Факторный анализ прибыли и рентабельности
Управление прибылью требует определения влияния факторов ее роста или снижения. Факторный анализ прибыли до налогообложения по данным отчета о денежных ресурсах ЗАО магазин «1000 мелочей» за 2011-2013 гг. представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Факторный анализ бухгалтерской прибыли ЗАО магазин «1000 мелочей»за 2011-2013 гг.
Факторы изменения бухгалтерской прибыли | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Влияние на бухгалтерскую прибыль | ||||||
тыс. руб. | уд. Вес, % | тыс. руб. | уд. Вес, % | тыс. руб. | уд. Вес, % | 2013 г. к 2011 г. | 2013 г. к 2012 г. | |||
сумма, тыс. руб. | проценты | сумма, тыс. руб. | проценты | |||||||
1. Валовая прибыль | 15 729,2 | 203,6 | 18 256,2 | 225,2 | 20 557,3 | 220,7 | 4 828,1 | 62,5 | 2 301,1 | 28,4 |
2. Коммерческие расходы | -7 938,9 | -102,8 | -9 907,9 | -122,2 | -11 173,3 | -119,9 | -3 234,4 | -41,9 | -1 265,4 | -15,6 |
3. Прибыль от продаж | 7 790,3 | 100,8 | 8 348,3 | 103,0 | 9 384,0 | 100,7 | 1 593,7 | 20,6 | 1 035,7 | 12,8 |
4. Прочие доходы – всего | 140,3 | 1,8 | 80,1 | 1,0 | 136,7 | 1,5 | -3,6 | -0,05 | 56,6 | 0,7 |
в том числе | ||||||||||
Поступления от продажи основных средств | 61,4 | 0,8 | 33,3 | 0,4 | 83,8 | 0,9 | 22,4 | 0,3 | 50,5 | 0,6 |
Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств | 54,3 | 0,7 | 26,7 | 0,3 | 20,6 | 0,2 | -33,7 | -0,4 | -6,1 | -0,1 |
Продолжение таблицы 8
Полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров | 24,6 | 0,3 | 20,1 | 0,2 | 32,3 | 0,3 | 7,7 | 0,1 | 12,2 | 0,2 |
5. Прочие расходы – всего | -205,2 | -2,7 | -323,3 | -4,0 | -205,6 | -2,2 | -0,4 | -0,01 | 117,7 | 1,5 |
в том числе | ||||||||||
Расходы, связанные с продажей основных средств | -38,9 | -0,5 | -12,0 | -0,1 | -9,6 | -0,1 | 29,3 | 0,4 | 2,4 | 0,0 |
Проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств | -118,2 | -1,5 | -136,4 | -1,7 | -98,7 | -1,1 | 19,5 | 0,3 | 37,7 | 0,5 |
Уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров | -38,9 | -0,5 | -130,4 | -1,6 | -70,3 | -0,8 | -31,4 | -0,4 | 60,1 | 0,7 |
Сумма уценки активов | -9,2 | -0,1 | -44,5 | -0,5 | -27,0 | -0,3 | -17,8 | -0,2 | 17,5 | 0,2 |
6. Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) | 7 725,4 | 100,0 | 8 105,1 | 100,0 | 9 315,1 | 100,0 | 1 589,7 | 20,6 | 1 210,0 | 14,9 |
Анализ данных таблицы 8 показывает, что основным фактором, обусловившим увеличение бухгалтерской прибыли является рост прибыли от продаж. За счет данной прибыли бухгалтерская прибыль за 2011-2013 гг. повысилась на 1 593,7 тыс. руб. или на 20,6%. Основным фактором, обусловившим снижение бухгалтерской прибыли, являются коммерческие расходы: данные расходы снизили бухгалтерскую прибыль на 3 234,4 тыс. руб. или на 41,9%. Прочие доходы уменьшили прибыль до налогообложения на 3,6 тыс. руб., расходы по данным видам деятельности сократили прибыль на 2,2 тыс. руб., то есть влияние данных факторов незначительно.
Следует отметить, что выплаченные предприятием за нарушение условий договоров санкции намного превышают сумму полученных штрафов, пени и неустоек. Это говорит о том, что предприятию необходимо повышать договорную дисциплину и соблюдать сроки и условия расчетов с поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами.
Проведем анализ влияния на величину прибыли предприятия таких факторов, как товарооборот, средний уровень валового дохода и издержек обращения. Влияние данных факторов на прибыль определим методом разниц. Формулы для расчета влияния данных факторов на прибыль представлены в приложении Г. Используя формулы приложения Г, проведем необходимые расчеты. Исходные данные для выполнения расчетов содержатся ниже в таблице 9.
Таблица 9 - Исходные данные для факторного анализа прибыли ЗАО магазин «1000 мелочей»
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Товарооборот | 90 630,4 | 94 323,5 | 106 212,8 |
Уровень валового дохода | 17,4 | 19,4 | 19,4 |
Уровень издержек обращения | 8,8 | 10,5 | 10,5 |
Рентабельность продаж | 8,6 | 8,9 | 8,8 |
Результаты расчетов представим в табличном виде таблица 10.
Таблица 10 - Факторный анализ прибыли ЗАО магазин «1000 мелочей» (тыс.руб.)
Период анализа | Влияние товарооборота | Влияние среднего уровня доходов | Влияние среднего уровня издержек обращения | Общее влияние факторов |
2013 г. к 2011 г. | 1 339,4 | 2 123,7 | 1 869,4 | 1 593,7 |
2013 г. к 2012 г. | 1 052,3 | -0,1 | 16,5 | 1 035,7 |
Результаты факторного анализа прибыли предприятия показывают, что на прибыль от продаж за 2011-2013 гг. положительно повлияло увеличение товарооборота и рост среднего уровня валового дохода.
В целом за 2011-2013 гг. увеличение товарооборота позволило получить дополнительную прибыль в сумме 1 339,4 тыс. руб., повышение уровня валового дохода – в сумме 2 123,7 тыс. руб. Отрицательное влияние на прибыль оказало увеличение среднего уровня издержек обращения - в результате недополучена прибыль в размере 1 869,4 тыс. руб. Совместное влияние факторов привело к увеличению прибыли за 2011-2013 гг. на 1 593,7 тыс. руб.
Рисунок 3 - Изменение товарооборота в период 2011-2013гг.
Анализ рентабельности предназначен для выявления и измерения факторов, воздействующих на уровень рентабельности, определения способов и резервов повышения эффективности работы торгового предприятия. Основными факторами, влияющими на рентабельность, являются: выручка от продаж, валовой доход, издержки. Измерить влияние выручки, валового дохода и издержек обращения на рентабельность методом цепных подстановок можно, применив формулу для расчета рентабельности:
, (1)
где ВД – валовой доход;
ИО – издержки обращения;
Т – выручка от продаж.
Исходные данные для факторного анализа рентабельности представлены в таблице 11, результаты расчетов – в таблице 12.
Таблица 11-Исходные данные для факторного анализа рентабельности ЗАО магазин «1000 мелочей»
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Товарооборот | 90 630,4 | 94 323,5 | 106 212,8 |
Валовой доход | 15 729,2 | 18 256,2 | 20 557,3 |
Издержки обращения | 7 938,9 | 9 907,9 | 11 173,3 |
Рентабельность продаж | 8,6 | 8,9 | 8,8 |
Таблица 12-Результаты расчетов факторного анализа рентабельности ЗАО магазин «1000 мелочей
Период анализа | Влияние объема продаж | Влияние валового дохода | Влияние издержек обращения | Общее влияние факторов |
2013г. к 2011 г. | -1,3 | 4,5 | -3,0 | 0,2 |
2013 г. к 2012 г. | -1,0 | 2,2 | -1,3 | -0,1 |
Данные расчетов, представленные в таблице 12 показывают, что в 2013 г. по сравнению с 2011и 2012 гг. на уровень рентабельности положительно повлияло изменение суммы валового дохода, отрицательно – изменение объема продаж и издержек обращения.
Таким образом, факторный анализ прибыли и рентабельности ЗАО магазин «1000 мелочей» показал, что основным фактором, обусловившим снижение бухгалтерской прибыли, явился рост коммерческих расходов: за счет этого бухгалтерская прибыль снизилась на 3 234,4 тыс. руб. или на 41,9%. Издержки обращения также отрицательно повлияли на рентабельность продаж – рост данного фактора привел к снижению результативного показателя на 3%.