Тема 17. Правовое регулирование транспортной деятельности
1. Понятие транспортной деятельности. Дискуссия о транспортном праве. Источники правового регулирования транспортной деятельности.
2. Транспортные и вспомогательные договоры в сфере транспортной деятельности: перевозка грузов, пассажиров, багажа, транспортная экспедиция и др.
3. Государственное регулирование и контроль в сфере транспортной деятельности: органы и методы.
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Задача № 1. Автобусный парк «Бампер Бас», существующий в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, осуществлял перевозки пассажиров по городским и пригородным маршрутам района по договору с районной администрацией. Согласно договору, администрация должна была возмещать автобусному парку его затраты на перевозки пассажиров в части, не покрываемой установленными администрацией тарифами, за счет средств районного бюджета.
По итогам первого полугодия автобусный парк выставил администрации счет на 2 млн. рублей. Администрация перечислила автобусному парку только 500 тыс. рублей. Тогда ОАО «Бампер Бас» обратилось к администрации района с иском о взыскании остальных 1,5 млн. руб.
Как квалифицировать договор, заключенный между администрацией района и автобусным парком ОАО «Бампер Бас»?
Подлежит ли иск удовлетворению? В полном объеме или частично?
Из каких критериев следует исходить, определяя правомерность выставляемой автобусным парком суммы затрат?
Из каких критериев следует исходить, определяя тарифы на перевозку пассажиров, то есть стоимость билетов на городских и пригородных маршрутах?
Изменятся ли ответы на поставленные вопросы, если автобусный парк не был приватизирован и существует в организационно-правовой форме государственного или муниципального унитарного предприятия, например, ГУП - Автопарк «Песочный» или ГУП Автотранспортное предприятие «Кронштадтское»?
Задача № 2.ЗАО «Интеграл», грузоотправитель, предъявило к железной дороге - перевозчику иск о взыскании неустойки за невыполнение согласованной заявки на перевозку цемента. Загруженные цементом 200 вагонов были на несколько дней задержаны на станции отправления из-за того, что грузоотправитель несвоевременно оплатил железнодорожный тариф.
Подлежит ли иск ЗАО «Интеграл» удовлетворению?
В каком документе отражается выполнение железной дорогой и грузоотправителем своих обязательств, вытекающих из согласованной заявки на перевозку грузов? В чем юридическое значение этого документа?
Задача № 3. Очередная партия угля для Юго-Западной ТЭЦ доставлялась по железной дороге в открытых полувагонах. Из семи вагонов пять прибыли в срок, а два - с просрочкой на несколько дней.
Юго-Западная ТЭЦ предъявила к железной дороге – перевозчику иск о взыскании неустойки за просрочку доставки угля в двух вагонах.
Возражая против иска, представитель железной дороги пояснил, что в пути следования выяснилась техническая неисправность двух вагонов, №15 и №17, они были отцеплены от состава, отремонтированы, а затем были доставлены по назначению по досылочной накладной.
Являются ли указанные обстоятельства основанием освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки угля в вагонах №15 и №17?
Как определяются сроки доставки груза при перевозках по железной дороге?
Имеет ли значение, что на два задержанных вагона железная дорога оформила новую, досылочную, накладную?
Задача № 4. Молочно-консервный комбинат, поставщик по договору поставки, получил от своего контрагента, торговой корпорации «Прима», претензию о возмещении стоимости недостающего в полученной партии товара. Претензионные требования покупателя были подкреплены актом, составленным на станции назначения.
Подлежит ли претензия торговой корпорации «Прима» удовлетворению?
Как соотносятся между собой обязательство из договора поставки товаров и обязательство из договора перевозки грузов?
Задача № 5.Арбитражный суд рассмотрел иск базы «Бакалейторг» к железной дороге - перевозчику и грузоотправителю о взыскании стоимости недостающего чая, а именно 57 коробок.
В процессе рассмотрения дела было установлено, что согласно железнодорожной накладной дорога приняла к перевозке 1042 коробки, а по акту сдала 985, то есть на 57 коробок меньше.
Перевозчик утверждал, что в железнодорожной накладной была допущена арифметическая ошибка, т. е. вместо 985 коробок чая указано 1042, о чем грузополучателю было сообщено при получении от него телеграммы со станции назначения.
Оцените доводы сторон и решите дело. Какое правовое значение имеет железнодорожная накладная?
Как распределяется бремя доказывания в спорах о недостаче, утрате, порче и повреждении груза?
Принимается ли во внимание фактор виновности/невиновности при решении вопроса об ответственности перевозчика за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке?
Самостоятельная работа – 0
Дополнительные источники:Баукин Б. Г. Правовое регулирование перевозок грузов железнодорожным транспортом: Монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – 180 с.
О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». – Постановление № 30 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. //Вестник ВАС РФ. 2006. № 1. С. 5-22.