Экономическая деятельность предприятия, ее анализ.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:

- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;

- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;

- правильной оценки конкурентоспособности организации;

- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом. В НПОУ «ЧКТ» планы составляются каждый год.

Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию.

Но как таковое стратегическое планирование в НПОУ «ЧКТ» отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для НПОУ «ЧКТ» . К числу слабых сторон, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Необходимо также отметить, что рекламные акции потребуют незначительных расходов лишь в тех случаях, когда они будут приурочены к конкретным мероприятиям:

- проведение распродаж;

- введение системы дисконтных карточек;

Кроме этого в целях совершенствования системы маркетинга целесообразно изучать потребности клиентов. В этих целях предлагается завести журнал «Пожелания клиентов», где смогут делать записи не только клиенты, но и работники. К примеру, спросил клиент о блюде, которого нет в ресторане, - официант должен сделать соответствующую запись в журнале.

Для уменьшения издержек НПОУ «ЧКТ» рекомендуется:

- наладить оптимальные отношения с поставщиками продукции;

- осуществлять мероприятия по экономии затрат на электроэнергию и коммунальные услуги;

- реализовывать программы по совмещению должностных обязанностей;

- внедрить среди работников программу экономии на «незаметных» расходах.

Значительная проблема предприятия, недостаток собственных средств в обороте. Решение этой проблемы – достаточно серьезная задача для руководства. Один из главных способов – увеличение выручки и, как следствие, ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Таким образом, резюмируя вышесказанное в целях успешного развития деятельности НПОУ «ЧКТ» необходимо:

1. Ослабить воздействие конкурентной среды, а именно:

- отслеживать рыночную ситуацию и прогнозировать тенденции ее изменения;

- отслеживать и упреждать действия конкурентов;

- формировать способность к быстрой реакции на изменения, для чего необходима гибкая система управления, восприимчиваемая к нововведениям;

- внедрять гибкую ценовую политику;

- мотивировать персонал в направлениях достижения высокой степени удовлетворения клиентов;

- оптимизировать организационную структуру;

- контролировать структуру своих затрат и внедрить систему управления издержками;

- контролировать качество закупаемых товаров, создавать имидж предприятия, реализующего товары высшего качества;

- выбрать наиболее эффективные каналы товародвижения;

- совершенствовать маркетинговую деятельность;

- широко использовать средства рекламы.

2. Стимулировать закупочную деятельность, а именно:

- определить потребность в закупаемых товарах, подготовить бюджет закупок;

- наладить поиск информации о поставщиках и создать банк данных;

- осуществлять контроль за выполнением заказов на поставку товаров;

- разработать условия поставки и оплаты, рассчитать совокупные расходы, связанные с закупкой товаров и сырья;

- координировать взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием;

- оценить эффективность отношений с выбранными поставщиками.

3. Оптимизировать отношения с поставщиками, а именно:

- обратиться к дополнительным источникам информации о поставщиках. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета;

- рассматривать наиболее выгодные условия поставки, оплаты, цены на продукцию, добиваться предоставления торговых скидок;

- организовать оценку качества продукции, тщательно изучать образцы товаров;

- оценить положение поставщика на рынке, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.

4. Оптимизировать отношения с покупателями, а именно:

- дифференцировать покупателей по степени платежеспособности;

- предлагать дополнительные услуги;

- ввести гибкую систему скидок.

5. Оптимизировать систему налогообложения, а именно:

- осуществлять ценовое и налоговое планирование;

- осуществлять планирование договорных отношений предприятия: в некоторых случаях выбор вида договора способен не только уменьшить сумму налоговых платежей, но и повлиять на наличие объекта налогообложения;

- определять условия договоров, так как они способны оказывать существенное влияние на размер возникающих налоговых обязательств предприятия;

- использовать налоговые льготы и оценивать возможности и преимущества применения специальных налоговых режимов.

6. Поддерживать финансовую устойчивость, а именно:

- совершенствовать ценообразование на товары;

- повысить эффективность использования основных средств;

- более эффективно использовать свободные денежные средства;

- снизить долю заемных финансовых средств в хозяйственном обороте, что позволит избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков – потери финансовой устойчивости предприятия;

- рационально использовать оборонные средства, ускорить их оборачиваемость;

- установить размер нормируемых затрат на командировочные, подготовку кадров, рекламу, проценты по кредиту и представительские цели;

- осуществлять режим экономии на всех уровнях, путем рационализации транспортных расходов, расходов по содержанию материально – технической базы;

- сократить издержки обращения за счет экономии средств, укрепления финансовой дисциплины, в том числе расходов по обслуживанию долга, стоимости электроэнергии;

- повысить уровень ликвидности активов, что позволит избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде.

7. Проводить кадровую политику

8. Повысить эффективность использования ресурсов за счет:

- повышения производительности труда за счет повышения эффективности использования рабочего времени;

- нормирования оборотных средств предприятия, что позволит постоянно поддерживать соответствие между размером оборотных средств и потребностью в оборотных средствах, что позволит управлять размерами торговых запасов;

- ускорения оборачиваемости оборотных средств;

- повышения эффективности использования основных фондов;

- снижения уровня дебиторской задолженности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ АНАЛИЗ.

Негосударственное профессиональное образовательное учреждение «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза создан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Техникум является некоммерческой организацией и не имеет в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли. По организационно-правовой форме является частным учреждением.

Юридический и фактический адрес техникума: Чувашская Республика,

г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 96.

Учредителем техникума является Чувашский республиканский союз потребительских обществ (Чувашпотребсоюз), ОГРН 1022101289022, зарегистрирован 24 декабря 2002 г. [42]

Техникум является юридическим лицом. Права юридического лица у техникума в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация техникума осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Техникум получает право на ведение образовательной деятельности со дня выдачи ему лицензии. Право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает у техникума с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством (табл. 1.)

Техникум имеет обособленное имущество, закрепленное за техникумом на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим полным наименованием на русском языке, бланки, штампы, эмблему и иные реквизиты. Техникум вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, ведет делопроизводство и архив.

Таблица 1

Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза

Учредитель Чувашский республиканский союз потребительских обществ
Тип Учреждение среднего профессионального образования
Вид Техникум
Статус учреждения Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Устав образовательного учреждения Зарегистрирован постановлением Главы администрации Московского района г. Чебоксары от 15.12.1993 № 1806. В новых редакциях устав зарегистрирован: - постановлением Главы администрации Московского района г. Чебоксары от 18.08.2000 1814; - в Управлении Министерства юстиции РФ по ЧР 22 ноября 2010 года; - в Управлении Министерства юстиции РФ по ЧР 01 июня 2011 года.
Свидетельство о регистрации образовательного учреждения Свидетельство о государственной регистрации № 3107 Серия В  
Лицензия Серия РО № 046626, выдана Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики 12 мая 2012 года. Рег.№ 1125 Срок действия - бессрочно
Государственная аккредитация Серия 21А01 № 0000136, выдано Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики 22 марта 2013 г., регистрационный № 560. Действительно до 21 марта 2019 года.
Место нахождения Учебный корпус: 428018 г. Чебоксары, ул. К.Иванова, дом 96
Общежитие: 428018 г. Чебоксары, ул. Афанасьева, дом 6
Руководство Директор техникума - Таланова Лидия Петровна

В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами, решениями учредителя, уставом Чувашпотребсоюза и уставом техникума.

Цели техникума (приложение 1): [42]

– распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

– удовлетворение потребностей общества, в т. ч. потребительской кооперации Чувашской Республики в квалифицированных специалистах и кадрах.

Основными задачами техникума являются:

– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования;

– переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров;

– укрепление и пропаганда идей потребительской кооперации, ее демократических ценностей и традиций;

– оказание помощи потребительским обществам и их союзам в разработке и внедрении в практику новых форм и методов работы, направленных на повышение эффективности деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации, укрепление их финансового состояния, совершенствование структуры управления;

– организация и проведение методических, научно-методических конференций, а также творческих работ и исследований;

– формирование у обучающихся в техникуме гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

– сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей.

Во исполнение возложенных задач техникум осуществляет следующие основные виды деятельности:

– реализация образовательных программ начального и среднего профессионального образования по направлениям подготовки (профессиям), установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности;

– профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся;

– обеспечение проживания обучающихся в общежитии техникума;

– содержание и эксплуатация имущественного комплекса, в том числе объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленных за техникумом в установленном порядке;

– содействие в медицинском обслуживании обучающихся и работников в учреждениях здравоохранения г. Чебоксары, в том числе проведение лечебно-профилактических мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Техникум организует образовательный процесс в соответствии с государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования с целью:

- приобретения обучающимися необходимого уровня знаний и практических навыков, необходимых для выполнения работы, группы работ;

- удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования.

Техникум реализует следующие виды и типы образовательных программ:

- общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

- профессиональные образовательные программы, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку кадров соответствующей квалификации, в том числе:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования базового уровня;

- повышение квалификации и профессиональной переподготовки;

- дополнительного профессионального образования без удлинения срока обучения (табл. 2). [42]

Таблица 2

Показатели образовательной деятельности профессиональной организации

НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза

N п/п Показатели Единица измерения
1. Образовательная деятельность
1.1 Общая численность студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в том числе
1.1.1 По очной форме обучения -
1.1.2 По очно-заочной форме обучения -
1.1.3 По заочной форме обучения -
1.2 Общая численность студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, в том числе: 1020 человек
1.2.1 По очной форме обучения 862 человек
1.2.2 По очно-заочной форме обучения -
1.2.3 По заочной форме обучения 158 человек
1.3 Количество реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования 9 единиц
1.4 Численность студентов (курсантов), зачисленных на первый курс на очную форму обучения, за отчетный период 404 человек
1.5 Численность/удельный вес численности студентов (курсантов) из числа инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности студентов 2/0,2%
1.6 Численность/удельный вес численности выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию и получивших оценки "хорошо" и "отлично", в общей численности выпускников 184/67%
1.7 Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), ставших победителями и призерами олимпиад, конкурсов профессионального мастерства Российского федерального и международного уровней, в общей численности студентов (курсантов) 7/1%
1.8 Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), обучающихся по очной форме обучения, получающих государственную академическую стипендию, в общей численности студентов
1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников педагогических работников = 36, общая численность = 108 36/33%
1.10 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 36/100%
1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 30/83%
1.11.1 Высшая 8/22%
1.11.2 Первая 18/50%
1.12 Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации/профессиональную переподготовку за последние 3 года, в общей численности педагогических работников 15/42%
2.Финансово-экономическая деятельность
2.1 Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности) 50,8 тыс. руб.
2.2 Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности) в расчете на одного педагогического работника 1,4 тыс. руб.
2.3 Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного педагогического работника 1,4 тыс. руб.
2.4 Отношение среднего заработка педагогического работника в образовательной организации (по всем видам финансового обеспечения (деятельности)) к средней заработной плате по экономике региона 83%
3.Инфраструктура
3.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного студента 8,0 кв.м
3.2 Количество компьютеров со сроком эксплуатации не более 5 лет в расчете на одного студента 0,2 единиц
3.3 Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), проживающих в общежитиях, в общей численности студентов (курсантов), нуждающихся в общежитиях 144/100%

Основные образовательные программы реализуются техникумом на договорной основе с физическими и юридическими лицами с полным возмещением затрат на подготовку специалистов.

Техникум самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу.

Доходы, полученные от разрешенных видов деятельности, поступают в распоряжение техникума.

Источниками формирования имущества техникума являются:

- имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;

- имущество, приобретенное техникумом за счет имеющихся у него финансовых средств, в том числе за счет дополнительных доходов от собственной предпринимательской деятельности;

- имущество, безвозмездно получаемое техникумом от граждан, юридических лиц и государства.

Финансовое обеспечение деятельности техникума осуществляется за счет:

- поступления из бюджета Чувашской Республики;

- финансовых вложений учредителя;

- добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

- дивидендов (доходы, проценты), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- отчислений по договорам от совместной деятельности;

- кредитов банков и других кредиторов;

- средств, полученных от сдачи в аренду или передачу во временное пользование, находящегося в оперативном управлении недвижимого имущества по согласованию с собственником;

- доходов, полученных от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов разрешенной техникуму собственной хозяйственной деятельности;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Техникум вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых техникум создан.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество являются собственностью техникума, поступают в самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и используются техникумом на развитие материально-технической базы, совершенствование учебного процесса, решение социальных вопросов.

Результаты финансово-экономической деятельности техникума на основе приложений 2-3 представлены в таблице 2.1.3.

На основании данных таблицы 2.1.3. можно сделать вывод о том, что выручка от реализации в 2014г. составила 44472 тыс.руб. По сравнению с 2013г. она сократилась на 457 тыс.руб. или на 1 %. Все основные бухгалтерские показатели деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза в 2014 году уменьшились, в том числе среднегодовая величина внеоборотные активы - на 401 тыс.руб, среднегодовая стоимость оборотных активов – на 1291 тыс. руб., собственный капитал – на 739 тыс. руб. Темп сокращения оборотного капитала уступает темпу уменьшения выручки. Это способствовало ускорению оборачиваемости оборотных средств на 10 дней.

Позитивно оценивается рост прибыли от продаж и оказания образовательных услуг. В 2014г. прибыль от продаж и прибыль до налогообложения соответственно составили 489 и 533 тыс. руб. Это привело к повышению показателей рентабельности: оборотного капитала – на 2,6 процентных пункта, выручки – на 0,3 пункта и собственного капитала – на 1,39 пункта.

Таким образом, показатели рентабельности свидетельствуют о повышении эффективности деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум».

Показатели исследования финансовых результатов деятельности Чебоксарского кооперативного техникума представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели эффективности деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза за 2013-2014гг.

Показатель Год Абсолютное отклонение, (+ / -) 2014г в % к 2013г.
А
1. Выручка от реализации, тыс. руб. -457 99,0
2. Средняя величина остаточной стоимости внеоборотных активов, тыс.руб. -401 96,4
3. Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб. -1291 88,9
4.Собственный капитал, тыс. руб. -739 96,0
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. 3,86 4,29 +0,43 -
6 Период оборота оборотных активов, дни -10 -
7. Прибыль от продажи, тыс. руб. +129 135,8
8. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. +236 179,5
9. Фондоотдача, руб. 4,09 4,20 +0,11 102,7
10 Фондоемкость, руб. 0,24 0,24 - 100,0
11. Фондорентабельность, % 2,70 5,03 +2,33 -
12. Рентабельность оборотного капитала, % 2,55 5,15 +2,60 -
13. Рентабельность продаж, % 0,80 1,10 +0,30 -
14. Рентабельность собственного капитала, % 1,60 2,99 +1,39 -

За 2014г. НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза выручка от продаж и оказания образовательных услуг составила 44472 тыс. руб. с отрицательной динамикой (99,0%). Себестоимость снизилась на 926 тыс.руб. или на 2,3 %. Позитивно то, что темп снижения выручки ниже темпа снижения себестоимости. Также положительно оценивается снижение доли себестоимости в выручке.

Таким образом, НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» имеет положительную динамику экономических показателей деятельности, хотя техникум является некоммерческой организацией и не имеет в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли. Возможно, получение прибыли достигнуто не за счет образовательной деятельности, а от оказания услуг студентам и работникам техникума через предприятия общественного питания

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:

- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;

- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;

- правильной оценки конкурентоспособности организации;

- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом. В НПОУ «ЧКТ» планы составляются каждый год.

Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию.

Но как таковое стратегическое планирование в НПОУ «ЧКТ» отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для НПОУ «ЧКТ» . К числу слабых сторон, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Необходимо также отметить, что рекламные акции потребуют незначительных расходов лишь в тех случаях, когда они будут приурочены к конкретным мероприятиям:

- проведение распродаж;

- введение системы дисконтных карточек;

Кроме этого в целях совершенствования системы маркетинга целесообразно изучать потребности клиентов. В этих целях предлагается завести журнал «Пожелания клиентов», где смогут делать записи не только клиенты, но и работники. К примеру, спросил клиент о блюде, которого нет в ресторане, - официант должен сделать соответствующую запись в журнале.

Для уменьшения издержек НПОУ «ЧКТ» рекомендуется:

- наладить оптимальные отношения с поставщиками продукции;

- осуществлять мероприятия по экономии затрат на электроэнергию и коммунальные услуги;

- реализовывать программы по совмещению должностных обязанностей;

- внедрить среди работников программу экономии на «незаметных» расходах.

Значительная проблема предприятия, недостаток собственных средств в обороте. Решение этой проблемы – достаточно серьезная задача для руководства. Один из главных способов – увеличение выручки и, как следствие, ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Таким образом, резюмируя вышесказанное в целях успешного развития деятельности НПОУ «ЧКТ» необходимо:

1. Ослабить воздействие конкурентной среды, а именно:

- отслеживать рыночную ситуацию и прогнозировать тенденции ее изменения;

- отслеживать и упреждать действия конкурентов;

- формировать способность к быстрой реакции на изменения, для чего необходима гибкая система управления, восприимчиваемая к нововведениям;

- внедрять гибкую ценовую политику;

- мотивировать персонал в направлениях достижения высокой степени удовлетворения клиентов;

- оптимизировать организационную структуру;

- контролировать структуру своих затрат и внедрить систему управления издержками;

- контролировать качество закупаемых товаров, создавать имидж предприятия, реализующего товары высшего качества;

- выбрать наиболее эффективные каналы товародвижения;

- совершенствовать маркетинговую деятельность;

- широко использовать средства рекламы.

2. Стимулировать закупочную деятельность, а именно:

- определить потребность в закупаемых товарах, подготовить бюджет закупок;

- наладить поиск информации о поставщиках и создать банк данных;

- осуществлять контроль за выполнением заказов на поставку товаров;

- разработать условия поставки и оплаты, рассчитать совокупные расходы, связанные с закупкой товаров и сырья;

- координировать взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием;

- оценить эффективность отношений с выбранными поставщиками.

3. Оптимизировать отношения с поставщиками, а именно:

- обратиться к дополнительным источникам информации о поставщиках. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета;

- рассматривать наиболее выгодные условия поставки, оплаты, цены на продукцию, добиваться предоставления торговых скидок;

- организовать оценку качества продукции, тщательно изучать образцы товаров;

- оценить положение поставщика на рынке, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.

4. Оптимизировать отношения с покупателями, а именно:

- дифференцировать покупателей по степени платежеспособности;

- предлагать дополнительные услуги;

- ввести гибкую систему скидок.

5. Оптимизировать систему налогообложения, а именно:

- осуществлять ценовое и налоговое планирование;

- осуществлять планирование договорных отношений предприятия: в некоторых случаях выбор вида договора способен не только уменьшить сумму налоговых платежей, но и повлиять на наличие объекта налогообложения;

- определять условия договоров, так как они способны оказывать существенное влияние на размер возникающих налоговых обязательств предприятия;

- использовать налоговые льготы и оценивать возможности и преимущества применения специальных налоговых режимов.

6. Поддерживать финансовую устойчивость, а именно:

- совершенствовать ценообразование на товары;

- повысить эффективность использования основных средств;

- более эффективно использовать свободные денежные средства;

- снизить долю заемных финансовых средств в хозяйственном обороте, что позволит избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков – потери финансовой устойчивости предприятия;

- рационально использовать оборонные средства, ускорить их оборачиваемость;

- установить размер нормируемых затрат на командировочные, подготовку кадров, рекламу, проценты по кредиту и представительские цели;

- осуществлять режим экономии на всех уровнях, путем рационализации транспортных расходов, расходов по содержанию материально – технической базы;

- сократить издержки обращения за счет экономии средств, укрепления финансовой дисциплины, в том числе расходов по обслуживанию долга, стоимости электроэнергии;

- повысить уровень ликвидности активов, что позволит избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде.

7. Проводить кадровую политику

8. Повысить эффективность использования ресурсов за счет:

- повышения производительности труда за счет повышения эффективности использования рабочего времени;

- нормирования оборотных средств предприятия, что позволит постоянно поддерживать соответствие между размером оборотных средств и потребностью в оборотных средствах, что позволит управлять размерами торговых запасов;

- ускорения оборачиваемости оборотных средств;

- повышения эффективности использования основных фондов;

- снижения уровня дебиторской задолженности.

Наши рекомендации