям рыночной экономики,
≈активное усвоение учащимися теоретических и практических умений,
≈доступность и посильность обучения,
≈прочность освоения знаний и умений,
≈учет индивидуальных особенностей учащихся.
Критериями высокой квалификации рабочих являются два взаимосвязанных показателя: высокая производительность труда и высокое качество работы, продуктивность.
Важным методологическим средством активизации обучающихся является широкое использование в процессе освоения профессии таких способов обучения, как вводный, текущий и заключительный инструктаж.
В зависимости от содержания и формы организации процесса обучения выделяют несколько видов подготовки рабочих на предприятиях: индивидуальная, бригадная, групповая и их сочетания и разновидности (курсы целевого обучения - для освоения вторых и смежных профессий, повышения квалификации работников по новой технике и технологии производства, новых методов планирования и управления производством, освоения передовых методов труда, изучения зарубежного опыта и т.д.).
Первостепенное значение имеют методы производственного обучения, основой которых служат практические упражнения, как целенаправленное, сознательное и многократное повторение обучающимися трудовых приемов рационального выполнения операционных и комплексных работ.
В мировой экономике существует три основных системы подготовки кадров: кооперативная, производственная и государственная, а также множество их вариантов.
Кооперативная система подготовки кадров основывается на взаимодействии организаций, представляющих работодателей, государство и профсоюзы.
Производственная, система подготовки кадров ориентируется на пожизненный наем и низкую текучесть рабочей силы, обеспечиваемые передовыми фирмами.
Государственная система подготовки кадров базируется на регулировании подготовки кадров централизованно или с учетом рыночного спроса и предложения.
Для функционирования каждой системы необходимы следующие условия:
◊наличие качественной общеобразовательной базы;
◊создание стимулов для эффективного существования систем профессионального обучения;
◊реагирование на потребности экономики, динамику спроса и предложения на рынке труда.