Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение

Содержание

1. Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение………………….
1.1. Финансовые ресурсы – основа для формирования основного и оборотного капитала……………………………………………………..  
1.2. Основные средства, важнейший элемент материальных ресурсов предприятия……………………………………………………………….  
1.3. Амортизация: методы и порядок начисления…………………………..
1.4. Механизм процесса управления основными средствами……………...
1.5. Лизинг – источник замены собственных ресурсов на заёмные……….
1.6. Определение источников финансирования (инвестирования) прироста основных средств……………………………………………...  
2. Экономическая сущность оборотного капитала (оборотные средства) – второй части материальных ресурсов……………………..  
2.1. Общее понятие оборотного капитала…………………………………...
2.2. Анализ финансового состояния платежеспособности и ликвидности предприятия………………………………………………………………  
2.3. Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения её условия…………..  
2.4. Анализ платежеспособности предприятия и его ликвидности………..
2.5. Анализ оборотных средств………………………………………………
3. Управление трудовыми ресурсами……………………………………...
3.1. Понятие труда в торговле, его отличительные особенности от труда работников сферы материального производства………………………  
3.2. Трудовые ресурсы предприятия, эффективность их использования…
3.3. Анализ фонда оплаты труда……………………………………………..
3.4. Планирование фонда заработной платы на предприятии……………...
Библиографический список…………………………………………………….

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение

Пример начисления амортизации нелинейным методом

Электронно-вычислительная техника, согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относится ко 2-й группе.

На 1-е число следующего месяца после ввода в действие суммарный баланс подгруппы «электронно-вычислительная техника» составил 110 тыс. руб. Месячная норма амортизации 2-й группы – 8,8 %. Начисленная сумма амортизации составит для данной подгруппы 9,7 тыс. руб. (110 тыс. * 8,8% : 100). На 2-й месяц амортизация достигнет 8,8 тыс. руб. (110 – 9,7 = 100,3 * 8,8% : 100). На 3-й месяц его сумма будет равна 8,1 тыс. руб. (100,3 – 8,8 = 91,5 * 8,8 : 100) и т.д.

Сильная сторона использования данного метода – накопление максимальной доли амортизации в первые два года. Слабая сторона: усложнение расчёта и отсутствие увязки с объёмом товарооборота и финансовыми показателями.

В случае, если в результате выбытия амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей группы (подгруппы) был уменьшен до достижения суммарным балансом нуля, такая амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется.

В случае, если суммарный баланс группы (подгруппы) становится менее 20 000 рублей в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, если за это время суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) не увеличен в результате ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества, налогоплательщик вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу), при этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы текущего периода.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации в соответствии со статьёй 259 специальной коэффициент, но не выше 2. Это касается амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Специальный коэффициент применяется только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств.

При применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой – третьей амортизационным группам.

Налогоплательщики вправе также применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), или у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой – третьей амортизационным группам.

Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных размеров по решению руководителя организации, закреплённых в учётной политике для целей налогообложения.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость реализуемых объектов имущества определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации.

Вместе с тем, согласно ПБУ 6/01, предприятие может начислять амортизацию основных средств и другими методами, хотя налогообложение прибыли предусматривает использование только линейного или нелинейного метода.

В частности:

1. Метод уменьшаемого остатка стоимости конкретного вида основных средств. Обычно данный метод используется на предприятии, применяющем метод ускоренной амортизации, т.е. когда удваивается амортизация по сравнению с нормальной при использовании линейного метода. Если при линейном методе норма амортизации на год составляет ¼ часть или 25 %, то при данном методе нормой списания амортизации на каждый год будет 50 %. Эта фиксированная величина умножается на остаточную стоимость амортизируемого объекта.

Пример. Годовая стоимость объекта – 100 тыс. руб. Срок полезного использования – 4 года, годовая норма амортизации 25 % (100 : 4), а ускоренная – 50 % (25 × 2).

Начисление амортизации составит в 1-й год 50 тыс. руб. (100 000 × 50 % : 100%), во 2-й год – 25 000 руб. (100 000 – 50 000 = 50 000 × 50 : 100), на 3-й год – 12500 руб. (50 000 – 25 500 = 25 000 × 50 : 100), и т.д.

2. Метод списания стоимости основных средств по сумме числа лет полезного срока использования. Срок полезного использования амортизируемого объекта по сумме чисел лет составит 10 (1+2+3+4), а обычных – 4 года.

В 1-й год эксплуатации сумма начисления амортизации составит 40 000 руб. (100 000 × 4 : 10); во 2-й – 30 000 руб. (100 000 × 3 : 10); на 3-й год – 20 000 руб. (100 000 × 2 : 10); на 4-й – 10 000 руб. (100 000 × 1 : 10).

Таким образом, за основу списания берётся первоначальная стоимость амортизируемого имущества.

3. Метод начисления амортизации в зависимости от объёма производства и реализации товаров. Ежегодная сумма амортизации рассчитывается путём умножения процента, исчисленного при постановке на учёт данного амортизируемого имущества как отношение его первоначальной стоимости к прогнозному объёму реализации товаров на срок его полезного использования. Обычно данный метод применяется на промышленных предприятиях, но может использоваться согласно ПБУ 6/01 и на торговых предприятиях при резких колебаниях товарооборота в разрезе отдельных периодов срока полезного использования (лет).

Пример. Первоначальная стоимость объекта – 100 тыс. руб. Прогнозируемый объём продаж товаров на весь срок полезного использования 105 млн руб., в том числе на 1-й год – 15 млн; на 2-й – 21 млн; на 3-й – 29 млн; на 4-й год – 40 млн руб.

Годовая норма амортизации составит 0,952 % (100 тыс.:105 млн × 100 %).

Будет начислено амортизация на 1-й год 14,3 тыс. руб. (15 млн × 0,952 : 100); на 2-й – 20,0 тыс. (21 млн × 0,952 : 100); на 3-й – 27,6 тыс. (29 млн × 0,952 : 100); на 4-й год – 38,1 тыс. руб. (40 млн × 0,952 : 100).

Предприятие самостоятельно выбирает метод начисления амортизации с учётом технологических особенностей производственного процесса и исходя из принятой стратегии развития.

Амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания его с бухгалтерского учёта независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия.

В течение срока полезного использования объектов основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев по решению руководства организации: 1) перевода их на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев; 2) нахождения на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 мес.

Выбранный метод начисления амортизации должен быть закреплён в учётной политике предприятия.

Принимая во внимание, что предприятию предоставлено право самостоятельно определять методы начисления амортизации, в её учётной политике должны быть также отражены следующие элементы, являющиеся значимыми для целей налогообложения (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Элементы и варианты учётной политики

Элемент учётной политики Нормы главы 25 НК РФ, ст. 259 «Методы и порядок начисления сумм амортизации» Варианты, допускаемые законодательством
Метод начисления амортизации Налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей 1. Линейный метод 2. Нелинейный метод
Применение к основной норме амортизации коэффициента 2 В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2 Коэффициент 2: 1) применяется; 2) не применяется
Применение к основной норме амортизации коэффициента 3 Для амортизации основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3 Коэффициент 3 к основной норме амортизации: 1) применяется; 2) не применяется
Применение норм амортизации ниже установленных НК РФ Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных настоящей статьей по решению руководителя организации, закреплённому в учётной политике для целей налогообложения. Использование понижен-ных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. При реализации объекта, по которому использовались пониженные нормы амортизации, перерасчёт налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных настоящей статьей, в целях налогообложения не производится Нормы амортизации ниже установленных НК РФ: 1) применяется; 2) не применяется
Порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывших в эксплуатации Организация, приобретающая объекты основных средств, бывших в употреблении (в случае если по такому объекту принято решение о применении линейного метода начисления амортизации), вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником Норма амортизации определяется: 1) с учётом срока эксплуатации имущества предыдущим собственником; 2) без учёта – « –»; 3) самостоятельно с учётом требований техники безопасности

Выбор учётной политики в части учёта основных средств в дальнейшем повлияет на скорость начисления амортизации имущества и соответственно на начисление прибыли и налога на прибыль и налога на имущество.

Анализ оборотных средств

Процесс управления оборотными средствами предприятия включает:

¾ анализ состояния оборотных средств;

¾ планирование оптимальной структуры;

¾ разработку путей повышения эффективности использования оборотных средств.

Исходными данными для анализа состояния оборотных средств являются данные бухгалтерского учёта. Оборотные средства учитываются в натуральной и стоимостной форме.

Термин «оборотный капитал» (его синоним в отечественном учёте – оборотные средства) относится к текущим активам предприятия. Оборотные средства обеспечивают непрерывность производственного процесса.

В практике планирования, учёта и анализа оборотный капитал можно подразделить по следующим признакам.

1. В зависимости от функциональной роли в процессе и реализации товаров производства – оборотные фонды и фонды обращения. К оборотным фондам, как уже отмечалось, относят производственные запасы (сырьё, материалы, топливо), незавершённое производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов. Фонды обращения – это готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, денежные средства, расчёты с другими предприятиями и организациями. Такое деление необходимо для раздельного анализа времени пребывания оборотных средств в процессе производства и обращения.

2. В зависимости от практики контроля, планирования и управления – нормируемые и ненормируемые оборотные средства. На предприятии могут быть разработаны нормы по товарным запасам текущего хранения, полуфабрикаты собственного производства, готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования оборотного капитала – собственный оборотный капитал и заёмный оборотный капитал. Величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом IV разделом баланса «Капитал и резервы» и I разделом баланса «Внеоборотные активы».

Заёмные оборотные средства формируются в форме банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они предоставляются предприятию во временное пользование.

4. В зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) – абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства.

5. В зависимости т степени риска вложения капитала:

¾ оборотный капитал с минимальным риском вложений: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;

¾ оборотный капитал с малым риском вложений: дебиторская задолженности (за вычетом сомнительной), производственные запасы (за вычетом «залежалых»), остатки готовой продукции и товаров (за вычетом не пользующихся спросом);

¾ оборотный капитал со средним риском вложений, незавершённое производство, расходы будущих периодов);

¾ оборотный капитал с высоким риском вложений: сомнительная дебиторская задолженность, «залежалые» производственные запасы, готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом.

6. В зависимости от материально-вещественного содержания – предметы труда (сырьё, материалы, топливо и др.), готовая продукция и товары, денежные средства в расчётах.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера.

К факторам внешнего характера относится сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы предприятия, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.

Внутренние факторы – ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости:

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru , (2.19)

где Коб – коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр – выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.);

СО – средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.).

Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определённый период времени.

2. Длительность одного оборота (время оборота):

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru , (2.20)

где Дл – длительность периода обращения оборотного капитала (в днях);

Т – отчётный период (в днях).

3. Коэффициент рентабельности оборотных средств рассчитывается по формуле

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru , (2.21)

где П – прибыль операционная (балансовая).

Он показывает величину полученной прибыли на рубль используемых оборотных средств.

4. Коэффициент отдачи оборотных средств:

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru . (2.22)

Он даёт представление об объёме оборота, приходящегося на рубль используемых оборотных средств.

5. Коэффициент закрепления (загрузки) оборотных средств:

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru . (2.23)

Коэффициент закрепления оборотных средств показывает величину оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции.

Торговые организации при расчёте показателей оборачиваемости используют показатель реализации товаров в продажных ценах вместо выручки от реализации.

В таблице 2.27 приводится расчёт показателей эффективности использования оборотных средств.

Таблица 2.27 – Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств в динамике

Показатель ххх5 год ххх6 год Отклонение Темп роста в %
- Коэффициент оборачиваемости Всего, раз (50401:10707=4,7) в том числе товарных запасов (50401:9422=5,3) дебиторской задолженности (50401:863=58,4) - Время оборота оборотных средств в днях: Всего (360:4,7=76,6) в том числе товарных запасов (360:5,3=67,9) дебиторской задолженности (360:58,4=6,2)     4,7   5,3   58,4     76,6   67,9   6,2     2,5   2,8   33,2     144,0   128,6   10,8     -2,2   -2,5   -25,2     67,4   0,7   4,6     53,2   52,8   56,8     188,0   189,4   174,2  

Продолжение таблицы 2.27

- Коэффициент рентабельности оборотных средств (6997:10707=0,65) - Коэффициент отдачи на рубль объема продаж (50401:10707=4,71) - Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств на рубль объема реализации товаров (1:4,71=0,21)   0,65   4,71   0,21   0,21   2,5   0,4   -0,44   -2,31   0,19   32,3   52,0   190,5

Из приведенных данных видно, что в результате резкого замедления оборачиваемости оборотных средств, и прежде всего товарных запасов, на 67,4 дня за два сравнимых года (ххх5 – ххх6 гг.):

¾ коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился более чем в 2 раза, в том числе по товарным запасам – в 2,5 раза;

¾ рентабельность оборотного капитала уменьшилась более чем в 1,7 раза или на 44 коп. с каждого рубля реализованных товаров;

¾ отдача на рубль объема продаж снизилась почти в 1,5 раза или на 2 руб. 31 коп.

Зато на рубль объёма продаж товаров потребовалось более чем в 1,9 раза дополнительного вовлечь оборотные средства. Это наглядно подтверждает наличие одного из самых «узких мест» на предприятии в управлении оборотными ресурсами, занятых в товарных запасах.

Оптимизация структуры оборотных средств предполагает:

1) определение норматива оборотных средств по отдельным элементам и обеспечение фактического наличия актива как можно ближе к установленному нормативу;

2) корректировку структуры оборотных средств с позиции повышения их общей ликвидности.

Нормирование оборотных средств заключается в разработке обоснованных норм и нормативов расходования денежных средств для создания постоянных запасов отдельных элементов оборотных средств, достаточных для бесперебойной работы предприятия.

Для расчёта необходимо:

— определить норматив элемента оборотных средств в относительных единицах – днях товарооборота;

— вычислить его среднедневной расход в сумме;

— исчислить норматив в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств по формуле

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru , (2.24)

где ЭН – норматив элемента оборотных средств в сумме;

ЭНДН – норматив запаса элемента, дн. оборота;

А – однодневная реализация товаров в сумме.

В свою очередь норматив запаса в днях по каждому элементу или однородной группе элементов рассчитывается с учётом времени пре­бывания в текущем, страховом, транспортном, технологическом запасах, а также времени на приёмку, подготовку товара к продаже.

Специфика расчёта норматива оборотных средств по отдельным элементам зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

Однако практически на любом предприятии определяются:

¾ норматив товаров как сумма средств, находящихся во всех видах запасов. Потребность по этой группе активов определяется исходя из планируемого объёма реализации по ценам приобретения;

¾ норматив денежных средств в дебиторской задолженности, который определяется с учётом условий платежа за реализуемую продукцию (услуги);

¾ минимальный норматив наличия денежных средств (в кассе и на расчётном счёте) определяется с учётом предстоящих потоков денежных платежей.

Норматив затрат в незавершённом производстве и расходах будущих периодов рассчитывается в основном на тех предприятиях, где они носят постоянный характер.

Корректировка структуры оборотных средств с позиции повышения их общей ликвидности связана с тем, что различные элементы оборотных средств имеют разную степень ликвидности.

Понятие ликвидности активов означает способность активов превращаться в денежную форму (путём реализации на рынке) без потери своей текущей оценочной стоимости, обеспечивая тем самым погашение финансовых обязательств предприятия. Хотя все виды оборотных активов ликвидны в той или иной степени, общий уровень ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платёжеспособности по текущим финансовым обязательствам предприятия на протяжении всего планового периода.

С точки зрения ликвидности оборотные средства классифицируются по признакам, приведённым в параграфе 2.4 данной главы.

Соответственно корректировка структуры оборотных средств с позиции повышения ликвидности предполагает формирование активов в денежной форме в размере, достаточном для погашения текущих обязательств предприятия, и поддержание их на неснижаемом уровне.

Пути повышения эффективности использования оборотных средств

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для экономики предприятия, поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму непосредственно влияет на платёжеспособность предприятия.

Размер средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, рассчитывается по формуле

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru , (2.25)

где Эк – вовлечение (высвобождение) оборотных средств;

ОБф – время оборота фактическое, дн.;

ОБп – время оборота планируемое, дн.;

Род – планируемый однодневный объём реализации.

Основные направления ускорения оборачиваемости, характерны для разных стадий кругооборота оборотных средств предприятия:

— оптимизация размера текущих запасов с целью высвобождения части финансовых ресурсов;

— оптимизация дебиторской задолженности и ускорение её возврата;

— обеспечение повышения рентабельности оборотных средств;

— обеспечение минимизации потерь в процессе использования;

— необходимость оптимизации расходов на хранение материалов и товаров, включая содержание складских помещений, потерь товаров, потерь от омертвления средств в запасах, их страхование.

Оптимизация размера текущих запасов с целью высвобождения части финансовых ресурсов

После определения норматива запасов товарно-материальных ценностей требуется построение эффективной системы контроля за движением запасов, основной задачей которой является обеспечение своевременного пополнения запасов и вовлечение в оборот излишне накопившихся остатков. Например, одной из систем контроля движения запасов является «Система ABC», суть которой состоит в разделении всех запасов на предприятии для анализа использования оборотных средств на три категории «А», «В», «С» исходя из их стоимости, объёма и частоты расходования, а также отрицательных последствий их недостатка для операционного процесса.

В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов, недостаток которых может иметь серьёзные финансовые последствия для результатов деятельности предприятия и наличие которых контролируется еженедельно.

В категорию «В» включаются запасы, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и наличие которых контролируется один раз в месяц.

В категорию «С» входят остальные запасы, имеющие низкую стоимость и не играющие значительной роли в формировании конечных финансовых результатов. Их движение контролируется один раз в квартал.

Инвестируемый в торговлю капитал обладает высокой оборачиваемостью в основном за счёт того, что оборотные активы предприятия торговли на 70 – 90% состоят из товарных запасов, наличие которых позволяет обеспечить непрерывность процесса продажи и уровень торговых услуг предприятия.

Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения, предназначена для продажи и выполняет следующие функции:

— обеспечивает непрерывность расширенного производства и обращения. При этом товарная масса систематически образуется и расходуется;

— характеризует соотношение между объёмом и структурой спроса и товарного предложения;

— удовлетворяет платёжеспособный спрос населения, поскольку является формой товарного предложения.

Необходимость наличия запасов товаров на предприятиях торговли объясняется в первую очередь сущностью основной функции этой отрасли. Она состоит в удовлетворении потребности населения в потребительских товарах и обеспечении смены формы стоимости (товар из сферы обращения переходит в сферу потребления и меняет свою рыночную стоимость на потребительную стоимость), что требует преобразования производственного ассортимента в торговый. Это возможно обеспечить только при наличии большой товарной массы в сфере обращения.

Процесс управления средствами, авансированными в товарные запасы, включает в себя:

— определение необходимого размера денежных средств на формирование товарных запасов;

— обеспечение нормативной оборачиваемости товарных запасов и своевременное вовлечение в оборот излишних или залежалых товаров;

— отражение в условиях инфляции реальной стоимости товарных запасов для налогообложения.

Основным методом оптимизации использования оборотных средств, инвестируемых в товарные запасы, является нормирование.

Потребности в товарных запасах рассчитываются по каждой товарной группе или виду товаров в отдельности, а затем суммируются.

Общий объём средств, выделяемый для формирования товарного запаса, определяется по формуле

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru , (2.26)

где СДтз – сумма денежных средств, авансируемых в товарные запасы (норматив);

Нтз – норма товарных запасов, дн.;

То – однодневный товарооборот в ценах закупки на планируемый период.

Необходимый размер товарного запаса зависит от скорости обра­щения товара: при неизменном объёме товарооборота ускорение обо­рачиваемости товаров позволяет снизить его размер.

При этом ускорение времени обращения товарных запасов позволяет:

— повысить экономическую эффективность деятельности как предприятия, торговли, так и производителя, поскольку для обслуживания оборота требуется меньший совокупный оборотный капитал и, соответственно, будут ниже затраты на обслуживание кредита;

— снизить потребность в складских площадях для размещения товаров и издержки по их хранению;

— быстро реагировать на изменение спроса и предложения с целью недопущения создания неликвидных запасов.

Скорость товарного обращения складывается под воздейст­вием объективных внешних и внутренних факторов, к которым относятся:

— соотношение между спросом и предложением товаров;

— степень развития торговой инфраструктуры – наличие в районе деятельности предприятия оптовых складов, холодильников, мелкооптовых рынков, непосредственных производителей продукции. Чем более развита инфраструктура оптовой торговли, тем при прочих равных условиях с меньшим товарным запасом может работать розничная торговля;

— сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;

— предельные сроки реализации товара;

— потребительские свойства товара, которые ограничивают период реализации товара, но требуют создания сезонных запасов, например, одежда, обувь и т.д.;

— организация и частота завоза товаров;

— местоположение предприятия (областной центр, город районного значения, Крайний Север, высокогорье и т.д.);

— состояние материально-технической базы предприятия для хранения товаров;

— обеспеченность предприятия оборотными средствами для формирования товарных запасов, стоимость кредита;

— применяемые торговые технологии.

Целью нормирования товарных запасов на предприятии является:

— установление средней величины запаса в днях оборота, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров в заданном ассортименте;

— определение на основании разработанного норматива объемов закупок товаров на предстоящий период, что необходимо для коммерческих служб предприятия;

— обоснование размера оборотных средств, выделяемых для формирования товарных запасов, и эффективности их использования.

Норматив товарных запасов на предприятии торговли устанавливается разными методами в зависимости от типа торгового предприятия, размера товарооборота, товарной структуры.

Подробно методика нормирования и планирования текущих товарных запасов показана во II части учебного пособия: «Экономика торгового предприятия» раздел «Розничный товарооборот».

Обобщение результатов проведенного анализа состояния использования и планирования текущих товарных запасов можно представить в виде рисунка 2.4. В нём наглядно высвечиваются:

· проблема в управлении товарными запасами;

· возможные причины её возникновения;

· влияние данной проблемы на важнейшие индикаторы торговой деятельности предприятия;

· параметры, позволяющие свести до минимума или даже полностью устранить наличие данной проблемы;

· Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru принятие действенных мер для повышения эффективности использования товарных запасов на исследуемом торговом предприятии.

Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение - student2.ru

Рисунок 2.4 – Блок-схема. Алгоритм использования результатов динамичности текущих товарных запасов

Также требует разработку путей повышения эффективности дебиторская задолженность на предприятии.

В целях управления дебиторской задолженностью её подразделяют на текущую задолженность и задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчётной даты.

Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц, которая возникает в процессе нормальной хозяйственной деятельности и платежи по которой ожидаются в течение одного года с момента её возникновения.

Различают следующие виды дебиторской задолженности: задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные, прочие дебиторы.

Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности предприятии имеет задолженность покупателей и заказчиков. Поэтому для повышения эффективности использования средств, задействованных в дебиторской задолженности, необходимо:

¾ определение кредитной политики по отношению к покупателям и заказчикам;

¾ формирование системы кредитных условий и требований к покупателям при предоставлении им кредитов;

¾ использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

В практике хозяйствования при оплате товаров, работ и услуг широко используется коммерческий кредит. Формирование системы кредитных условий включает определение срока и размера предоставления кредита, а также дифференциации кредитных условий с учётом кредитоспособности покупателя. Наиболее распространёнными формами рефинансирования дебиторской задолженности на внутреннем рынке являются факторинг и учет векселей, выданных покупателями продукции.

Факторинг – это договор финансирования под уступку денежного требования, по которому одна сторона (финансовый агент) передаёт или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счёт денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Финансовым агентом по такому договору могут быть банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого рода.

Основные преимущества и недостатки использования факторинга при кредитовании дебиторской задолженности приведены в таблице 2.28.

Таблица 2.28 – Характеристики факторинга

Преимущества Недостатки
Снижает потребность в оборотных средствах Высокие ставки рефинансирования, которые повышают стоимость комиссионных ставок банка по факторинговым операциям
Возможность получения дополнительной прибыли за счёт ускорения оборачиваемости оборотных средств и увеличения объёма продаж Высокий уровень факторинговой комиссии, который повышает расходы продавца, связанные с продажей продукции
Передача банку функций управления дебиторской задолженностью, возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих эти функции Потеря права контроля за дебиторской задолженностью по оплате поставленной продукции (работ, услуг)
Возможность отказа от банковского кредитования оборотных средств и затрат на обслуживание кредита  
Обеспечивает бесперебойное финансирование текущих затрат и позволяет предложить покупателю более льготные условия расчётов  
Поскольку на балансе поставщика снижается размер дебиторской задолженности, улучшаются показатели его платёжеспособности и предприятие может претендовать па кредиты банка под другие необходимые цели  

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется сравнением уровня расходов по этой операции с уровнем процентной ставки по краткосрочным кредитам.

Процесс управления оборотными средствами предприятия базируется на положении о том, что любой элемент оборотных средств должен приносить прибыль предприятию. Эта прибыль генерируется в процессе обслуживания операционной деятельности предприятия или в виде процентов или дивидендов при и<

Наши рекомендации