Расходы компании-оператора 25
2.5.1.Расходы на ремонт собственного парка вагонов 25
2.5.2.Амортизационные отчисления 27
2.5.3.Расходы на содержание операторской компании 28
2.5.4.Прочие расходы компании 29
Доходы компании-оператора 30
2.7. Инвестиционный план 31
2.8.Финансовый план 33
Оценка эффективности инвестиционного проекта 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
1.1. Определение бизнес-плана
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения. Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на три – пять лет вперед, а затем он может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но реже чем раз в год.
Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мера степени достижения успеха. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, в большинстве случаев он используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса.
Бизнес- план может быть хорошей рекламой, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами (инвесторами, поставщиками сырья, предприятиями или организациями, посредниками в реализации продукции предприятиями).
Заказчиками бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане. При этом заказчик опирается на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения.
Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.
На составление бизнес-плана уходит обычно месяц. За это время специалисты знакомятся с документами, которые предоставила фирма, и делают расчёт.
Как было сказано выше, бизнес-план – документ перспективный и составляется на 3-5 лет вперёд. Западные инвесторы опасаются иметь дело с российскими предпринимателями. И не только из-за отсутствия гарантий, нестабильности экономической ситуации в стране, но из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности бизнес планов и инвестиционных проектов.
В сегодняшней экономической ситуации в России наиболее привлекательными являются создания бизнес-линий (продукция, работы, услуги, технические решения) как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:
· составление процентов и эмиссии ценных бумаг;
· обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
· подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
· обоснование вариантов санации предприятий – банкротов;
· подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс.
1.2. Цели и задачи бизнес-плана
Основной целью разработки бизнес плана является планирование хозяйственной деятельности фирм на ближайшие и отдалённые периоды в соответствии с потребностями и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путём рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза.
Другие цели разработки бизнес плана могут быть различными, например:
· получение кредитов или привлечение инвестиций;
· определение степени реальности достижения намеченных результатов;
· в целях доказательства целесообразности или организации работы уже существующей фирмы или создания новой;
· убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей намеченных в проекте.
В настоящее время в России первоочередной целью бизнес- планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
Бизнес-план предусматривает решения стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Каждая задача бизнес- плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основная цель бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач.
Назначение бизнес- плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:
1) изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать;
2) оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
3) обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий;
4) определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу.
Бизнес- план при решениях этих многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов:
· обоснования экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
· расчета ожидаемых финансовых результатов финансовой деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства;
· определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии;
· подбора персонала, который способен реализовать данный план.
1.3. Структура и основные разделы бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему). Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой выше типологии.
Рис 1.2. Укрупнённая блок-схема бизнес-плана предприятия
Структура бизнес-плана существенно не различается для разных видов бизнес-проектов, за исключением некоторых дополнений. Например, бизнес-план инвестиционно-строительной деятельности, реконструкции транспортных средств и развития торговой сети учитывает особенности производства товаров (услуг), рынка сбыта, денежного потока и другие элементы, но сами разделы – «производства товаров (услуг)», «рынок сбыта», «финансовый анализ» и т.д.- присутствуют в каждом бизнес-плане.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
· специфику вида предпринимательской деятельности;
· размеры предприятия;
· общую стратегию предприятия;
· перспективы роста создаваемого предприятия
· размер предполагаемого рынка сбыта
· наличие конкурентов.
Например, предполагается создать предприятие по производству компьютеров. В этом случае бизнес-план должен быть подробным, так как это диктуется мощностью самого продукта и рынка сбыта компьютеров. Если же речь идёт о розничной продаже видеокассет, то бизнес-план может быть простым. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее её функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объёму.
Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что ведет к усложнению структуры бизнес-плана.
На предприятии разрабатывается два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу и т.д. Для описания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т.п. значительная часть этого материала не входит в окончательный вариант бизнес-плана, поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана – официальный и рабочий. В рабочий бизнес план включаются все рабочие и информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей, до расчётов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Не существует жёстко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а так же опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную структуру бизнес-плана предприятия:
1) концепция бизнеса (резюме)
2) описание предприятия и отрасли
3) характеристика услуг и продукции
4) исследование и анализ рынка сбыта
5) конкуренция и конкурентное преимущество
6) план маркетинга
7) план производства
8) организационный план
9) финансовый план
10)финансовая стратегия
11) потенциальные риски
Эта структура не рассматривается, как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объектов бизнеса.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций, для привлечения партнёров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Последовательность разработки бизнес-плана показана в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Последовательность разработки бизнес-плана
Последовательность выполнения работ | Раздел бизнес-плана |
1. Сбор и анализ информации о продукции или услуге. | Раздел 3. Характеристика услуг и продукции. |
2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта. | Раздел 4. Исследование и анализ рынка сбыта. |
3. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта. | Раздел 5. Конкуренция и конкурентное преимущество. |
4. Анализ состояния возможностей предприятия и отраслей. Рынки и покупатели, компании и конкурентов. | Раздел 2. Описание предприятия и отрасли. |
5. Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой политики. Реклама. Ценообразование. Цены. | Раздел 6. План маркетинга. |
6. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и др. ресурсами. | Раздел 7. Производственный план. |
7. Расчет потребного капитала, определения затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей. | Раздел 9. Финансовый план. |
8. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности. | Раздел 8. Финансовая стратегия. |
9. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта. | Раздел 8. Организационный план. |
10. Решение вопроса рисков и гарантий. Типы риска, условия их возникновения, возможно ущерб. Вероятность появления новых технологий. | Раздел 11. Потенциальные риски. |
11. Составление краткого содержания проектов. Результаты и выводы бизнес-плана – предполагаемого проекта. Срок возврата кредитов. Предпочтительный размер – одна- четыре страницы. | Раздел 1. Резюме |
12. Составление аннотации на проект. | Аннотация |
13. Оформление титульного листа. | Титульный лист |
II. Анализ и разработка бизнес-плана компании-оператора ООО «ТРАНСМЕТ»
2.1 . Резюме (описание инвестиционного проекта)
ООО "Фирма «СВЕТАЛ» выполняет функции инициатора и исполнителя программы по организации КОМПАНИИ-ОПЕРАТОРА ООО «ТРАНСМЕТ», именуемой в дальнейшем "компания-оператор".
Организационно-правовая форма создаваемого предприятия – общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Вид деятельности компании-оператора – перевозка металлопродукции собственным парком вагонов. Наряду с этим, компания- оператор осуществляет: оформление документов, получение и сдачу груза; завоз-вывоз грузов на железнодорожные терминалы; погрузочно-разгрузочные и складские работы; диспетчерский контроль за дислокацией находящегося в распоряжении компании парка вагонов; подготовку и оборудование подвижного состава: страхование грузов и другие транспортно-экспедиторские и иные виды услуг.
Необходимость реализации данного проекта вытекает из недостатка подвижного состава ОАО «РЖД», его сильной изношенности. Снижение перевозочных ресурсов ограничивает возможности предприятий по реализации их готовой продукции.
Целью проекта создания компании - оператора ООО «ТРАНСМЕТ» является: обеспечение бесперебойной отгрузки металлопродукции на экспорт; увеличение объемов и снижение себестоимости перевозок на основе ускорения оборота вагона; приобретение собственного подвижного состава и высвобождение вагонов парка ОАО «РЖД». Основной целью создаваемой кампании-оператора является получение прибыли за счет увеличения объемов и снижения себестоимости собственного парка полувагонов. Операторская компания ставит своей целью тесное сотрудничество с ОАО «РЖД», обеспечивая выполнение объема перевозок работоспособным подвижным составом и увеличивая инвестиционные возможности ОАО «РЖД».
Задачи проекта: полное, своевременное и качественное обеспечение потребностей клиентуры в транспортных услугах; обеспечение оптимизации перевозочного процесса для перевозки продукции предприятий металлургической промышленности и наиболее полной загрузки парка вагонов, ускорения их оборота; привлечение дополнительных объёмов грузов на железные дороги.
Деятельность компании-оператора планируется осуществлять в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми ОАО «РЖД» и определенными соглашением, заключенным между ОАО «РЖД» и учредителями операторской компании. Компания-оператор будет зарегистрирована в государственных органах в соответствии, с действующим законодательством РФ. Деятельность компании-оператора будет осуществляться при непосредственной поддержке и контроле со стороны ОАО «РЖД» и других государственных структур. Для осуществления деятельности по организации перевозочного процесса будут получены все необходимые разрешения и лицензии.
За начало осуществления данного инвестиционного проекта принимается начало 2013 года.
Расчетный период проекта составляет 10 лет, т.е., рассматриваются 2013 -2022 гг. при шаге расчета 1 год.
Все расчеты осуществляются в американских долларах, так как в данном бизнес — плане рассматриваются только экспортные перевозки.
Курс пересчета: 1 у.е = 28,6 руб.
На момент разработки бизнес-плана компания-оператор планирует осуществлять перевозки металлопродукции ОАО «Череповецкий металлургический комбинат» на экспорт по маршруту Череповец – Клайпеда. Данный маршрут имеет следующую характерную особенность – ¼ его протяженности (837км из 3186 км) проходит за пределами России по территории Белоруссии и Литвы. Поскольку данный бизнес-план разработан с целью представления его в ОАО «РЖД» России для целей обоснования эффективности создания компании-оператора, все представленные ниже расчеты выполнены в части перевозок, осуществляемых по территории России.
Инвестиционный проект предусматривает приобретение компанией-оператором в собственность новых полувагонов в количестве, необходимом для осуществления запланированных на период 2013-2022 гг. объемов перевозок. Сроки и объёмы приобретения подвижного состава установлены инвестиционным планом компании.
Финансирование. В качестве источников финансирования инвестиционного проекта рассматриваются собственные средства компании-оператора: амортизационные отчисления и чистая прибыль, а также привлеченные средства в виде кредита банка.
Эффективность функционирования создаваемой операторской компании, в значительной степени должна определяться сокращением издержек путем повышения качества управления вагонным парком, что должно позволить значительно сократить потребность в вагонах, ускорить доставку грузов и т.п. Круглосуточный мониторинг продвижения и дислокации вагонов отделом организации перевозок компании позволит заблаговременно планировать прибытие составов на станции погрузки и выгрузки.
Предложенная организация работы по обеспечению перевозок грузов позволит обеспечить ритмичный подвод груженых и порожних вагонов на всех этапах технологического процесса координируемого компанией со всеми участниками перевозочного процесса с учетом загруженности портов и подхода судов.
Ожидаемая чистая прибыль - за период с 2013 по 2022 года –25313 тыс. у.е. США.