Выбор процесса для модели IDEF0
Для улучшения управления транспортным обслуживанием рассматриваемого предприятия рекомендуется включить в организационную структуру отдел транспортной логистики.
На рисунке представлена рекомендуемая структура подразделений логистической направленности с выделением отдела транспортной логистики.
Рисунок 2 – структура отдела транспортной логистики
Рекомендация создать отдел транспортной логистики обуславливается тем, что в настоящий момент на предприятии управлением транспортным обслуживанием занимается один сотрудник, что вызывает определенные проблемы. Сотрудник не всегда справляется с возложенной на него нагрузкой, это приводит к снижению качества обслуживания клиентов, делает перевозки менее эффективными, вызывает вертикальные и горизонтальные конфликты.
Документооборот компании
В бизнес-процессах документы поддерживают их работоспособность и переносят данные между пользователями. Определяющим фактором для эффективного процесса документооборота являются скорость и качество обмена информацией между представителями организации. Рассмотрим документооборот компании «Химпищаромат» на примере отдела логистики.
Отдел логистики состоит из трёх сотрудников: диспетчер отдела логистики, диспетчер участка подготовки хим.сырья и диспетчер участка производства погрузочно-разгрузочных и подсобных работ.
Работа отдела логистики – достаточно сложный производственный процесс, который состоит из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Данный отдел связан с перевозкой грузов.
Вначале диспетчеру отдела логистики поступает заявка на получение хим.сырья. После обработки диспетчер участка подготовки хим.сырья проверяет наличие необходимого сырья на сладе, после чего подтвержденная заявка поступает диспетчеру участка производства погрузочно-разгрузочных работ, который согласовывает доставку груза и передает акт о выполненной работе диспетчеру отдела логистики. Составляется отчет о данной заявке.
На рисунке ниже представлена модель документооборота в нотации «Процедура».
Рисунок 3 – Модель документооборота отдела логистики в нотации «Процедура»
Построение модели IDEF0
Основу методологии IDEFO составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEFO представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.
IDEFO-модель предполагает наличие четко сформулированной цели единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.
Модель может содержать четыре типа диаграмм:
- контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);
- диаграммы декомпозиции;
- диаграммы дерева узлов;
- диаграммы только для экспозиции (FEO).
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции.
В основе нотации и методологии IDEF0 лежит понятие "блока", то есть прямоугольника, который выражает некоторую функцию бизнеса. Как известно, прямоугольник имеет четыре стороны. В IDEF0 роли (функциональные значения) всех сторон различны:
ü верхняя сторона имеет значение "управления";
ü левая - "входа";
ü правая - "выхода";
ü нижняя - "механизма".
Вторым элементом методологии и нотации является "поток" (в стандарте называемый - "интерфейсная дуга") — элемент, описывающий данные, неформальное управление, или что-либо другое "оказывающее влияние" на функцию, изображенную блоком. В зависимости от того, к какой стороне блока направлен поток, он, соответственно, носит название "входной", "выходной", "управляющий".
Изобразительным элементом, представляющим "поток", является стрелка.
Управление — это что управляет деятельностью компании, в данной разрабатываемой модели — это различная техническая документация, а также различные правила (приема заявки, погрузки/разгрузки сырья).
Стрелки "входа" вносят функции входных данных, в контекстной диаграмме – это заявка на транспортировку сырья, а также само сырье или готовая продукция.
Стрелки "выхода" – выходные данные. В контекстной диаграмме – это завершенная заявка и завершенная транспортировка.
Стрелка "механизма" — это влияющие на процессы данные. В диаграмме – это персонал, компьютер и телефон.
Рисунок 4 – Модель в нотации IDEF0