Функция мотивации. Методы управления.

Задачей мотивации человеческой деятельности является: заинтересовать участников работ в эффективном достижении поставленной цели.

Для того, чтобы выполнить эту задачу необходимо:

- выявить мотивы, движущие их сотрудниками;

- создать оптимальную систему стимулов и санкции (сбалансированный механизм управления).

Механизм управления (система) представляет собой совокупность стимулов и санкций (элементов системы). В стимулах и санкциях используются те или иные способы воздействия. Эти способы называются методами управления.

Действенность методов определяется 2 аспектами:

1. Согласованность с потребностями человека

2. Степень их удовлетворения

Глубина воздействия любого метода определяется прежде всего тем уровнем потребностей, которые она занимает в иерархии мотивов (см. пирамиду Маслоу)

Методы управления предприятием подразделяются на четыре группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические;

- идеологические.

Административные методы: являются рычагами воздействия на организационные отношения системы. Административные методы подразделяются на организационно-стабилизирующие, распорядительные, дисциплинарные. К организационно-стабилизирующим методам относятся: регламентирование, предписывающее определенный порядок действий… Распорядительные методы осуществляются с помощью соответствующих документов: директив, постановлений, приказов и т.д. Дисциплинарные воздействуют путем установления необходимой степени ответственности за возложенные обязанности.

Экономические методы – это воздействие на товарно-денежные отношения внутри предприятия. Они воздействуют на более высокий уровень потребностей человека, поэтому они более действенны чем (1). Особенности: косвенное воздействие ("Дали вам деньги или не дали")

Социально-психологические методы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, включая психологические связи между его членами и социальные процессы внутри него. Социально-психологические методы усиливают действия административных и экономических, хотя могут иметь и самостоятельное значение. Их отличие в том, что они меньше привязаны к конкретному управленческому решению.

Идеологические методы – это способы формирования сознания людей в нужном аспекте. К их особенностям относятся: воспитание у сотрудников убежденной преданности своему предприятию, борьба с негативным отношением к нему, побуждение превращения убежденности специалистов в действия, направленные на благо фирмы.

Функции мотивации. Механизм управления как совокупность стимулов и санкций

Задачей мотивации человеческой деятельности является: заинтересовать участников работ в эффективном достижении поставленной цели.

Для того, чтобы выполнить эту задачу необходимо:

- выявить мотивы, движущие их сотрудниками;

- создать оптимальную систему стимулов и санкции (сбалансированный механизм управления).

Механизм управления представляет собой комплекс стимулов и санкций, в которых используются те или иные способы воздействия на сотрудников по удовлетворению потребностей с целью побуждения их к эффективному достижению поставленных перед ними целей, а также целей соответствующих подразделений и фирмы в целом.. Эти способы называются методами управления. Действенность методов управления определяется согласованностью их с потребностями работников предприятия.

Исходя из существующих теорий мотивации (А. Маслоу, К. Алдерфера, Д. МакКлелланда и др.) можно утверждать, что имеются определенные группы потребностей человека, которые можно расположить в некоторой иерархической последовательности. Причем, чем выше место, занимаемое в иерархии той или иной потребностью, тем более глубокое действие оказывает способ ее удовлетворения. С другой стороны, чем полнее удовлетворяется данная потребность, тем более мотивирована деятельность человека.

Среди множества различных способов воздействия на систему и ее сотрудников в качестве возможных и целесообразных в механизме управления применяются лишь те, которые не противоречат морально-этическим и юридическим нормам.

Функция контроля.

Своевременно выявить рассогласования в работе системы – такова цель функции контроля.

Для этого необходимо:

1.Обеспечить с необходимой точностью замеры параметров функционирования системы.

2. Осуществить регистрацию параметров функционирующей системы ( замерить, обработать и выдать результаты контроля руководству).

Основой контроля служит системный анализ. Мы рассматриваем любое предприятие как систему, состоящей из взаимосвязанных элементов. Затем предприятие следует рассматривать как элемент систем высшего порядка.

Виды контроля:

  1. Внесистемный– обеспечивает отслеживание параметров внешней среды и сопоставляет насколько основная задача предприятия соответствует ситуации, сложившейся в окружающей среде.

Внутрисистемный – обеспечивает отслеживание параметров внутри предприятия (эффективность, объем прибыли, качество продукции, конкурентоспособность).

2. Предварительный - в процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.

Текущий- осуществляется непосредственно в ходе проведения работ

Заключительный - осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Существуют определенные допустимые пределы отклонений на каждый показатель. Регламент проведения проверок устанавливают сроки контроля каждого параметра. Применение очень частых проверок не способствует эффективной работе. Только при заметном ухудшении показателей системы или их чрезмерном улучшении проводят внеплановый контроль.Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонений организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед ней задачам.

Особый вид текущего контроля – мониторинг - контроль ограниченного круга параметров, который позволяет оценить состояние самой системы и окружающей среды.

Наши рекомендации