Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение
Содержание
1. | Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение…………………. | |
1.1. | Финансовые ресурсы – основа для формирования основного и оборотного капитала…………………………………………………….. | |
1.2. | Основные средства, важнейший элемент материальных ресурсов предприятия………………………………………………………………. | |
1.3. | Амортизация: методы и порядок начисления………………………….. | |
1.4. | Механизм процесса управления основными средствами……………... | |
1.5. | Лизинг – источник замены собственных ресурсов на заёмные………. | |
1.6. | Определение источников финансирования (инвестирования) прироста основных средств……………………………………………... | |
2. | Экономическая сущность оборотного капитала (оборотные средства) – второй части материальных ресурсов…………………….. | |
2.1. | Общее понятие оборотного капитала…………………………………... | |
2.2. | Анализ финансового состояния платежеспособности и ликвидности предприятия……………………………………………………………… | |
2.3. | Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения её условия………….. | |
2.4. | Анализ платежеспособности предприятия и его ликвидности……….. | |
2.5. | Анализ оборотных средств……………………………………………… | |
3. | Управление трудовыми ресурсами……………………………………... | |
3.1. | Понятие труда в торговле, его отличительные особенности от труда работников сферы материального производства……………………… | |
3.2. | Трудовые ресурсы предприятия, эффективность их использования… | |
3.3. | Анализ фонда оплаты труда…………………………………………….. | |
3.4. | Планирование фонда заработной платы на предприятии……………... | |
Библиографический список……………………………………………………. |
Ресурсы торгового предприятия, их роль и значение
Пример начисления амортизации нелинейным методом
Электронно-вычислительная техника, согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относится ко 2-й группе.
На 1-е число следующего месяца после ввода в действие суммарный баланс подгруппы «электронно-вычислительная техника» составил 110 тыс. руб. Месячная норма амортизации 2-й группы – 8,8 %. Начисленная сумма амортизации составит для данной подгруппы 9,7 тыс. руб. (110 тыс. * 8,8% : 100). На 2-й месяц амортизация достигнет 8,8 тыс. руб. (110 – 9,7 = 100,3 * 8,8% : 100). На 3-й месяц его сумма будет равна 8,1 тыс. руб. (100,3 – 8,8 = 91,5 * 8,8 : 100) и т.д.
Сильная сторона использования данного метода – накопление максимальной доли амортизации в первые два года. Слабая сторона: усложнение расчёта и отсутствие увязки с объёмом товарооборота и финансовыми показателями.
В случае, если в результате выбытия амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей группы (подгруппы) был уменьшен до достижения суммарным балансом нуля, такая амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется.
В случае, если суммарный баланс группы (подгруппы) становится менее 20 000 рублей в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, если за это время суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) не увеличен в результате ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества, налогоплательщик вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу), при этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы текущего периода.
Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации в соответствии со статьёй 259 специальной коэффициент, но не выше 2. Это касается амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Специальный коэффициент применяется только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств.
При применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой – третьей амортизационным группам.
Налогоплательщики вправе также применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), или у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой – третьей амортизационным группам.
Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных размеров по решению руководителя организации, закреплённых в учётной политике для целей налогообложения.
При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость реализуемых объектов имущества определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации.
Вместе с тем, согласно ПБУ 6/01, предприятие может начислять амортизацию основных средств и другими методами, хотя налогообложение прибыли предусматривает использование только линейного или нелинейного метода.
В частности:
1. Метод уменьшаемого остатка стоимости конкретного вида основных средств. Обычно данный метод используется на предприятии, применяющем метод ускоренной амортизации, т.е. когда удваивается амортизация по сравнению с нормальной при использовании линейного метода. Если при линейном методе норма амортизации на год составляет ¼ часть или 25 %, то при данном методе нормой списания амортизации на каждый год будет 50 %. Эта фиксированная величина умножается на остаточную стоимость амортизируемого объекта.
Пример. Годовая стоимость объекта – 100 тыс. руб. Срок полезного использования – 4 года, годовая норма амортизации 25 % (100 : 4), а ускоренная – 50 % (25 × 2).
Начисление амортизации составит в 1-й год 50 тыс. руб. (100 000 × 50 % : 100%), во 2-й год – 25 000 руб. (100 000 – 50 000 = 50 000 × 50 : 100), на 3-й год – 12500 руб. (50 000 – 25 500 = 25 000 × 50 : 100), и т.д.
2. Метод списания стоимости основных средств по сумме числа лет полезного срока использования. Срок полезного использования амортизируемого объекта по сумме чисел лет составит 10 (1+2+3+4), а обычных – 4 года.
В 1-й год эксплуатации сумма начисления амортизации составит 40 000 руб. (100 000 × 4 : 10); во 2-й – 30 000 руб. (100 000 × 3 : 10); на 3-й год – 20 000 руб. (100 000 × 2 : 10); на 4-й – 10 000 руб. (100 000 × 1 : 10).
Таким образом, за основу списания берётся первоначальная стоимость амортизируемого имущества.
3. Метод начисления амортизации в зависимости от объёма производства и реализации товаров. Ежегодная сумма амортизации рассчитывается путём умножения процента, исчисленного при постановке на учёт данного амортизируемого имущества как отношение его первоначальной стоимости к прогнозному объёму реализации товаров на срок его полезного использования. Обычно данный метод применяется на промышленных предприятиях, но может использоваться согласно ПБУ 6/01 и на торговых предприятиях при резких колебаниях товарооборота в разрезе отдельных периодов срока полезного использования (лет).
Пример. Первоначальная стоимость объекта – 100 тыс. руб. Прогнозируемый объём продаж товаров на весь срок полезного использования 105 млн руб., в том числе на 1-й год – 15 млн; на 2-й – 21 млн; на 3-й – 29 млн; на 4-й год – 40 млн руб.
Годовая норма амортизации составит 0,952 % (100 тыс.:105 млн × 100 %).
Будет начислено амортизация на 1-й год 14,3 тыс. руб. (15 млн × 0,952 : 100); на 2-й – 20,0 тыс. (21 млн × 0,952 : 100); на 3-й – 27,6 тыс. (29 млн × 0,952 : 100); на 4-й год – 38,1 тыс. руб. (40 млн × 0,952 : 100).
Предприятие самостоятельно выбирает метод начисления амортизации с учётом технологических особенностей производственного процесса и исходя из принятой стратегии развития.
Амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания его с бухгалтерского учёта независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия.
В течение срока полезного использования объектов основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев по решению руководства организации: 1) перевода их на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев; 2) нахождения на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 мес.
Выбранный метод начисления амортизации должен быть закреплён в учётной политике предприятия.
Принимая во внимание, что предприятию предоставлено право самостоятельно определять методы начисления амортизации, в её учётной политике должны быть также отражены следующие элементы, являющиеся значимыми для целей налогообложения (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Элементы и варианты учётной политики
Элемент учётной политики | Нормы главы 25 НК РФ, ст. 259 «Методы и порядок начисления сумм амортизации» | Варианты, допускаемые законодательством |
Метод начисления амортизации | Налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей | 1. Линейный метод 2. Нелинейный метод |
Применение к основной норме амортизации коэффициента 2 | В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2 | Коэффициент 2: 1) применяется; 2) не применяется |
Применение к основной норме амортизации коэффициента 3 | Для амортизации основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3 | Коэффициент 3 к основной норме амортизации: 1) применяется; 2) не применяется |
Применение норм амортизации ниже установленных НК РФ | Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных настоящей статьей по решению руководителя организации, закреплённому в учётной политике для целей налогообложения. Использование понижен-ных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. При реализации объекта, по которому использовались пониженные нормы амортизации, перерасчёт налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных настоящей статьей, в целях налогообложения не производится | Нормы амортизации ниже установленных НК РФ: 1) применяется; 2) не применяется |
Порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывших в эксплуатации | Организация, приобретающая объекты основных средств, бывших в употреблении (в случае если по такому объекту принято решение о применении линейного метода начисления амортизации), вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником | Норма амортизации определяется: 1) с учётом срока эксплуатации имущества предыдущим собственником; 2) без учёта – « –»; 3) самостоятельно с учётом требований техники безопасности |
Выбор учётной политики в части учёта основных средств в дальнейшем повлияет на скорость начисления амортизации имущества и соответственно на начисление прибыли и налога на прибыль и налога на имущество.
Анализ оборотных средств
Процесс управления оборотными средствами предприятия включает:
¾ анализ состояния оборотных средств;
¾ планирование оптимальной структуры;
¾ разработку путей повышения эффективности использования оборотных средств.
Исходными данными для анализа состояния оборотных средств являются данные бухгалтерского учёта. Оборотные средства учитываются в натуральной и стоимостной форме.
Термин «оборотный капитал» (его синоним в отечественном учёте – оборотные средства) относится к текущим активам предприятия. Оборотные средства обеспечивают непрерывность производственного процесса.
В практике планирования, учёта и анализа оборотный капитал можно подразделить по следующим признакам.
1. В зависимости от функциональной роли в процессе и реализации товаров производства – оборотные фонды и фонды обращения. К оборотным фондам, как уже отмечалось, относят производственные запасы (сырьё, материалы, топливо), незавершённое производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов. Фонды обращения – это готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, денежные средства, расчёты с другими предприятиями и организациями. Такое деление необходимо для раздельного анализа времени пребывания оборотных средств в процессе производства и обращения.
2. В зависимости от практики контроля, планирования и управления – нормируемые и ненормируемые оборотные средства. На предприятии могут быть разработаны нормы по товарным запасам текущего хранения, полуфабрикаты собственного производства, готовую продукцию.
3. В зависимости от источников формирования оборотного капитала – собственный оборотный капитал и заёмный оборотный капитал. Величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом IV разделом баланса «Капитал и резервы» и I разделом баланса «Внеоборотные активы».
Заёмные оборотные средства формируются в форме банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они предоставляются предприятию во временное пользование.
4. В зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) – абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства.
5. В зависимости т степени риска вложения капитала:
¾ оборотный капитал с минимальным риском вложений: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;
¾ оборотный капитал с малым риском вложений: дебиторская задолженности (за вычетом сомнительной), производственные запасы (за вычетом «залежалых»), остатки готовой продукции и товаров (за вычетом не пользующихся спросом);
¾ оборотный капитал со средним риском вложений, незавершённое производство, расходы будущих периодов);
¾ оборотный капитал с высоким риском вложений: сомнительная дебиторская задолженность, «залежалые» производственные запасы, готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом.
6. В зависимости от материально-вещественного содержания – предметы труда (сырьё, материалы, топливо и др.), готовая продукция и товары, денежные средства в расчётах.
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера.
К факторам внешнего характера относится сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы предприятия, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.
Внутренние факторы – ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.
Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели.
1. Коэффициент оборачиваемости:
, (2.19)
где Коб – коэффициент оборачиваемости (в оборотах);
Vр – выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.);
СО – средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.).
Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определённый период времени.
2. Длительность одного оборота (время оборота):
, (2.20)
где Дл – длительность периода обращения оборотного капитала (в днях);
Т – отчётный период (в днях).
3. Коэффициент рентабельности оборотных средств рассчитывается по формуле
, (2.21)
где П – прибыль операционная (балансовая).
Он показывает величину полученной прибыли на рубль используемых оборотных средств.
4. Коэффициент отдачи оборотных средств:
. (2.22)
Он даёт представление об объёме оборота, приходящегося на рубль используемых оборотных средств.
5. Коэффициент закрепления (загрузки) оборотных средств:
. (2.23)
Коэффициент закрепления оборотных средств показывает величину оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции.
Торговые организации при расчёте показателей оборачиваемости используют показатель реализации товаров в продажных ценах вместо выручки от реализации.
В таблице 2.27 приводится расчёт показателей эффективности использования оборотных средств.
Таблица 2.27 – Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств в динамике
Показатель | ххх5 год | ххх6 год | Отклонение | Темп роста в % |
- Коэффициент оборачиваемости Всего, раз (50401:10707=4,7) в том числе товарных запасов (50401:9422=5,3) дебиторской задолженности (50401:863=58,4) - Время оборота оборотных средств в днях: Всего (360:4,7=76,6) в том числе товарных запасов (360:5,3=67,9) дебиторской задолженности (360:58,4=6,2) | 4,7 5,3 58,4 76,6 67,9 6,2 | 2,5 2,8 33,2 144,0 128,6 10,8 | -2,2 -2,5 -25,2 67,4 0,7 4,6 | 53,2 52,8 56,8 188,0 189,4 174,2 |
Продолжение таблицы 2.27
- Коэффициент рентабельности оборотных средств (6997:10707=0,65) - Коэффициент отдачи на рубль объема продаж (50401:10707=4,71) - Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств на рубль объема реализации товаров (1:4,71=0,21) | 0,65 4,71 0,21 | 0,21 2,5 0,4 | -0,44 -2,31 0,19 | 32,3 52,0 190,5 |
Из приведенных данных видно, что в результате резкого замедления оборачиваемости оборотных средств, и прежде всего товарных запасов, на 67,4 дня за два сравнимых года (ххх5 – ххх6 гг.):
¾ коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился более чем в 2 раза, в том числе по товарным запасам – в 2,5 раза;
¾ рентабельность оборотного капитала уменьшилась более чем в 1,7 раза или на 44 коп. с каждого рубля реализованных товаров;
¾ отдача на рубль объема продаж снизилась почти в 1,5 раза или на 2 руб. 31 коп.
Зато на рубль объёма продаж товаров потребовалось более чем в 1,9 раза дополнительного вовлечь оборотные средства. Это наглядно подтверждает наличие одного из самых «узких мест» на предприятии в управлении оборотными ресурсами, занятых в товарных запасах.
Оптимизация структуры оборотных средств предполагает:
1) определение норматива оборотных средств по отдельным элементам и обеспечение фактического наличия актива как можно ближе к установленному нормативу;
2) корректировку структуры оборотных средств с позиции повышения их общей ликвидности.
Нормирование оборотных средств заключается в разработке обоснованных норм и нормативов расходования денежных средств для создания постоянных запасов отдельных элементов оборотных средств, достаточных для бесперебойной работы предприятия.
Для расчёта необходимо:
— определить норматив элемента оборотных средств в относительных единицах – днях товарооборота;
— вычислить его среднедневной расход в сумме;
— исчислить норматив в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств по формуле
, (2.24)
где ЭН – норматив элемента оборотных средств в сумме;
ЭНДН – норматив запаса элемента, дн. оборота;
А – однодневная реализация товаров в сумме.
В свою очередь норматив запаса в днях по каждому элементу или однородной группе элементов рассчитывается с учётом времени пребывания в текущем, страховом, транспортном, технологическом запасах, а также времени на приёмку, подготовку товара к продаже.
Специфика расчёта норматива оборотных средств по отдельным элементам зависит от отраслевой принадлежности предприятия.
Однако практически на любом предприятии определяются:
¾ норматив товаров как сумма средств, находящихся во всех видах запасов. Потребность по этой группе активов определяется исходя из планируемого объёма реализации по ценам приобретения;
¾ норматив денежных средств в дебиторской задолженности, который определяется с учётом условий платежа за реализуемую продукцию (услуги);
¾ минимальный норматив наличия денежных средств (в кассе и на расчётном счёте) определяется с учётом предстоящих потоков денежных платежей.
Норматив затрат в незавершённом производстве и расходах будущих периодов рассчитывается в основном на тех предприятиях, где они носят постоянный характер.
Корректировка структуры оборотных средств с позиции повышения их общей ликвидности связана с тем, что различные элементы оборотных средств имеют разную степень ликвидности.
Понятие ликвидности активов означает способность активов превращаться в денежную форму (путём реализации на рынке) без потери своей текущей оценочной стоимости, обеспечивая тем самым погашение финансовых обязательств предприятия. Хотя все виды оборотных активов ликвидны в той или иной степени, общий уровень ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платёжеспособности по текущим финансовым обязательствам предприятия на протяжении всего планового периода.
С точки зрения ликвидности оборотные средства классифицируются по признакам, приведённым в параграфе 2.4 данной главы.
Соответственно корректировка структуры оборотных средств с позиции повышения ликвидности предполагает формирование активов в денежной форме в размере, достаточном для погашения текущих обязательств предприятия, и поддержание их на неснижаемом уровне.
Пути повышения эффективности использования оборотных средств
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для экономики предприятия, поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму непосредственно влияет на платёжеспособность предприятия.
Размер средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, рассчитывается по формуле
, (2.25)
где Эк – вовлечение (высвобождение) оборотных средств;
ОБф – время оборота фактическое, дн.;
ОБп – время оборота планируемое, дн.;
Род – планируемый однодневный объём реализации.
Основные направления ускорения оборачиваемости, характерны для разных стадий кругооборота оборотных средств предприятия:
— оптимизация размера текущих запасов с целью высвобождения части финансовых ресурсов;
— оптимизация дебиторской задолженности и ускорение её возврата;
— обеспечение повышения рентабельности оборотных средств;
— обеспечение минимизации потерь в процессе использования;
— необходимость оптимизации расходов на хранение материалов и товаров, включая содержание складских помещений, потерь товаров, потерь от омертвления средств в запасах, их страхование.
Оптимизация размера текущих запасов с целью высвобождения части финансовых ресурсов
После определения норматива запасов товарно-материальных ценностей требуется построение эффективной системы контроля за движением запасов, основной задачей которой является обеспечение своевременного пополнения запасов и вовлечение в оборот излишне накопившихся остатков. Например, одной из систем контроля движения запасов является «Система ABC», суть которой состоит в разделении всех запасов на предприятии для анализа использования оборотных средств на три категории «А», «В», «С» исходя из их стоимости, объёма и частоты расходования, а также отрицательных последствий их недостатка для операционного процесса.
В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов, недостаток которых может иметь серьёзные финансовые последствия для результатов деятельности предприятия и наличие которых контролируется еженедельно.
В категорию «В» включаются запасы, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и наличие которых контролируется один раз в месяц.
В категорию «С» входят остальные запасы, имеющие низкую стоимость и не играющие значительной роли в формировании конечных финансовых результатов. Их движение контролируется один раз в квартал.
Инвестируемый в торговлю капитал обладает высокой оборачиваемостью в основном за счёт того, что оборотные активы предприятия торговли на 70 – 90% состоят из товарных запасов, наличие которых позволяет обеспечить непрерывность процесса продажи и уровень торговых услуг предприятия.
Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения, предназначена для продажи и выполняет следующие функции:
— обеспечивает непрерывность расширенного производства и обращения. При этом товарная масса систематически образуется и расходуется;
— характеризует соотношение между объёмом и структурой спроса и товарного предложения;
— удовлетворяет платёжеспособный спрос населения, поскольку является формой товарного предложения.
Необходимость наличия запасов товаров на предприятиях торговли объясняется в первую очередь сущностью основной функции этой отрасли. Она состоит в удовлетворении потребности населения в потребительских товарах и обеспечении смены формы стоимости (товар из сферы обращения переходит в сферу потребления и меняет свою рыночную стоимость на потребительную стоимость), что требует преобразования производственного ассортимента в торговый. Это возможно обеспечить только при наличии большой товарной массы в сфере обращения.
Процесс управления средствами, авансированными в товарные запасы, включает в себя:
— определение необходимого размера денежных средств на формирование товарных запасов;
— обеспечение нормативной оборачиваемости товарных запасов и своевременное вовлечение в оборот излишних или залежалых товаров;
— отражение в условиях инфляции реальной стоимости товарных запасов для налогообложения.
Основным методом оптимизации использования оборотных средств, инвестируемых в товарные запасы, является нормирование.
Потребности в товарных запасах рассчитываются по каждой товарной группе или виду товаров в отдельности, а затем суммируются.
Общий объём средств, выделяемый для формирования товарного запаса, определяется по формуле
, (2.26)
где СДтз – сумма денежных средств, авансируемых в товарные запасы (норматив);
Нтз – норма товарных запасов, дн.;
То – однодневный товарооборот в ценах закупки на планируемый период.
Необходимый размер товарного запаса зависит от скорости обращения товара: при неизменном объёме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров позволяет снизить его размер.
При этом ускорение времени обращения товарных запасов позволяет:
— повысить экономическую эффективность деятельности как предприятия, торговли, так и производителя, поскольку для обслуживания оборота требуется меньший совокупный оборотный капитал и, соответственно, будут ниже затраты на обслуживание кредита;
— снизить потребность в складских площадях для размещения товаров и издержки по их хранению;
— быстро реагировать на изменение спроса и предложения с целью недопущения создания неликвидных запасов.
Скорость товарного обращения складывается под воздействием объективных внешних и внутренних факторов, к которым относятся:
— соотношение между спросом и предложением товаров;
— степень развития торговой инфраструктуры – наличие в районе деятельности предприятия оптовых складов, холодильников, мелкооптовых рынков, непосредственных производителей продукции. Чем более развита инфраструктура оптовой торговли, тем при прочих равных условиях с меньшим товарным запасом может работать розничная торговля;
— сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;
— предельные сроки реализации товара;
— потребительские свойства товара, которые ограничивают период реализации товара, но требуют создания сезонных запасов, например, одежда, обувь и т.д.;
— организация и частота завоза товаров;
— местоположение предприятия (областной центр, город районного значения, Крайний Север, высокогорье и т.д.);
— состояние материально-технической базы предприятия для хранения товаров;
— обеспеченность предприятия оборотными средствами для формирования товарных запасов, стоимость кредита;
— применяемые торговые технологии.
Целью нормирования товарных запасов на предприятии является:
— установление средней величины запаса в днях оборота, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров в заданном ассортименте;
— определение на основании разработанного норматива объемов закупок товаров на предстоящий период, что необходимо для коммерческих служб предприятия;
— обоснование размера оборотных средств, выделяемых для формирования товарных запасов, и эффективности их использования.
Норматив товарных запасов на предприятии торговли устанавливается разными методами в зависимости от типа торгового предприятия, размера товарооборота, товарной структуры.
Подробно методика нормирования и планирования текущих товарных запасов показана во II части учебного пособия: «Экономика торгового предприятия» раздел «Розничный товарооборот».
Обобщение результатов проведенного анализа состояния использования и планирования текущих товарных запасов можно представить в виде рисунка 2.4. В нём наглядно высвечиваются:
· проблема в управлении товарными запасами;
· возможные причины её возникновения;
· влияние данной проблемы на важнейшие индикаторы торговой деятельности предприятия;
· параметры, позволяющие свести до минимума или даже полностью устранить наличие данной проблемы;
· принятие действенных мер для повышения эффективности использования товарных запасов на исследуемом торговом предприятии.
Рисунок 2.4 – Блок-схема. Алгоритм использования результатов динамичности текущих товарных запасов
Также требует разработку путей повышения эффективности дебиторская задолженность на предприятии.
В целях управления дебиторской задолженностью её подразделяют на текущую задолженность и задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчётной даты.
Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц, которая возникает в процессе нормальной хозяйственной деятельности и платежи по которой ожидаются в течение одного года с момента её возникновения.
Различают следующие виды дебиторской задолженности: задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные, прочие дебиторы.
Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности предприятии имеет задолженность покупателей и заказчиков. Поэтому для повышения эффективности использования средств, задействованных в дебиторской задолженности, необходимо:
¾ определение кредитной политики по отношению к покупателям и заказчикам;
¾ формирование системы кредитных условий и требований к покупателям при предоставлении им кредитов;
¾ использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
В практике хозяйствования при оплате товаров, работ и услуг широко используется коммерческий кредит. Формирование системы кредитных условий включает определение срока и размера предоставления кредита, а также дифференциации кредитных условий с учётом кредитоспособности покупателя. Наиболее распространёнными формами рефинансирования дебиторской задолженности на внутреннем рынке являются факторинг и учет векселей, выданных покупателями продукции.
Факторинг – это договор финансирования под уступку денежного требования, по которому одна сторона (финансовый агент) передаёт или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счёт денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Финансовым агентом по такому договору могут быть банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого рода.
Основные преимущества и недостатки использования факторинга при кредитовании дебиторской задолженности приведены в таблице 2.28.
Таблица 2.28 – Характеристики факторинга
Преимущества | Недостатки |
Снижает потребность в оборотных средствах | Высокие ставки рефинансирования, которые повышают стоимость комиссионных ставок банка по факторинговым операциям |
Возможность получения дополнительной прибыли за счёт ускорения оборачиваемости оборотных средств и увеличения объёма продаж | Высокий уровень факторинговой комиссии, который повышает расходы продавца, связанные с продажей продукции |
Передача банку функций управления дебиторской задолженностью, возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих эти функции | Потеря права контроля за дебиторской задолженностью по оплате поставленной продукции (работ, услуг) |
Возможность отказа от банковского кредитования оборотных средств и затрат на обслуживание кредита | |
Обеспечивает бесперебойное финансирование текущих затрат и позволяет предложить покупателю более льготные условия расчётов | |
Поскольку на балансе поставщика снижается размер дебиторской задолженности, улучшаются показатели его платёжеспособности и предприятие может претендовать па кредиты банка под другие необходимые цели |
Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется сравнением уровня расходов по этой операции с уровнем процентной ставки по краткосрочным кредитам.
Процесс управления оборотными средствами предприятия базируется на положении о том, что любой элемент оборотных средств должен приносить прибыль предприятию. Эта прибыль генерируется в процессе обслуживания операционной деятельности предприятия или в виде процентов или дивидендов при и<