Сущность процесса управления и функции менеджмента

Управление – это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.

Эти действия получили название управленческих функций или функций менеджмента. Термин «функция» – латинского происхождения (functio) и в буквальном переводе означает исполнение, осуществление, деятельность.

Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления.

Функции менеджмента разделяют на общие (основные) и конкретные (специальные). Основные функции менеджмента являются общими для процесса управления любым предприятием. Специальные функции менеджмента определяются спецификой и особенностями производства.

Обычно выделяют пять общих функций управления: планирование (прогнозирование), организация, координация (регулирование), стимулирование (активизация, мотивация), контроль (анализ, учет).

Планирование – это выработка и постановка целей и задач по управлению производством, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.

В сельскохозяйственных организациях вопросами стратегического планирования занимаются руководители. Оперативное планирование осуществляют бригадиры, начальники цехов, управляющие отделениями, главные специалисты. При составлении планов руководствуются следующими принципами: полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность.

Организация – это создание новой или усовершенствование существующей структуры управления для реализации целей и задач предприятия.

Действия, выполняемые при реализации функции организации, следующие: детализация целей; определение видов деятельности для их достижения; поручение различных задач исполнителям и объединение их в подразделения; установление взаимоотношений и нормы управляемости.

Координация (регулирование) – это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения целей предприятия.

Координация включает в себя регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами. Функцию координации обычно выполняет руководитель предприятия.

Стимулирование (активизация, мотивация) – это побуждение коллектива людей к повышению эффективности их деятельности.

Контроль (анализ, учет) – это систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления отклонений от установленных планов, норм, правил и требований.

В практике менеджмента существует определенная технология контроля, которая включает концепцию, цели, нормы, методы, объем и область контроля. В основу создания системы контроля должны быть положены принципы эффективности, эффекта влияния на людей, выполнения задач и определения границ контроля. Процедура контроля включает установление стандартов, сопоставление с ними достигнутых результатов, принятие необходимых корректирующих действий.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления предприятием. Каждая функция менеджмента движима другой, в результате чего возникает своего рода круговое движение, точнее движение по спирали.

Конкретные функции менеджмента в сельскохозяйственном производстве следующие: общее руководство (организация и коор­динация деятельности предприятия работниками аппарата управления, главными специалистами и руководителями подразделений); технико-экономическое планирование (выполняется специалистами планово-экономической службы, линейными и функциональными руководителями); технологическая подготовка, технологическое и ветеринарное обслуживание производства (осуществляется работниками агрономической, зоотехнической и ветеринарной служб); техническая подготовка и техническое обслуживание производства (выполняется персоналом инженерной службы); организация труда и заработной платы (выполняется руководителями подразделений, экономистами и нормировщиками); учет и контроль (выполняется работниками бухгалтерской службы с привлечением главных специалистов и руководителей подразделений); охрана труда; сбыт продукции; материально-техническое снабжение; подбор, расстановка, повышение квалификации персонала; делопроизводство и др.

Функции управления разделяются на более мелкие составные части – управленческие работы, которые представляет собой части функций, от­дельные трудовые процессы их выполнения, имеющие начало и конец во времени и завершающиеся определенными результатами (например, составление плана, проведение наряда, ана­лиз производственно-хозяйственной деятельности под­разделения).

Сложные и трудоемкие работы, в свою очередь, также разделяются на составные части, которые называются операциями. Они раскрывают содержание работ и технологию их выпол­нения, имеют функциональную направленность, нача­ло и конец.

Выполнение управленческих работ и отдельных операций осуще­ствляют посредством конкретных видов деятельности (ведения расче­тов, изучения документов, обдумывания и выдачи заданий, наблюде­ния, согласования), которые называют эле­ментами. Они показывают, какими способами и приемами выпол­няются операции, работы и функции в целом. Элементы не имеют функциональной направленности и могут относиться к любой опера­ции или работе и к любой функции. Элементы состоят из еще более мелких действий – движений или микроэлемен­тов.

Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента являются важнейшей категорией науки управления и представляют собой основные правила осуществления управленческой деятельности. В основе принципов менеджмента лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной работы, экономической, хозяйственной деятельности. Они вытекают из практического опыта людей по управлению объектами разного рода. Принципы менеджмента объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом надо иметь в виду, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов и, наоборот, ряд закономерностей может концентрироваться в одном принципе менеджмента.

Под принципами менеджмента понимаются основные законы, руководящие правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сложившихся в обществе социально-экономических условий.

Классификация принципов:

1. По степени обоснованности:

а) научные – сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации;

б) обыденные – правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.

2. По степени универсальности:

а) универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;

б) специфические – действующие в отдельных сферах природной и человеческой деятельности;

в) ситуационные – те, которые действуют в конкретных ситуациях.

3. По способу реализации:

а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;

б) реализуемые при взаимодействии природы и человека;

в) реализуемые только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности).

4. По масштабу действия:

а) действующие только в отдельных элементах системы (принцип индивидуальной работы);

б) действующие между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

в) действующие между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).

Методы управления

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия все методы управления подразделяют на три группы:

- экономические, основанные на сознательном использовании объективных экономических законов;

- социально-психологические, основанные на учете и использовании нематериальных интересов людей;

- административные, основанные на ответственности подчиненных и власти руководителя.

Экономические методы управления – это система экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников и трудовые коллективы организации на основе побуждении их к высокопроизводительному труду с помощью экономических (материальных) стимулов. Система экономических методов включает:

- планирование. С его помощью определяется программа деятельности и развития организации, ее структурных подразделений;

- финансирование. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития организации;

- кредитование. Оно предполагает создание условий, побуждающих предприятия рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод предоставляет возможность сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность;

- ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимает цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, должна отражать издержки производства на уровне общественно-необходимых, с другой – определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос;

- экономическое стимулирование. Как метод управления оно основывается на использовании принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте, применении системы оплаты труда и материального поощрения работников организации, создании фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития;

- хозяйственный расчет. Он означает, что предприятие должно покрывать расходы доходами, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, вести хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.

Социально-психологические методы управления – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллективов и отдельных работников для достижения поставленной цели. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение трудовой активности и раскрытие личных способностей каждого работника. Их разделяют на:

- социальные (методы социального исследования, нормирования, планирования и регулирования, морального стимулирования);

- психологические (методы комплектования малых групп, профессионального отбора и обучения, гуманизации труда, психологического побуждения к труду).

Административные методы управления – это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства. В зависимости от содержания их разделяются на организационные и оперативно-распорядительные. Виды организационного воздействия:

- регламентирование. Это совокупность правил, определяющих порядок работы, предписание действовать определенным образом;

- нормирование. Это установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы по соответствующим нормативам или на основании статистических данных;

- инструктирование. Это воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работ.

Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется с помощью приказов, распоряжений, решений.

Управленческие решения

При классификации управленческих решений используются различные признаки.

Степень определенности информации (степень информированности органа управления). По этому признаку решения подразделяются на:

- решения, принимаемые в условиях определенности. Имеется полная и достоверная информа­ция о проблемной ситуации, целях, ограничениях и по­следствиях реализации решений. Задачи данного класса в обычно фор­мально описываются в виде функциональных зависимостей или нера­венств. Можно построить мате­матическую модель и найти алгоритм решения. Критерием выбора оптимального решения является экстремальное значение целевой функции.

- решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности (в условиях риска). Здесь используются законы теории вероятностей и статистические закономерности. Неполнота и недостоверность информации дополня­ется путем рассмотрения случайных событий. Закономерности поведения случайных событий опи­сываются с помощью вероятностных характеристик. Са­ми же вероятностные характеристики являются уже неслучайными, поэтому с ними можно производить опера­ции по нахождению оптимального решения так же, как с детерминированными характеристиками.

- решения, принимаемые в условиях неопределенности (ненадежные). Для таких задач характерна неполнота и недостоверность информации, что не позволяет построить адекватную математическую модель для нахождения оптимального решения.

Количество лиц, принимающих решение. Исходя из данного признака, различают единоначальные (единоличные), коллегиальные и коллективные управленческие решения.

Степень охвата объекта управления. Различают решения общие (охватывают весь объект и затрагивают жизненно важные стороны его деятель­ности), локальные (принимаются в отношении какого-то от­дельного элемента организационно-экономической систе­мы) и частные (касаются отдельных сторон деятельности или одного лица).

По длительность действия решения делят на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

По характеру целей – стратегические, тактические и опера­тивные.

По количеству целей – одноцелевые и многоцелевые.

По частоте (повторяемости) принятия решения разделяют на одноразовые (случайные) и по­вторяющиеся (рутинные).

По жесткости регламентации – контурные решения, структурированные и алгоритмические решения.

По содержанию решаемой задачи различают эконо­мические, организационные, технические, технологиче­ские, политические и другие решения.

По характеру процесса принятия решения - объ­единенные и принимаемые последова­тельно.

По связи с другими решениями – автономные и дополняющие друг друга).

По степени сложности – простые и сложные по структуре.

К управленческим решениям предъявляются опреде­ленные требования, которые обеспечивают выполнение поставленных задач.

Научная обоснованность. Решение должно отражать объ­ективные закономерности развития объекта управления и системы управления. Оно должно приниматься на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и об окружающей его среде.

Полномочность. Решение должно прини­маться органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое.

Директивность. Обя­зательность исполнения решения.

Непротиворечивость. Согласованность с ранее принятыми решениями.

Своевременность (оперативность). С момента возникновения проблемной ситуации до приня­тия решения в объекте управления не должно произой­ти необратимых явлений, делающих это решение ненуж­ным.

Точность, ясность, лаконичность формулировки реше­ния.

Комплексность. Необходим учет всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящих­ся к решаемой проблеме.

Реальность. Управленческое решение должно быть реально осуществимым. Нельзя принимать нереальные, абстрактные решения. Принятое решение должно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющим.

Наши рекомендации