Показатели эффективности деятельности предприятий (организаций) СКС и Т
В процессе своей деятельности человек всегда стремится максимизировать эффективность своей деятельности. Это связано с тем, что материальные потребности людей безграничны, а средства их достижения (то есть экономические ресурсы) ограничены или редки.
Эффект – это абсолютное выражение результатов деятельности любой фирмы (например, прибыль – это разность между доходами и расходами).
Эффективность – это относительный показатель, характеризующий доходность, прибыльность фирмы, степень использования ресурсов. Рассчитывается как отношение результата деятельности фирмы к понесенным затратам (*рентабельность).
Эффективность деятельности фирмы в целом является результатом эффективного хозяйствования по всем направлениям, видам, этапам, формам этой хозяйственной деятельности.
Эффективность хозяйственной деятельности выражается целой системой относительных показателей.
Можно выделить следующие виды оценки эффективности:
1. По этапам, стадиям воспроизводственного процесса. Можно выделить эффективность снабжения, производства, результатов хозяйственной деятельности.
2. По видам деятельности:
· Эффективность основной деятельности.
· Эффективность финансовой деятельности.
· Эффективность инвестиционной деятельности.
3. По результатам деятельности фирмы, используемым в расчете показателей эффективности выделяют:
· Показатели, рассчитываемые на основе выручки (*показатели деловой активности).
· Показатели, рассчитанные на основе прибыли фирмы (* показатели рентабельности.
4. По уровню хозяйственной деятельности выделяют:
· Показатели эффективности в рамках национальной экономики (мультипликатор туризма).
· Отраслевые показатели эффективности (уровень отрасли)
· Показатели эффективности деятельности фирмы.
Об эффективности деятельности фирмы говорит величина её прибыли, но не абсолютный показатель сам по себе. Поэтому определяется относительный показатель, который соизмеряет доходы предприятия с затраченными ресурсами – этот показательназывается норма рентабельности.
Рентабельность продаж – Р продаж=Пп/Вн*100%
Рентабельность услуг – Ру=Пп/ССп*100%
Рентабельность инвестиций – Ринв=Чп/(СКср+ДОср)*100%
Рентабельность собственного капитала – Рск=Чп/СКср*100%
Рентабельность – это важнейший показатель, характеризующий эффективность деятельности фирмы. Он показывает – сколько прибыли получили на каждый рубль затрат.
Показатели эффективности используются также при разработке бизнес-планов, инвестиционных проектов и при выборе наилучшего варианта вложения средств.
Анализ финансово-экономического положения предприятия (организаций) СКС и Т
Важной характеристикой финансово-экономического положения предприятия СКС и Т является его устойчивость, т.е. способность предприятия функционировать и развиваться сохраняя свою способность к самообеспечению в пределах допустимого уровня риска.
Проводится оценка устойчивости на основе
Сравнивается кредиторской и дебиторской задолженности.
Д – задолженность кнтр-агентов перед орг. За предоставленные услуги и проданные товары.
К – задолженность организацией перед поставщиками за предоставленные материалы перед подрядчиками за выполненные работы и перед работниками организации по оплате труда.
Коэф. оборачиваемости дебиторской задолженности:
Одз = ВП/ДЗср, где ВП – выручка от продажи, ДЗср – средняя за период дебит. задолж.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
Окз = ВП/КЗср, где ВП – выручка от продаж, КЗср – кред. задолж.
Определяется платёжеспособность и ликвидность предприятия.
П-ть – возможностью и способностью своевременно и полностью выполнить свои обязательства. Общая п-ть – способность организации выполнить все обяз-ва в случае одновременного предъявления всеми кредиторами. Срочная п-ть (ликвидность) – способность орган погашать краткосрочные обяз-ва, используя только ликвидные активы.
Финансовых коэффициентов.
Для оценки финансовой устойчивости фирмы применяют ряд финансовых коэффициентов:
1) Коэффициент автономии (коэффициент независимости.) Показывает долю собственного капитала в общей величине капитала.
|
СК – собственный капитал или итог раздела III
КА – коэффициент автономии.
К общ. – капитал общий = итог Пассива (стр. 700)
Рост данного показателя говорит о повышении финансовой зависимости.
2) Коэффициент зависимости. Показывает зависимость фирмы от заемного капитала.
|
КЗ – коэффициент зависимости
ЗК – заемный капитал = ДО + КО (Итог разд. IV и V)
К общ. – капитал общий = 1- КА
КА – коэффициент автономии
Значение большее чем 0,5 говорит об усилении финансовой зависимости.
3)
|
КФР – коэффициент финансового риска.
СК – собственный капитал.
Значение коэффициента > 0,7 говорит о потере финансовой устойчивости и о возрастании финансового риска.
4) Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Показывает, какая доля оборотных активов сформирована за счет собственного капитала.
|
СК – собственный капитал.
ВА – внеоборотные активы.
ДО – долгосрочные обязательства.
ОА – оборотные активы.
ВА – итог раздела I.
ОА – итог раздела II.
Норма – 0,1 – 0,15
5) Коэффициент маневренности. Показывает, какую долю занимает собственный оборотный капитал в величине собственного капитала.
|
Норма – 0,2 – 0,5
СОБК – собственный оборотный капитал
СК – собственный капитал
СК
ВА 100% ОА 10-15%
СОСНК СК
|
Значение коэффициента маневренности на уровне 0,2 – 0,5 говорит возможности финансового маневра у фирмы, то есть о возможности свободно распоряжаться собственным капиталом.
Анализ финансовой устойчивости проводится посредством расчета и сравнения коэффициентов с нормативными значениями а также посредством изучения их динамик за определенный период.
133. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия (организаций) СКС и Т
Планирование и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Прогноз - научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях.
Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования:
- поисковый этап - рассмотрение будущего состояния отрасли при неизменности влияния на нее;
- целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым.
Прогнозы также имеют классификацию по различным признакам:
1. По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы.
2. По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет).
3. По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура явлений.
4. По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.
Прогнозирование выполняет следующие функции:
количественный и качественный анализ тенденций развития предприятия - здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;
вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;
оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.
Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:
I. Разработка общих целей;
II. Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;
III. Определение путей и средств достижения целей;
IV. Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
На основе учета основных ресурсов, разрабатывается их производственно-организационная программа. Это система плановых заданий по производству услуг, установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенных для удовлетворения различных потребностей. Это план деятельности фирмы по производству услуг в натуральном и денежном выражении.
Планирование отвечает на вопрос: Какие услуги и в каком количестве должны быть произведены? При этом исходят из заключённых с потребителями договоров, а также из прогноза будущих потребителей. Основой определения выпуска услуги в стоимостном выражении является план производства в натуральном выражении. Работа по составлению программы имеет свои особенности по разным отраслям. Наиболее общими видами показателей, которые используются во всех отраслях, являются:
1. объём реализации (общая выручка или валовый доход),
2. важнейшие виды услуг в натуральном и стоимостном выражении,
3. валовая продукция, включает в себя весь объем работ, намеченный к выполнению в данном периоде.
Для фирмы одним из важных аспектов деятельности является привлечение инвестиций с целью развития процесса производства (фирмы, предприятия).
Бизнес-план позволяет менеджерам принять обоснованные решения, а также позволяет определить что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта.
Бизнес-план – это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребителями его, чаще всего, являются внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, деловые партнеры.
134. Порядок образования юридических лиц. Физические лица как субъект предпринимательского права
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Выше говорилось о предпринимательской деятельности, осуществляемой юридическими лицами - коммерческими организациями. Но гражданское законодательство представляет право и гражданину заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).
Эта форма предпринимательской деятельности применяется и в сфере туризма.
Для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица необходимо, чтобы гражданин был правоспособным и дееспособным
Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения человека и прекращается со смертью (ст. 17 ГК РФ). Среди основных прав, образующих содержание правоспособности, указаны и такие: «граждане могут... заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью... совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах»(ст. 18 ГК РФ).
Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, г. е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Можно ли заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью до достижения совершеннолетия? Можно, но лишь в следующих случаях:
во-первых. 16-летний гражданин в соответствии со ст. 13 Семейного кодекса РФ вступил в брак, то он приобретает дееспособность в полном объеме;
во-вторых, если гражданин, достигший 16 лет, в соответствии со ст. 27 ГК РФ объявлен полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечения либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью вправе любой дееспособный гражданин. Ограничения установлены лишь для государственных служащих, аттестованных работников правоохранительных органов, военнослужащих.
Важно знать, что правоспособность индивидуального предпринимателя фактически такая же, как и правоспособность юридических лиц - коммерческих организаций. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к деятельности индивидуального предпринимателя соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Общие положения об имущественной ответственности граждан, в том числе граждан - индивидуальных предпринимателей, закреплены в ст. 24 ГК РФ: «Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание».
Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, то по решению суда он может быть признан несостоятельным (банкротом). При этом учитывает силу его регистрация в качестве ИП. Условия, порядок и последствия признания ИП банкротом предусмотрены в ст. 25 ГК РФ.
Осуществление конкретных видов деятельности в сфере туризма, приобретение патентов на каждый вид деятельности, использование индивидуальным предпринимателем наемного труда, условия получения кредитов, учет доходов и расходов, уплата налогов и взносов во внебюджетные фонды, ответственность за допущенные нарушения, защита индивидуальным предпринимателем своих прав в суде - все эти и другие вопросы регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами. Знание этих актов и их соблюдение - залог успеха индивидуальных предпринимателей на рынке оказания туристских услуг.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в следующем порядке. В регистрационный орган (подразделение Федеральной налоговой службы) гражданин предоставляет:
- заявление - бланк установленной формы, в котором указываются сведения о заявителе;
- документ об уплате регистрационного сбора.
Для подтверждения своего гражданства и указанных сведений о себе гражданин предъявляет паспорт с регистрацией (пропиской) в данной местности.
На основании представленных документов регистрирующий орган выдает предпринимателю свидетельство государственной регистрации и приказ о регистрации, подтверждающий сведения о зарегистрированном индивидуальном предпринимателе.
После получения свидетельства о государственной регистрации индивидуальный предприниматель обязан:
- заказать изготовление в установленном порядке печати индивидуального предпринимателя;
- встать на учет в органе Госкомстата России и получить информационное письмо о присвоении кодов о видах деятельности индивидуального предпринимателя;
- встать на учет во внебюджетные фонды: пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования и получить соответствующие документы о регистрации;
- принцип единого (одного) окна; (его суть: Правительство Российской Федерации приняло данное решение прежде всего в интересах юридических лиц, с целью сокращения административных барьеров и реализации принципа "одного окна".
Благодаря переходу на заявительный принцип существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате появляется возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.
Кроме того, реализация принципа "одного окна" будет способствовать взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. В этих целях Законом устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.
С 1 июля 2002 года во всех территориальных налоговых органах Российской Федерации будет осуществляться государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений, в учредительные документы.
Документы для государственной регистрации могут быть представлены заявителем непосредственно либо направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.)
- изготовить банковские карточки и заверить на них свою подпись;
- заключить с избранным банком договор на обслуживание и открыть в банке свой расчетный счет.
Правовой режим регистрации индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - единый для всех граждан независимо от избранных ими видов хозяйственной деятельности.
Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права. Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права, прекращение существования юридического лица, добровольная и принудительная ликвидация, процедура ликвидации.
Создание субъекта предпринимательского права (СПП) путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении СПП принимается учредительным собранием. В случае учреждения СПП одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Решение об учреждении СПП должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения СПП, утверждения устава СПП, избрания органов управления СПП.
Решение об учреждении СПП, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.
Избрание органов управления СПП осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Учредители СПП заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению СПП, размер уставного капитала СПП, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию СПП. Договор о создании СПП не является учредительным документом СПП.
В случае учреждения СПП одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала СПП, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.
Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Реорганизация юридического лица
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
ü по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная);
ü по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями (принудительная).
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.
136. Порядок подготовки и представления учредительных документов. Техническое регулирование социально-культурной и туристской деятельности
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ.
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов. Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.
Решения органов, уполномоченных на лицензирование в сфере туризма, могут быть обжалованы в суде.
Лицензирование туристской деятельности, соблюдение всех лицензионных условий, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, способствуют поддержанию высокого уровня обслуживания туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями, защите прав потребителей туристских услуг.
Основными задачами стандартизации являются: установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству, к процессам оказания туристских услуг, а также требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания; установление требований к сертификации туристских услуг, а также установление основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания населения.
Объектами стандартизации определены туристские услуги и процессы туристско-экскурсионного обслуживания. Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии: гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, средства развлечения, объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех туристских организаций.
Отношения в области сертификации регулируются различными федеральными нормативными правовыми актами, детализирующими деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов установленным требованиям.
Расширение туристической деятельности в Российской Федерации предполагает как ее обоснованность и экономическую выгодность, так и ее высокое качество, обеспеченную соответствующим образом сертификацию и на ее основе лицензирование туристической деятельности. При этом сертификация выступает важнейшим показателем качества туристической деятельности. Для более четкого соединения высокого качества, сертификации и лицензирования необходимо:
1. Будущей (действующей) туристической фирме следует сначала сертифицировать предполагаемую ею туристическую услугу и лишь после этого получить лицензию на право осуществления данной услуги.
2. Расширить Закон «О сертификации продукции и услуг» путем более полного учета в нем закономерностей использования серии стандартов ГОСТ ИСО-9000: 2001.
3. Обеспечить тесную взаимосвязь качества продукции и услуг с одной стороны, сервиса, сервисных услуг и сервисного обслуживания с другой.