Экономическая система. Понятие и особенности изучения.
Понятие менеджмента и основные функции управления фирмой.
9. Понятие эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Показатели и методика их определения .
10. Понятие планирования и прогнозирования. Системы планирования и виды планов и ориентация плановой работы.
11. Понятие планирования и прогнозирования. Принципы и методы планирования
12. Результаты производственно-хозяйственной деятельности. Показатели объема выпуска и методы их определения.
Качество изделий и услуг. Понятие и показатели измерения. Экономическая эффективность повышения качества
Качество изделий и услуг. Планирование и контроль качества. Стандартизация и сертификация.
Понятие цены. Структуры и виды цен.
16. Понятие цены. Порядок и виды ценообразования.
Понятие цены. Ценовая политика и ее виды.
Понятие суммы покрытия и прибыли. Виды прибыли и порядок их формирования.
Понятие рентабельности. Виды рентабельности и порядок их расчета.
Производственные ресурсы предприятия. Виды и суть.
Рабочая сила. Профессиональный и квалификационный состав кадров.
Рабочая сила. Системы и формы оплаты труда.
Системы и формы оплаты труда, Бестарифная система оплаты труда.
Системы и формы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда.
Показатели производительности труда. Факторы роста производительности труда
Понятие капитала фирмы. Принципы разделения капитала на основной и оборотный. Различие между капиталом, фондами и средствами.
Основной капитал, основные средства, основные фонды. Понятие, состав и структура. Источники формирования основного капитала
Основной капитал, основные средства, основные фонды. Стоимостная оценка капитала.
Моральный и физический износ основных фондов.
Амортизация основного капитала, понятие и ее виды .
Показатели эффективности использования основного капитала. Анализ интенсивного и экстенсивного использования оборудования.
Оборотный капитал, оборотные фонды, оборотные средства. Назначение и источники их формирования. Показатели эффективности использования оборотных средств.
Оборотный капитал, оборотные фонды, оборотные средства. Стадии кругооборота и натурально-вещественный состав оборотного капитала.
Оборотный капитал, оборотные фонды, оборотные средства. Определение потребности в оборотных средствах. Источники формировании оборотного капитала.
Понятие производственной программы и производственной мощности. Показатели эффективности использования производственной мощности.
Понятие производственной программы и производственной мощности. Порядок расчета производственной мощности
Издержки производства и себестоимость продукции и услуг. Порядок формирования и состав издержек производства.
Издержки производства и себестоимость продукции и услуг. Состав статей калькуляции.
Издержки производства и себестоимость продукции и услуг. Понятие сметы затрат и классификация издержек.
Понятие сметы затрат. Позаказный, пооперационный, маржинальный и нормативный метод учета затрат.
Издержки производства и себестоимость продукции и услуг. Анализ и показатели эффективности использования затрат.
Понятие логистики. Основные логистические системы
Понятие финансов предприятия и финансовых ресурсов. Источники их формирования
Понятие анализа финансового состояния. Анализ безубыточности .
45. Понятие бюджета фирмы. Структура отчета о прибылях и убытках и плана движения денежной наличности. Структура финансового баланса.
Виды инвестиций
Выделяют два основных вида инвестиций на фирме: реальные и финансовые.
Реальные инвестиции связаны с созданием и воспроизводством основных средств фирмы, которые имеют долгосрочный характер, и нематериальных активов (инновационные инвестиции). К ним относятся инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение (замена и модернизация активной части основных средств) действующих предприятий, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.
В составе инвестиций в нематериальные активы выделяют: приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, прав пользования земельными участками и другими объектами природопользования, авторских прав, торговых марок, торговых знаков, проведение НИОКР, вложение средств в подготовку персонала и т.п.
Финансовые инвестиции предполагают вложение капитала краткосрочного характера в различные финансовые активы (финансовые инструменты), это вложения средств в приобретение ценностей фондового рынка и денежного рынка (валюта, депозиты, кредиты, драгоценные металлы).
Безусловно, инвестиции - главный инструмент реализации политики фирмы и основной механизм реализации стратегических целей экономического и социального развития и обеспечении конкурентоспособности фирмы и роста стоимости бизнеса.
На уровне фирмы можно выделить три базовых направления реального инвестирования:
1) в расширение и диверсификацию (расширение существующих иди выпуск новых видов продукции, а также освоение новых рынков сбыта и приобретение функционирующей фирмы);
• с целью сокращения затрат (инвестиции в новое оборудование или процессы технологического и управленческого характера);
• с целью повышения уровня безопасности и поддержания уровня эксплуатации оборудования (инвестиции в оборудование и различные устройства, обеспечивающие безопасность работы на конкретном рабочем месте, а также инвестиции в замену или ремонт оборудования).
Ключевыми факторами повышения эффективности деятельности фирмы являются следующие инвестиции.
• Инвестиции в новые производственные здания, сооружения и оборудование. Они необходимы для постоянного повышения эффективности деятельности фирмы, для того чтобы извлечь преимущество из прогрессивного оборудования, имеющегося на рынке. Практика показывает, что фирма, которая отстает от своих конкурентов в области инвестирования в новые производственные объекты, в конечном счете уступает в конкурентной борьбе. Это связано с невозможностью расширения поля деятельности.
• Инвестиции в НИОКР. Данную группу инвестиций необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения разработки новой продукции, во-вторых, с точки зрения совершенствования технологической базы, с помощью которой производится данная продукция. Способность фирмы быть впереди конкурентов в разработке новой продукции и эффективных технологий ее производства определяет долю рынка, принадлежащую фирме, и ее конкурентное преимущество.
Инвестиции в развитие трудовых ресурсов, профессиональное обучение и образование. Динамичность окружающей среды требует от фирм-производителей сокращения жизненногоцикла продуктов и предложение новых услуг. Способность фирмы удовлетворять потребность покупателей и быстро реагировать на происходящие рыночные изменения является одним из главных факторов и конкурентной борьбе. Такая гибкость достигается способностью работников быстро повысить свой уровень компетенций (уровень знаний и навыков). Как: и товары, знания и профессиональное мастерство, если не совершенствуются, быстро устаревают.
Экономическая система. Понятие и особенности изучения.
Экономический объект или экономическая система, как объект изучения – это условно выделенный фрагмент отношений между людьми, в которых реализуется процесс производства, распределения и обмена благ и отношение людей к потребностям.
(Система – как порядок, который обуславливает единство входящих в неё элементов). Чтобы экономические системы могли взаимодействовать друг с другом, этот порядок должен быть одинаков и подобен для экономических систем любого уровня иерархии. Модифицируется лишь специфика и форма экономических отношений, что позволяет корректно выделять экономические системы.
Любая экономическая система представляет собой специфический объект изучения. Эта специфика делает экономические объекты сложными для научного изучения и заключается в следующем: экономические системы как объекты изучения трудно или вовсе не типологизируются так как существуют в единственном числе и эксполяция управленческих решений одних систем на другие вероятнее всего будет неэффективной; любая экономическая система находится в постоянном развитии и опыт прошлого уже сложно будет применить к настоящему или будущему; окружающее пространство тоже находится в постоянном изменении и применение моделей «при прочих равных условиях» весьма ограничено; теоретические основы управленческих решений трудно поддаются экспериментальной проверке; коэволюционность (неразрывная взаимосвязь в развитии) экономических отношений планетарной системы обусловливает огромное число факторов, которое необходимо учитывать при разработке управленческих решений, значит методы анализа должны иметь меж- и трансдисциплинарные особенности.
3. Понятия организация, предприятие, фирма, учреждение. Внешняя среда предприятия.
Организация – это совокупность людей, действующих совместно для достижения какой-либо цели. Признаки: наличие целей, обособленность внутренних процессов, организационная культура (совокупность установившихся традиций, ценностей, символов и пр., определяющих характер взаимоотношений и поведения людей данной организации), внутриорганизационный центр, организационная структура и процесс. Организации могут быть формальными (регистрируются и действуют на основании существующего законодательства и регламентов) и неформальными (регистрация необязательна).
Если работа организации направлена только на произведение благ и прибыль не является самоцелью, то такая формальная организация носит название «учреждение», они существуют вне зависимости от лиц, принадлежащих к ним в любой заданный период времени (неформальным учреждение тоже может быть: религиозная секта).
Фирма, предприятие – это организация, создающая блага в целях получения прибыли. (предприятие – это очевидное единство и его продукции, и территории, и работников, и оборудования и многого другого, т.е. предприятие представляет собой бизнес-систему как некий порядок, который определяет единство многих элементов). Такие организации занимаются предпринимательской деятельностью. Термин «фирма» - лишь экономический сленг. Они могут быть формальными и неформальными. Играют в экономических отношениях очень важную роль, создавая, обменивая и распределяя большую часть благ.
Результат деятельности фирмы во многом определяется внешней средой. Она делится на Микросреду и Макросреду.
Микросреда – субъекты внешней среды, с которыми взаимодействует отдельно взятая фирма и которые прямо и непосредственно влияют на темпы, масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности (потребители, поставщики, конкуренты, государство).
Макросреда – состояние государства как надсистемы оказывает косвенное влияние на деятельность предприятия, оно обусловлено факторами косвенного воздействия: экономическими, научно-техническими, социальными, демографическими, политическими, природно-климатическими, экологическими. Несмотря на то, что влияние косвенное, оно оказывает не менее существенное воздействие на фирму.
4. Типология предприятий. Понятие неограниченной ответственности и ограниченной ответственности, организационно-правовые формы фирм.
По критерию получения и распределения прибыли предприятия делятся на: коммерческие и некоммерческие. Главное различие – некоммерческие организации должны направлять полученную прибыль на достижение своих уставных целей и не могут распределять полученную прибыль между своими участниками. В отличие от коммерческих, некоммерческие организации не ставят главенствующей целью получение прибыли, их деятельность направлена на достижение благотворительных, культурных, образовательных и иных нематериальных потребностей.
Коммерческие организации ставят как цель получение прибыли путём создания благ.
По характеру ответственности предпринимателя за результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия делятся на: с неограниченной ответственностью (отвечают всем своим имуществом, после уплаты налогов вся прибыль принадлежит предпринимателю), с ограниченной ответственностью (отвечают только вложенным имуществом).
Юридическое лицо – фикция, придуманная для того, чтобы предприниматели не отвечали всем своим имуществом за убытки предприятия.
Корпорация – специальная форма организации бизнеса, являющаяся юридическим лицом, существующим самостоятельно. Создаётся, если учредителей больше одного, объединение происходит на оснве долей (паев) или продаже акций.
По формам собственности предприятия делятся на: государственные, муниципальные и частные, а так же предприятия смешанной формы собственности.
По участию в процессе разработки новых технологий: венчурные предприятия (для ведения бизнеса в областях с высокой степенью риска), S-корпорация как форма венчурного предприятия.
По размеру оборота (годовой выручки от продажи) и численности работающих делят на: микро- (оборот до 60 млн. рублей, сотрудников не более 15), малые (до 400млн., 100 человек), средние (до 1млрд, 250 человек) и крупные (выше 1 млрд., свыше 250 чел.) предприятия.
Организационные формы предприятий
В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества:
· полное товарищество;
· товарищество на вере (коммандитное товарищество);
· общество с ограниченной ответственностью,
· общество с дополнительной ответственностью;
· акционерное общество (открытое и закрытое).
Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
участие акционеров в управлении обществом;
право акционеров на получение дохода (дивиденда);
дополнительные возможности стимулирования персонала.
Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.
5. Типология предприятий. Понятие корпорации, организационно-правовые формы корпораций, их достоинства и недостатки.
см. билет 4
Корпорация – название юридического лица, имеющего несколько учредителей, осуществляющих своё объединение засчёт долей (паев) или продажи акций. В отличие от индивидуального предпринимательства или партнёрства, корпорация – это специальная форма организации, являющаяся юридическим лицом, существующим самостоятельно и в правовом смысле отдельно от её владельцев.
Организационно-правовые формы корпорации такие же как у предприятий (см. 4 билет)
Достоинства корпорации состоят в том, что:
- юридическое лицо, как её основа, является субъектом права, ведёт все свои дела самостоятельно и владеет собственностью самостоятельно
- оно само отвечает по своим долгам и самостоятельно платит доходы от налогов корпорации
- оно не прекращает существование в связи со сменой владельца
- создатели юридического лица, вложившие в него свои капитал, получают доход виде дивидендов, отчислений от прибыли юрид. лица.
Недостатки:
- двойное налогообложение владельцев корпорации: сначала по доходам корпорации, а потом по доходу частных лиц – акционеров.
- более строгое регулирование корпоративно деятельности, чем в случае индивидуального бизнеса или партнёрства: действия корпорации ограничены местными и национальными законами, так же на её поведение влияет устав и положение о корпорации, устанавливающее строгий регламент.
- отделение владельцев корпорации (акционеров) от текущего управления корпорацией: как правило текущим управлением занимаются наёмные управляющие, которые могут быть и акционерами, однако большинство акционеров и вовсе незнакомо с особенностями бизнеса, они не в состоянии проконтролировать политику управляющих.
Термин «компания» обозначает фирму, имеющую черты и характеристики общества с ограниченной ответственностью. Корпорацию или компанию можно назвать фирмой или предприятием, но не всякая фирма является компанией или корпорацией.
6. Объединения предприятий. Цели создания и основные формы. Понятие отрасли.
Виды объединений предприятий:
Картель – форма объединения предприятий, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и др.
Трест – форма объединения предприятий, как правило, в рамках одной отрасли, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и действуют по одному плану. Характеризуется наиболее высокой централизацией управления. (обычно это сходные по производству предприятия)
Синдикат – форма объединения предприятий, целью которого является совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование и др.) Предприятия сохраняют свою самостоятельность и, как правило, создают отдельную фирму, занимающуюся сбытом их продукции или их снабжением, с которой каждый из участников синдиката заключает договор.
Концерн – форма долговременного объединения для создания сложных изделий. Сохраняют свою самостоятельность, могут быть объединены по технологической цепочке, находится в разных странах, однако они делегируют часть прав коллегиальному органу управления – проведение единой экономической политики, централизацию части финансов некоторый функциональных служб и др.
Финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании группы.
Консорциум – одна из орг. Форм временного объединения фирм для решения разовых задач. Участники полностью сохраняют свою самостоятельность, но в деятельности, касающейся целей консорциума, они подчиняются совместно-выбранному руководству (как правило, создаётся для выполнения высокосрочных и дорогостоящих крупных заказов)
Конгломерат – объединение предприятий разных отраслей. Образуется путём поглощения с слиянием многочисленных предприятий, не имеющих между собой функциональных связей. Цель – увеличение прибыли.
Холдинг – форма объединения предприятий путём скупки контрольных пакетов акций. Объединение предприятий в холдинговой компании ограничивается, как правило, лишь финансами. Во главе холдинговой компании стоит компания-держатель, имеющая контрольные пакеты акций и действующая через нижестоящие компании. Каптал холдинговой компании существует преимущественно для приобретения контрольных пакетов акций других компаний.
Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, причём первоначальное имущество артели складывается их паев членов этого общества.
Ассоциация – добровольный союз людей, предприятий, организаций, объединённых едиными интересами. Ассоциация, как правило, является юридическим лицом. Она представляет собой общественную организацию, не ставящую цель получения прибыли.
Отрасль – совокупность предприятий и организаций, создающих блага одного экономического назначения, имеющих сходный состав используемого сырья и материалов, применяемых средств производства, а так же профессиональный и квалифицированный состав персонала.
7. Понятие производственной и организационной структуры фирмы. Виды подразделений.