Тема 1.1 Типологические признаки СМИ
1. Что такое СМИ?
o Производственное предприятие, осуществляющее выпуск средства массовой информации
o Периодически выпускаемые издания, публикующие общественно значимую информацию
o Профессиональные союзы журналистов, занимающиеся выпуском периодических изданий
o Некоммерческие организации, выпускающие газеты и журналы
2. Что такое редакция СМИ:
o Производственное предприятие, осуществляющее выпуск средства массовой информации
o Периодически выпускаемые издания, публикующие общественно значимую информацию
o Профессиональные союзы журналистов, занимающиеся выпуском периодических изданий
o Некоммерческие организации, выпускающие газеты и журналы
3. Целостная система СМИ – это:
o Тематическая группа средств массовой информации
o Совокупность всех средств массовой информации, взаимодействующих в едином информационном пространстве
o СМИ, выходящие на одной территории
o СМИ одной страны
4. Признаками целостной системы СМИ являются:
o Наличие СМИ как отдельных элементов в системе
o Наличие одинаковых целей у всех СМИ
o Взаимодействие СМИ в едином информационном пространстве
o Наличие общего для СМИ законодательства
o Наличие единого формата у СМИ
o Наличие рынка СМИ
o Наличие общих для СМИ функций
5. Зачем обществу нужна целостная система СМИ?
o Чтобы обеспечить разнообразие в чтении
o Чтобы удовлетворить разнообразную аудиторию
o Чтобы предоставить аудитории всю необходимую для жизни информацию
o Чтобы всем было, где высказаться
6. Информированность аудитории – это
o Регулярное получение информации аудиторией через СМИ
o Получение полезной информации по всем тематическим направлениям
o Получение достаточного количества объективной информации, чтобы успешно ориентироваться в мире и уметь возможность выбрать те способы действия, которые позволяют достичь желаемых результатов
o Знание об основных событиях, происходящих в мире
7. Общенаучный метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка по общности каких-либо признаков с помощью обобщенной или идеализированной модели или типа – это определение понятия:
o Типология
o Системный подход к анализу явлений
o Классификация
o Группировка
8. Виды типологии:
o Алфавитная классификация
o Статистические модели, в основе которых лежит «архитип»
o Историческая типология, отображающая системы в развитии
o Теоретическая типология, позволяющая выявить идеальный тип
o Выявление типов по тематическому признаку
9. Эмпирическая типология – это:
o Описание реально существующей системы СМИ
o Описание идеальной системы СМИ
o Описание какого-либо исторического типа СМИ
o Создание определенного типа СМИ
10. Общий признак, который позволяет отнести издание к средствам массовой информации, который выделяет С.Г. Корконосенко
o Объем
o Тираж
o Формат
o Периодичность
11. Минимальная периодичность изданий:
o Ежедневная
o Один раз в неделю
o Один раз в месяц
o Один раз в полгода
o Один раз в год
12. Виды СМИ в зависимости от способа их производства (по А.И. Акопову):
o Печатные
o Аудиовизуальные
o Сетевые электронные
o Блоги
13. К печатным СМИ относятся:
o Газеты
o Журналы
o Книги
o Бюллетени
o Литературные альманахи
14. К аудиовизуальным СМИ относится:
o Музыкальные диски
o Аудиокниги
o Радио
o Телевидение
15. К сетевым электронным СМИ относятся:
o Информационно-новостные системы
o Блоги
o Электронные версии печатных изданий
o Социальные сети
o Собственно сетевые периодические версии
16. Характерные особенности печатных СМИ:
o Используется видео изображение
o Почти мгновенная передача информации
o Не требуют для чтения специального технического устройства
o Обладают возможностью быстрого обзорного ознакомления
o Используется одновременно печатный текст, аудио и видео
o Можно читать в любое удобное время
o Использование звука (голоса, шумов, музыки)
o Использование монтажа
o Ритм чтения выбирает сам читатель
o Сильно активизируется воображение аудитории
o Преобладают аналитические материалы, которые можно обдумывать не спеша
o Позволяет совмещать получение информации с другими делами
17. Характерные особенности радио как СМИ:
o Используется видео изображение
o Почти мгновенная передача информации
o Можно читать в любое удобное время
o Использование звука (голоса, шумов, музыки)
o Использование монтажа
o Ритм чтения выбирает сам читатель
o Сильно активизируется воображение аудитории
o Преобладают аналитические материалы, которые можно обдумывать не спеша
o Позволяет совмещать получение информации с другими делами
18. Характерные особенности только телевидения как СМИ:
o Используется видео изображение
o Почти мгновенная передача информации
o Обладают возможностью быстрого обзорного ознакомления
o Используется одновременно печатный текст, аудио и видео
o Использование звука (голоса, шумов, музыки)
o Использование монтажа
o Ритм чтения выбирает сам читатель
o Сильно активизируется воображение аудитории
19. Характерные особенности только сетевых СМИ:
o Используется видео изображение
o Почти мгновенная передача информации
o Восприятие информации может совпадать по времени с событием, о котором сообщается
o Обладают возможностью быстрого обзорного ознакомления
o Используется одновременно печатный текст, аудио и видео
o Можно читать в любое удобное время
o Использование звука (голоса, шумов, музыки)
o Использование монтажа
20. Концепция издания – это:
o Цели издания
o Совокупность типологических признаков
o Генеральный замысел, руководящая идея, в соответствии с которой создается и выпускается определенное СМИ
o Определение типа издания
21. Структурные составляющие концепции издания:
o Формулировка целей издания
o Миссия издания
o Программа издания, определяющая его тип
o Комплекс моделей издания
o Описание характеристик аудитории
22. Миссия издания – это:
o Строгое следование законам, регулирующим данный вид деятельности
o Основная цель организации, стремление к достижению которой наполняет деятельность организации особым смыслом
o План текущей работы редакции
o Соблюдение норм этики в профессиональной деятельности
23. Функции миссии издания:
o Указывать на сущность и назначение издания (миссия-предназначение)
o Сообщать о структуре издания
o Указывать перспективы развития издания (стратегическая миссия)
o Устанавливать принципы (обязательные требования) работы (миссия-идея)
o Обозначать ценностные ориентации коллектива (миссия ориентация)
o Сообщать о периодичности и графике выпуска издания
o Сообщать о политических установках издания (миссия-политика)
24. Программа издания – это
o Оперативный план выпуска издания
o Стратегический (перспективный) план выпуска издания
o Документ, который дает полное представление о базовых характеристиках функционирования издания и его типологических признаках
o График выпуска издания
25. Составляющие части программы:
o Обязательный раздел, содержащий сведения, необходимые для регистрации издания
o Описание типологических признаков издания
o Описание моделей издания
o Факультативный раздел, содержащий основные характеристики издания
26. Составляющие части факультативного раздела:
o Функции издания
o Этический кодекс издания
o Правовой статус издания
o Типологические признаки издания
27. Шаблон для оптимального выстраивания процесса изготовления информационного продукта, опирающийся на технологическую основу – это:
o Тип
o Модель
o Шаблон
o Матрица
28. Модели, необходимые для полноценного функционирования издания:
o Тематическая (содержательная)
o Модель штатного расписания
o Композиционно-графическая
o Организаторская
29. Модель, которой соответствует класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему – это:
o Тип издания
o Типология
o Типологический признак
o Группа типологических признаков
30. Типологические признаки – это:
o Отличительные признаки всех средств массовой информации
o Рыночные показатели продвижения СМИ
o Свойства, показатели, составляющие внутреннюю структуру типа
o Внешние характеристики СМИ
31. Все признаки типа:
o Взаимовлияют друг на друга
o Функционируют автономно
o Влияют друг на друга только признаки в рамках одной подгруппы признаков
o Только типоформирующие признаки влияют на все остальные
32. Охарактеризовать тип издания – это значит:
o Описать все его типологические признаки
o Описать все его типологические признаки и указать на их взаимосвязь и взаимозависимость
o Указать на взаимосвязь и взаимозависимость типологических признаков издания
o Описать внешний вид издания
33. Технологические типологические признаки издания по М.В. Шкондину
o Вид СМИ по способу производства
o Формат изданий
o Структура доходов в редакционном бюджете
o Тираж
o Объем
o Периодичность
o Организационно-правовой статус издания
34. Экономические типологические признаки издания по М.В. Шкондину
o Вид СМИ по способу производства
o Форма собственности
o Структура доходов в редакционном бюджете
o Целевое назначение СМИ
o Результаты хозяйственной деятельности (прибыль, убытки, рентабельность)
35. Содержательные типологические признаки издания по М.В. Шкондину
o Аудитория
o Результаты хозяйственной деятельности (прибыль, убытки, рентабельность)
o Характер, тип информации
o Целевое назначение СМИ
o Формат изданий
36. Организационные типологические признаки издания по М.В. Шкондину
o Организационно-правовой статус издания
o Целевое назначение СМИ
o Организационно-политический статус (учредители издания)
o Организационно-экономические аспекты (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ)
o Аудитория
37. Типологические признаки по В.В. Тулупову
Û Объективные---цель, тип журналистики, профессиональные и этические стандарты, маркетинго-менеджмент, авторский состав, организационная структура редакции, внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики), жанры и формы подачи материалов, язык и стиль, география материалов, реклама, дизайн, объем, тираж, периодичность
Û Объективно-субъективные---квалификация и мастерство редактора, менеджеров, журналистов, технических работников, полиграфистов, квалификация читателей
Û Субъективные---общественно-экономическая формация, тип общества, социально-экономическое положение и политическая ситуация в стране и регионе, законодательная база, конъюнктура информационного рынка, своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет населения), технологический фактор (уровень развития технологий), международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран)
38. Социальные факторы – это:
o События, происходящие в обществе
o Совокупность общественных явлений (политических, экономических, культурных), влияющих на формирование чего-либо
o Условия жизни социума
o Социальные проблемы
39. Типоформирующие признаки, по определению А.И. Акопова, - это:
o Основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания
o Вид признаков, характеризующих тип издания с точки зрения содержания и формы
o Признаки, характеризующие издания с помощью измеряемых параметров
o Признаки, определяющие периодичность издания
40. Вторичные типологические признаки, по определению А.И. Акопова, - это:
o Основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания
o Вид признаков, характеризующих тип издания с точки зрения содержания и формы
o Признаки, характеризующие издания с помощью измеряемых параметров
o Признаки, определяющие периодичность издания
41. Формальные типологические признаки, по определению А.И. Акопова, - это:
o Основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания
o Вид признаков, характеризующих тип издания с точки зрения содержания и формы
o Признаки, характеризующие издания с помощью измеряемых параметров
o Признаки, определяющие периодичность издания
42. К типоформирующим признакам, по мнению А.И. Акопова, относятся:
o Внутренняя структура изданий
o Тираж
o Аудитория
o Издатель, учредитель
o Оформление
o Объем
o Цели издания
o Авторский состав
o Формат
o Жанровая палитра
o Периодичность
43. К вторичным типологическим признакам, по мнению А.И. Акопова, относятся:
o Внутренняя структура изданий
o Тираж
o Аудитория
o Издатель, учредитель
o Оформление
o Объем
o Цели издания
o Авторский состав
o Формат
o Жанровая палитра
o Периодичность
44. К формальным типологическим признакам, по мнению А.И. Акопова, относятся:
o Внутренняя структура изданий
o Тираж
o Аудитория
o Издатель, учредитель
o Оформление
o Объем
o Цели издания
o Авторский состав
o Формат
o Жанровая палитра
o Периодичность
45. Типологический признак, который А.И. Акопов называет суперпризнаком:
o Издатель
o Учредитель
o Редакционный коллектив
o Аудитория
46. Физиологические характеристики читательской аудитории:
o Профессия
o Социальное положение
o Пол
o Место жительства
o Увлечения
o Сфера деятельности
o Возраст
o Политические взгляды
o Язык
47. Характеристики читательской аудитории, отражающие трудовую занятость:
o Профессия
o Социальное положение
o Пол
o Место жительства
o Увлечения
o Сфера деятельности
o Возраст
o Политические взгляды
o Язык
48. Характеристики читательской аудитории, отражающие ее место в социальной системе:
o Профессия
o Социальное положение (статус в трудовой деятельности и уровень дохода)
o Пол
o Место жительства
o Увлечения
o Сфера деятельности
o Возраст
o Политические взгляды
o Язык
49. Характеристики читательской аудитории, отражающие ее пристрастия:
o Профессия
o Социальное положение
o Пол
o Место жительства
o Увлечения
o Сфера деятельности
o Возраст
o Политические взгляды
o Язык
50. Информационная политика издания – это:
o Публикация ряда материалов с определенной целью
o Идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий данного издания
o Документ, декларирующий цели издания
o Совокупность скрытых целей, которые редакция не декларирует
51. Внутренняя структура издания – это:
o Разделение материалов по полосам
o Размещение материалов на одной полосе
o Совокупность разделов и рубрик издания
o Размещение материалов на развороте издания
52. Тематическая модель издания – это:
o Совокупность тематических разделов и рубрик, расписанная по полосам и во временном графике выпуска издания
o Совокупность тематических разделов и рубрик
o Макет номера издания
o Перечень всех рубрик и разделов издания
53. Тематическая модель издания содержит следующие сведения:
o Формулировку информационной политики издания
o Тематические направления по каждой рубрике или разделу
o Жанровая палитра
o Приемы оформления публикации
o Модальность материалов
o Локальность материалов (география объектов отражения)
o Авторство (информационный источник)
54. Модальность материалов бывает:
o Нейтральная
o Положительная
o Вызывающая
o Отрицательная
o Сатирическая
o Проблемная (разноплановая)
55. Автором, информационным источником публикуемых текстов могут быть:
o Авторские материалы
o Новости
o Редакционные материалы
o Репортажи
o Сообщения информагентств
o Официальные документы
o Перепечатка из другого издания
o Перепечатка из книг
o Заимствование из Интернета
56. Композиционно-графическая модель издания – это:
o Единое стилевое оформление издания
o План размещения разделов и рубрик по полосам издания
o Воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами
o Пилотный номер выпуска
57. Композиционно-графическая модель издания должна предусматривать:
o Расчет количества знаков на полосе
o Расположение (закрепление) материалов разных рубрик по полосам
o Оформление первой полосы газеты
o Качество бумаги
o Шрифтовое оформление издания
o Оформление заголовочного комплекса
o Формат полосы и формат набора (число колонок на полосе)
o Определенное содержание полос
o Иллюстрации (фотографии, рисунки, инфографика)
o Использование цвета
o Размещение и оформление рекламы (на тематической полосе и в рекламном блоке)
58. В каком виде представляется композиционно-оформительская модель издания?
o Макеты полос
o Полностью нарисованная копия всего издания
o Словесное описание всех элементов оформления
o Техническое задание дизайнеру на разработку оформительской модели
59. Организационная модель издания – это, модель, обладающая следующими элементами:
o Структура редакции
o Формирование руководящих органов редакции
o Технологическая схема выпуска издания
o Финансово-экономическая схема его функционирования
o Устав редакции
o Программа его распространения и стимулирование сбыта
60. Современные тенденции развития типологической системы газет:
o Возникновение новых типов
o Рост тиражей изданий в сравнении с советским периодом
o Регионализация прессы
o Централизация прессы
o Усиление специализации прессы
o «Обрастание» газет различными вкладками и приложениями
o Усиливается огосударствление СМИ
o Влияние государства на СМИ постепенно уменьшается
o Растет доля Интернет-СМИ в общем количестве СМИ
o Коммерциализация СМИ
61. Для устранения негативных тенденций развития системы СМИ журналисты могут:
o Интенсивнее работать
o Работать над сокращением ценностного разрыва между СМИ и аудиторией, обеспечивая общее движение к утверждению морально-нравственных принципов в обществе
o Сделать предметом основного внимания СМИ реальные проблемы граждан
o Заменить устаревшие методы труда в информационной деятельности на новые, современные
o Изменить законодательство в информационной сфере деятельности
o Уйти от интуитивно-опытной практики в журналистике к научно обоснованной