Транспортные договоры. Договор перевозки пассажиров.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назна­чения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Особенности договора перевозки пассажира:

- договор перевозки пассажира является двусторонним, возмездным и консенсуальным;

- заключение договора перевозки и факт оплаты проез­да подтверждаются выдачей пассажиру билета установлен­ной формы, а сдача багажа — багажной квитанции. Утерян­ный билет не возобновляется, а при утрате багажной кви­танции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира;

- перевозчик обязан предоставить пассажиру место со­гласно приобретенному билету либо другое место с согласия пассажира;

- пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа с оплатой по установленному тарифу. Пас­сажир вправе объявить ценность сдаваемого им багажа с уплатой установленного сбора;

- пассажир вправе продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить перевозчику билет с получением назад его стоимости за вычетом установленного сбора;

- пассажир вправе делать остановку в пути следования;

- пассажир вправе бесплатно провозить с собой ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок;

- при несохранности багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за его провоз плату;

- за просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку, которая носит исключительный характер;

- при наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пасса­жира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщении);

Претензионно-исковая работа по перевозкам

Российское транспортное законодательство предусмат­ривает претензионный порядок заявления требований перевозчику, т. е. до подачи искового заявления в суд обязательно предъявление перевозчику письменной претензии.

Порядок предъявления претензий урегулирован транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок. При перевозках грузов претензии должны предъявляться перевозчику, осуществлявшему перевозку, а на железнодорожном и автомобильном транспорте — перевозчику давшему груз в месте назначения. При перевозке пассажиров и багажа претензии могут направляться по месту отправления или месту назначения.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают, кто (грузоотправитель или грузополучатель) и какие претензии может заявлять.

Не допускается передача прав на предъявление претензий, кроме их передачи между отправителем и получателем вышестоящей или экспедиторской организации, а также суб­рогация прав страховщику.

По общему правилу претензии должны заявляться по каждой отправке с приложением подлинного транспортного документа и соответствующих доказательств (коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении и пр.).

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае пол­ного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения ответа перевозчика в течение тридцати дней. Срок исковой давности по требованиям из перевозки — один год с момента отклонения претензии или неполучения ответа на нее.

Срок для заявления претензии — шесть месяцев (по штра­фам — 45 дней).

Срок для заявления претензий в связи с перевозкой бага­жа иной (2 или 3 месяца), а срок исковой давности — Два месяца.

Срок исковой давности для требований из причинения вреда жизни или здоровью пассажира общий — три года.

Срок исковой давности по требованиям перевозчиков пассажиров — шесть месяцев.

Договор страхования

В силу страхового обязательства одна сторона (страхователь) обязуется вносить другой стороне (страховщику) платежи (страховую премию, страховые взносы), а страховщик обязуется при наступлении предусмотренного события (страхового случая) выплатить при имуществен­ном страховании страховое возмещение, а при личном — страховую сумму.

Участники страхового правоотношения:

- страхователь — лицо, обязанное платить страховую премию (страховые взносы). При имущественном страховании страхователь должен иметь страховой интерес;

- страховщик — лицо, принявшее на себя обязанность уплатить при наступлении страхового случая (при имущественном страховании - страховое возмещение, а при личном - страховую сумму). Обычно страховщики – это коммерческие организации, получившие лицензию на занятие страхованием как предпринимательскую деятельность.

Страховщик вправе перенести принятый им на себя риск полностью или частично на другого страховщика, выступая в договоре с ним в качестве страхователя (договор перестрахования).

Страховой риск — это та угроза, от которой страхуется жизнь, здоровье, имущество, ответственность.

При заключении договора страхования страховщик вправе оценить степень страхового риска, а соответственно и установить размер страховой премии или страховых взносов:

- при имущественном страховании — произвести осмотр имущества или назначить экспертизу для установления его стоимости;

- при личном страховании — произвести обследование страхуемого лица.

Страховой случай — это событие, с которым связано возникновение обязанности страховщика уплатить страховую сумму или страховое возмещение.

Страховым случаем может быть только событие, кото­рое к моменту заключения договора еще не произошло либо произошло, но страхователь об этом не знал и знать не мог (если договором предусмотрен такой вариант). Страховым слу­чаем может быть и событие, наступление которого неизбеж­но, но срок наступления которого неизвестен (например, смерть гражданина).

Страховая премия (страховой взнос) — это плата за стра­хование, которую страхователь обязан внести страховщику в размере и порядке, предусмотренных договором. Договор стра­хования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого страхового взноса, если иное не предусмотрено самим договором.

Страховая сумма — это сумма, которую страховщик обязан выплатить при наступлении страхового случая по договору личного страхования. Сумма, которую страховщик обязан выплатить при наступлении страхового случая по договору имущественного страхования, называется страховым возмещением. Размер страхового возмещения не может превышать действительной стоимости застрахованного имущества (страховой стоимости).

Запрещается страхование:

- противоправных интересов;

- убытков от участия в лотереях и пари;

- расходов, к которым лицо может быть принуждено для освобождения заложников.

Существенные условия договора страхования:

- условие об имуществе или ином имущественном интересе как объекте имущественного страхования либо о застрахованном лице при личном страховании;

- условие о страховом случае;

- условие о размере страховой суммы;

- условие о сроке действия договора.

Договор страхования (кроме договора обязательного страхования) должен быть заключен в письменной форме.

Агентский договор

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала,

Особенности агентского договора:

- агент вправе совершать как юридические, так и иные действия по договору;

- ели агент совершает действия от имени и за счет принципала, то права и обязанности этих действий возникают непосредственно у принципала и к отношениям сторон применяются правила о договоре поручения, если это не противоречит существу агентского договора и иное не предусмотрено специальными нормами об агентском договоре;

- если агент совершает действия от своего имени, но за принципала, то права и обязанности из этих действий возникают у самого агента, а к отношениям сторон применяются правила о договоре комиссии, если это не противоречит существу агентского договора и иное не предусмотрено специальными нормами об агентском договоре;

- договор имеет возмездный характер.

К существенным условиям договора относятся:

ü информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

ü сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

ü информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

ü достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

ü дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

ü порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

ü права, обязанности и ответственность сторон;

ü розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

ü минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

ü условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

ü порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ü ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

ü недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

ü непредвиденный рост транспортных тарифов;

ü введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

ü резкое изменение курса национальных валют.

Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании тур ваучера.

Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством РФ.

Наши рекомендации