Классификация рекламы. Основные направления PR-деятельности
Реклама – техника общения, предполагающая установление контакта между производителем туристского продукта и потребителем, чтобы побудить последнего совершить покупку. Главная задача р. – выполнение сбытовой функции. Цель – активизация спроса, расширение доли потребительского рынка. Р. сопровождает т. продукт на всех стадиях.
В классификации рекламу различают два понятий: рекламу как процесс и рекламу как продукт. На основании научных исследований зарубежных специалистов создана целостная система классификации рекламы. Основой этой системы является разделение рекламы на группу за такими признаками:
- вид рекламы (коммерческая, социальная, политическая и религиозная);
- способы передачи рекламной информации реклама в средствах массовой информации; прямая реклама; реклама на месте продажи; личная реклама);
- метод распространения рекламы (публикации в средствах массовой информации, на месте продажи, в транспортных средствах, а также устанавливается на улице и автотрассе на специальной конструкции);
- предмет рекламы (реклама продукта, реклама фирмы и общая реклама);
- цели рекламы (информативная, убеждающая, поддерживающая);
- сфера рекламы и рекламной деятельности;
- интенсивность рекламы (низкой, средней и высокой интенсивности – в зависимости от используемых каналов рекламы);
- тип рекламодателей (реклама непосредственных производителей (товаров, услуги, идеи), рекламных агентств, торговых посредников, частных лиц, общественной организации и государственных учреждений);
- способы передаче рекламной информации (жесткая (крикливая – цель – увеличить объёмы продаж) и мягкая – создать доброжелательную атмосферу);
- охватывание рекламной аудитории (международная реклама на рынках зарубежной страны; национальная реклама, ограниченная отечественным рынком; региональная реклама, направленная на рынок определенного региона; местная реклама, рассчитанная на потребителей конкретного города или района.);
- форма использования носителей рекламы (рекламные объявления в печатных средствах массовой информации (газета, журналы); рекламные объявления (видеосюжеты) на телевидении; рекламные объявления (аудиоролики) на радио; рекламные объявления на внешних носителях (рекламные щиты, троли, световые рекламные устройства и тому подобное); рекламные объявления в специализированных печатных изданиях (каталоги, рекламные проспекты, буклеты, рекламные листки, купоны, и тому подобное); рекламная сувенирная продукция (ручка, блокноты, часы, брелоки, альбомы, календари, сувенирная галантерея и тому подобное); реклама на транспорте; почтовая реклама; реклама в средствах телекоммуникации (телемаркетинг, банерна реклама, рекламные объявления и предложения, в средствах Internet.);
- характер эмоционального влияния (рациональная, или предметная; такая реклама информирует, обращается к уму потенциального покупателя, приводит убедительные аргументы; эмоциональная, или ассоциативная; эмоциональная реклама обращается к чувствам и эмоции).
- по характеру взаимодействия (позиционная, массированного действия, стимулирующая, сравнительная и имитирующая)
Средства рекламы: Каталоги путешествий; Внутри офиса уголок потребителя; Наружная р.; В СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы; Печатная рекламная продукция (листовки, буклеты, брошюры).
В зависимости от целей реклама подразделяется на:
ð имидж реклама (рекламные ролики на телевидении (блиц - ролик и ролик); рекламные щиты; реклама на транспорте; реклама в популярных газетах и журналах; участие в благотворительных акциях (с освещением участия в прессе, на радио или телевидении);
ð стимулирующая реклама повторяющаяся в газетах и журналах (в тех, которые читают ваши основные покупатели или партнеры <рекламный кубик>); прямая почтовая рассылка; реклама по радио; участие в выставках; теле-реклама (эффективна, но ее высокая стоимость может поглотить прибыль).;
ð реклама стабильности (скрытая реклама в виде статей о вашей деятельности и товарах; участие в выставках; прямая почтовая рассылка постоянным партнерам проспекта (отчета) о вашей годовой деятельности. Или проспекта, приуроченного к годовщине образования фирмы.).
Мероприятия PR: сост-е пресс-релизов; орг-ция ознакомительных туров; орг-ция пресс-конференций; участие в выставках и ярмарках (специализированных и многоцелевых); создание видео роликов; конкурсы, торговые дни, презентации.
Существует несколько разновидностей PR-деятельности (они различаются в зависимости от целей пиара и в зависимости от того, на кого он направлен). Приведем основные из них:
ð Работа со СМИ (паблисити, media relations).
ð Корпоративный PR (формирование имиджа компании)
ð Управление в кризисных ситуациях или кризис-менеджмент.
ð Отношения с персоналом (HR).
ð Отношения в финансовой сфере (инвестиционный пиар или IR).
ð Отношения с властными структурами и местным населением (также называется взаимодействием с государственнымии органами, лоббизмом, политическим пиаром или GR).
ð Товарная пропаганда (PR-поддержка продаж или маркетинговый пиар)
ð Внутрикорпоративный или внутренний PR
Выделяют следующие виды PR:
1.паблисити – пропагандистские публикации в прессе и организация «специальных событий», призванных привлечь внимание СМИ; часто используется пресс-релиз, который подается как новости. Паблисити - это информация из независимого источника, используемая средствами информации потому, что она имеет ценность новости. Это неконтролируемый метод размещения сообщений в средствах информации, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение. Одна из главнейших целей этого занятия - формирование положительной известности организации, личности (товара, услуги и т.д.) путем распространения специально подготовленных информационных сообщений через масс-медиа, организации различных акций, деловых контактов и т.д.
2.реклама – информация, помещаемая в СМИ, причем явно обозначенными спонсорами; подается в опр-ом месте и в опр-ое время – контролируемый метод. Не смотря на существенные различия, есть все основания, что бы ввести рекламу в арсенал PR-технологий. Особое значение для целей PR-деятельности имеет одна из разновидностей рекламы, имеющая ценностно-ориентированную направленность - институциональная, корпоративная (или имиджевая) реклама. К этой рекламе относят рекламу логотипа, торговой марки и т.д. Корпоративная реклама используется прежде всего для достижения эффекта узнаваемости конкретной организации.
3.лоббирование – заключается в формировании и поддержании отношений с правительством; осн. цель - воздействие на законодательную и формативную деят-сть.
4. общественная деятельность – определяется как практика, обращенная к политике и той общественности, которая влияет на политику; отделы по общественной деятельности занимаются отношениями с федер-ыми, регион-ыми, местными органами власти; отношениями с местной общественностью, пожертвованиями и управлением проблемами.
5. Promotion, или продвижение. Продвижение - это функция паблик рилейшнз, предусматривающая специальные усилия (активность или организованные события), рассчитанные на формирование и стимулирование интереса к личности, товару, организации или направлению деятельности.
Связи с общественностью, включенные в комплекс продвижения, могут играть особую роль. Они помогают установить контакт с теми покупателями, которые не читают рекламных объявлений. Сообщение поступает к клиентам не в форме торговой рекламы, а в виде информационных сообщений, статей, очерков и т.д, и имеют более правдоподобный вид.