Законодательство о защите прав потребителей. Право на информацию и возмещение морального вреда
Отношения в области защиты регулируются различными нормативными актами.
Конституция Российской Федерации является законом прямого действия. Закрепление в конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов борьбы с преступными посягательствами (особенно в торговле), в результате которых создается угроза жизни человека.
В соответствии со ст. 20 Конституции были разработаны такие нормативные акты, как: постановление Госком-санэ-пиднадзора "Об обеспечении безопасности продукции для здоровья человека", "Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации ГОСТ РФ", "Правила продажи отдельных видов товаров", постановление Правительства "О мерах по защите потребительского рынка от проникновения некачественных импортных товаров" и др.
Основные статьи Конституции РФ, связанные с защитой прав потребителей, следующие:
- Статья 21 Конституции гласит: "Достоинство личности охраняется государством". Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью субъективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, достойный образ жизни и т. д.). Данная статья Основного Закона представляет собой норму общего характера, которая распространяется на неограниченный круг лиц и запрещает всякого рода деяния (действие или бездействие), способные причинить ущерб достоинству и чести человеческой личности.
- Статья 30 Конституции установила: "Каждый имеет право на объединение". В потребительской сфере данная форма реализуется в специальном постановлении "О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" от 26 августа 1995 г. № 837. Этим документом предписано государственным органам (ГКАП РФ, Госстандарту России, Комитету РФ по торговле) принять меры по оказанию необходимой помощи общественным организациям потребителей в части предоставления доступа к информации о результатах сертификации и экспертизы качества товаров, проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания, а также к ведомственным нормативным и методическим материалам.
- Гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина закреплены ст. 45 Конституции. Права потребителей имеют мощную государственную поддержку направлениям санитарно-эпидемиологического контроля, антимонопольной политики, стандартизации, сертификации и т. д. Система государственных органов по защите прав потребителей определена Законом "О защите прав потребителей" В эту систему входят: Минэкологии, специальные комитеты инспекции и другие государственные органы.
- Часть 2 ст. 45 Конституции признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Потребитель для защиты своих законных интересов может использовать все виды обжалования, обращение в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование и т. д. Одним из проявлений самозащиты является удержание вещи, которое рассматривается ГК как один из способов обеспечения исполнения обязательств (см. ст. 325, 359, 369). Удержание вещи возможно до момента исполнения обязательств должником. В случае неисполнения обязательства кредитор получает право продать вещь с публичных торгов.
- Статья 46 Конституции закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права потребитель осуществляет защиту в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.
Кодекс об административных правонарушениях (ст. 146, 147, 150, 170 и др.) определяет административную ответственность за нарушения работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей, обман покупателей и заказчиков и т. д.
Статья 146 КоАП устанавливает ответственность за торговлю товарами в нарушение правил их реализации. Такими правилами являются:
а) Порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации от 26 сентября 1994 г.;
б) Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами от 26 сентября 1994 г.;
в) Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит от 9 сентября 1993 г.;
г) Правила продажи товаров по образцам от 19 августа 1994 г.;
д) Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке от 1 декабря 1994 г.;
е) Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации (его первая часть) введен в действие с 1 января 1995 г. Здесь говорится о предприятиях, юридических лицах, статусе гражданина, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства. Вторая часть ГК введена в действие с 1 марта 1996 г. и регулирует предпринимательские отношения граждан, дарение и др.
Статья 12 ГК РФ называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Среди названных в данной статье способов защиты можно выделить:
а) способы, осуществляемые только судом;
б) способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда;
в) самозащита, т. е. защита гражданских прав без участия суда.
Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. от 17 декабря 1999 г.) можно образно назвать "конституцией потребителя". Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, порядок получения информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, закрепляет государственную общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение. Данный Закон является базовым документом и содержит нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, природоохранительного, уголовного и др.
Все другие законы и нормативные документы, которые регулируют отношение с участием потребителей, не могут содержать положений, противоречащих указанному Закону.
Кроме перечисленных законодательных актов отношения области защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми Правительством Российской Федерации. Перечислим основные из них:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», где утверждены правила торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
2. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г. был введен в действие Закон РФ "о сертификации продукции и услуг". В соответствии с Законом товары, способные оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека в условиях их производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации, обязательно должны иметь гигиенический сертификат установленного образца.
3. Закон РФ "О стандартизации", принятый постановлением Верховного Совета РФ 10 июня 1993 г. № 5156-1, определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
4. Интересы потребителей затрагивают также законы РФ "О страховании", "Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур", "О естественных монополиях" и ряд других нормативных актов.
Кроме уже указанных нормативных актов существует множество ведомственных документов, регулирующих отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) товаров или услуг. Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей».
Право на информацию и возмещение морального вреда.
Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает, и когда он (потребитель) может получить предлагаемое.
Под необходимой информацией понимается ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:
1. В соответствии с требованиями закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:
- фирменное наименование организации, т. е. ее название, позволяющее отличить ее от других организаций. В соответствии со ст. 54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия;
- место нахождения организации. Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т. е. адресу, указанному в регистрационных документах;
- режим работы организации. Закон закрепляет право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно устанавливать режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия).
Информация о продавце (исполнителе) должна содержаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке, или доведена до потребителя иными способами.
2. Сведения о лицензии.
Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.
Поскольку товар (работа, услуга) — это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, Закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя) обязанность кроме информации о товаре предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).
Однако значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и каким образом она доводится сведения потребителей. В Законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) — дополнительно и на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.
Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Статья 12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:
- недостоверная информация, т. е. информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32, которые она должна выполнять исходя из предоставленной потребителю информации);
- недостаточно полная информация, т. е. информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара, либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.
Если в результате нарушения права на информацию потребитель приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми ему свойствами, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.
Если в результате отсутствия информации оказалось невозможно использовать приобретенный товар (работу, услугу) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу потребовать полного возмещения убытков.
Рассматривая споры о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познании о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
В силу ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.
Поскольку моральный вред возмещается в денежной или ной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы услуги) или суммы, подлежащей взысканию неустойки, размер морального ущерба должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Судебная защита прав потребителей. Порядок рассмотрения исков по делам о защите. Порядок рассмотрения исков по делам о защите прав потребителей, исковая давность, доказательства, освобождение клиента (потребителя) от уплаты госпошлины, виды судебных решений
Защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Федеральный закон «Об акционерных обществах». Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Согласно ЗАКОН РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 21.12.2004) "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" Защита прав потребителей осуществляется судом.Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;жительства или пребывания истца;заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок рассмотрения исков по делам о защите прав потребителей, исковая давность, доказательства
Для защиты прав у потребителей есть несколько путей:
1. Административный порядок защиты, который подразумевает обращение потребителя в соответствующие контролирующие органы: - антимонопольный орган; - орган по стандартизации, метрологии и сертификации; - орган по охране окружающей среды и природных ресурсов; - органы исполнительной власти.
2. Кроме официальных органов, которые контролируют работу торговли, имеются общественные объединения потребителей, осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством. Статья 45 Закона определяет права таких обществ (ассоциаций, союзов).
3. Право на судебную защиту — конституционное право. Право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) предоставлено:
- федеральному антимонопольном органу (его территориальным органам) — в защиту прав потребителя, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, изготовителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей;
- федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг);
- органам местного самоуправления — в защиту прав потребителя;
- общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) — в защиту прав потребителя.
Таким образом, каждый покупатель (потребитель) сам или через соответствующие органы вправе обратиться в суд за восстановлением своих прав.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией (ст. 46). Ст. 11 ГК РФ содержит также важную норму о том, что защита гражданских прав в административном порядке является исключением из общего правила о судебной защите и осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску потребителя.
Во всех случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.
Гражданский процессуальный кодекс, действующий в настоящее время, предусматривает общее правило о предъявлении иска в суд по месту жительства ответчика
Если ответчиком является юридическое лицо, иск предъявляется по месту его государственной регистрации которое, согласно ст. 54 ГК РФ, считается местом его нахождения, если в учредительных документах не установлено иное. Местом нахождения индивидуального предпринимателя также является место его государственной регистрации (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Для потребителя Законом установлена так называемая альтернативная подсудность: он вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства, по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, организации, выполняющей их функции, исполнителя) или по месту причинения вреда.
Исковое заявление может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т. п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т. п.
Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. Поэтому последний может напрямую обратиться со своими требованиями в суд.
При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.
Гражданский кодекс предусматривает общий и специальные сроки исковой давности (ст. 196, 197). Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.
Если для определенных отношений не установлены специальные сроки исковой давности, то применяется общий срок.
Истечение срока исковой давности само по себе не является основанием для отказа в принятии искового заявления судом. Это обстоятельство может послужить основанием для вынесения решения об отказе в иске.
Если срок исковой давности пропущен гражданином по причинам, признанным уважительными (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), суд в исключительных случаях может этот срок восстановить.
Однако причины пропуска срока должны иметь место в последние шесть месяцев срока давности или в течение срока давности, если он меньше или равен шести месяцам (ст. 205 ГК РФ). Для юридических лиц пропущенный срок давности восстановлен быть не может.
На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется (ст. 208 ГК РФ). В частности, это относится к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности, сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности, этим срокам относятся гарантийные сроки годности и службы и др.
Каждый предъявляемый в суд иск необходимо обосновать и доказать в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Суд создает необходимые условия, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях процессуальных действий и оказывает содействие в осуществлении их прав.
В отношении остального стороны должны принимать решения сами: участвовать в процессе или нет, признавать иск или нет, предоставлять ли доказательства, являться ли в заседание суда и т. д.
Практически это реализуется следующим образом. Если сторона не представляет в суд по его требованию письменные доказательства, суд вправе установить, что содержащиеся в документе сведения стороной признаны. При этом если должностное лицо или гражданин не известили суд о причинах невыполнения его требований или эти причины признаны неуважительными, они могут быть подвергнуты штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, а повторно — до 100. Если представитель организации или гражданин не является в суд, он обязан известить суд о причинах неявки и доказать их уважительность. Если причины неявки признаны уважительными или нет сведений об извещении стороны о слушании дела, разбирательство откладывается. Если сторона не известила суд, либо причины неявки признаны неуважительными, либо ответчик умышленно затягивает дело, суд вправе рассмотреть его в отсутствие ответчика.
В случае уклонения стороны от участия в назначенной судом экспертизе (неявка на экспертизу, непредставление объектов исследования и т. п.), когда без этого произвести экспертизу невозможно, суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В тех случаях, когда ответчик извещен о слушании дела, но в суд не явился, согласно новой главе 161 ГПК выносится заочное решение, если истец не возражает против этого. В случае возражения истца суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику повторное извещение.
О слушании дела в порядке заочного производства судом выносится специальное определение. Заочное производство отличается от обычного рядом особенностей: не допускается представление истцом дополнительных доказательств, изменение основания или предмета иска, а также увеличение размера исковых требований. Отсутствовавший в суде ответчик вправе подать заявление о пересмотре заочного решения для рассмотрения его судом, вынесшим это решение, в течение 15 дней со дня вынесения.
Существует особая процедура взыскания задолженности на основании судебного приказа — единоличное постановление судьи по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или истребовании движимого имущества (гл. II1). Судебный приказ имеет силу исполнительного документа, и взыскание по нему производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений, по истечении 10 дней со дня выдачи.