Тесты по теме: «Издержки обращения торгового предприятия»
1. Отличие уровня издержек обращения от издержкоемкости (затратоемкости):
· издержкоемкость – более широкое понятие;
· уровень издержек обращения – более широкое понятие;
· оба понятия тождественны.
2. Уровень издержек обращения выше в розничной торговле:
· Хабаровского края;
· Приморского края;
· Еврейской автономной области;
· Сахалинской области;
· Магаданской области
3. Расчет относительной суммы снижения издержек обращения:
· размер снижения уровня издержек обращения умножается на базисный оборот по продаже товаров (выручку) с последующим делением на 100%;
· размер снижения уровня издержек обращения умножается на фактическую выручку с последующим делением на 100%;
· разница между фактической и базисной суммами издержек обращения.
4. Объективная необходимость деления издержек обращения на постоянные и переменные:
· для деления издержек на дополнительные и чистые;
· для деления издержек на явные и неявные;
· для показа влияния изменения объема продаж товаров на рост или снижение фактического уровня издержек обращения.
5. Прочие расходы, связанные с реализацией товаров:
· расходы на оплату труда;
· сумма налогов и отчислений, начисленные в соответствии с законодательством РФ;
· расходы на оплату услуг банков;
· материальные расходы;
· расходы по операциям с тарой.
6. Затраты, связанные с торговой деятельностью предприятия, это:
· затраты, обусловленные технологией и организацией торговой деятельности предприятия;
· расходы на социальные нужды работников предприятия;
· оказание гуманитарной помощи своим пенсионерам;
· отчисления в единый социальный фонд;
· налог на имущество предприятия.
7. Основные пути снижения уровня издержек обращения на предприятии:
· недопущение текучести кадров;
· планирование издержек обращения в целом по объему и структуре;
· увеличение объема продаж товаров;
· конкуренция на рынке;
· повышение эффективности использования всех ресурсов и затрат.
8. Суть механизма планирования издержек обращения «директ-костинг».
· иметь представление о явных и вмененных издержках обращения;
· для расчета эффективности использования текущих затрат;
· составления плана (прогноза) постоянных статей расходов;
· для расчета маржинального дохода;
· для определения срока окупаемости текущих затрат.
9. Для планирования издержек обращения целесообразно использовать:
· однофакторную математическую модель;
· коэффициент Стьюдента;
- трендовую модель.
Глава IV. Прибыль торгового предприятия
Прибыль – сложное и многомерное явление экономической жизни общества. Пожалуй, ни одна категория экономической науки не вызывала столько многочисленных споров как прибыль. До сих пор ни в экономической теории, ни в хозяйственной практике нет однозначного толкования прибыли. Фокус споров – экономическая природа прибыли, ее источник, и причины, и условия возникновения. Чтобы понять эти вопросы, необходимо рассмотреть основные теории прибыли.
Экономическая природа прибыли
А. Теории прибыли
Традиционные
Явление хозяйственной жизни, когда выручка от продажи товаров превышала затраты на их производство, замечено давно в Древней Греции, Риме. Однако теоретическое осмысление этого явления, т.е. получение избытка при продаже товара, впервые предпринято меркантилистами[11], которые считали, что этот избыток (прибыль) возникает в сфере товарного обращения и, прежде всего, во внешней торговле. По их мнению, государство должно проводить политику активного развития внешней торговли и накопления золота как истинных источников богатства. Богатый купец – символ процветающего государства.
Физиокрыты[12] утверждали, что действительным источником богатства является сельскохозяйственное производство, где воздействие природных сил обеспечивает излишек (прибыль) сверх издержек на производство. Поэтому занятые в сельском хозяйстве образуют производительный класс, все другие классы и сословия – экономически бесплодны или стерильны.
Классическая английская экономическая теория (политическая экономия) выдвинула идею о производительном труде, ограничивая его рамками отраслей материального производства. Производительный труд является истинным источником богатства народов, а прибыль есть вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. Классики экономической теории А. Смит и Д. Рикардо вплотную подошли к пониманию категории прибавочной стоимости.
Опираясь на учение английских экономистов и детальный анализ процесса труда на английских капиталистических предприятиях, выдающийся экономист и мыслитель XIX века К.Маркс показал, что процесс производства при капитализме есть процесс труда, создающего экономические блага и услуги и одновременно процесс увеличения стоимости, т.е. создания прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость, или излишек над первоначальной авансированной стоимостью – это часть неоплаченного труда наемных работников, безвозмездно присваемая капиталистом.
На поверхности буржуазного общества прибавочная стоимость выступает в форме прибыли. Прибыль предстает не как часть неоплаченного труда наемных работников, а как порождение всего авансированного капитала. «Прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли»[13]. Следовательно, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости, которая создается в сфере производства, а реализуется в сфере товарного обращения.
В XIX и XX столетиях широкое распространение получила теория факторных доходов, основоположником которой принято считать Ж.Б.Сэя, который утверждал, что производственные факторы – труд, земля, капитал – являются источниками доходов владельцев этих факторов. Земля – порождает земельную ренту, труд – заработную плату, капитал – прибыль. Одним словом, прибыль есть результат производительности всего капитала. Под капиталом, прежде всего, понимаются средства производства, усовершенствования которых в процессе технологических нововведений увеличивает производительную силу капитала, а стало быть, и размер прибыли. Это утверждение не бесспорно. Как показывает практика, технологические нововведения вызывают тенденцию понижения нормы прибыли, что подметил еще К.Маркс.
Современные
Современная экономическая наука выделяет три группы теорий, объясняющих природу прибыли[14]:
· Компенсаторные и функциональные теории прибыли утверждают, что прибыль есть вознаграждение предпринимателя за его услуги по организации бизнеса, координации и контролю многообразной деятельности фирмы, за риск, связанный с неопределенностью рыночной среды. Прибыль – это доход от фактора «предпринимательство». Здесь необходимо отметить, что это не та категория прибыли в общепринятом понимании, т.е. как разница между результатами и затратами. Это так называемая «нормальная прибыль», т.е. оплата за фактор производства, в качестве которого выступает предпринимательство. Нормальная прибыль включается в издержки производства, и правильнее было бы ее называть «жалование» или «заработная плата» предпринимателя.
· Теории монопольной прибыли и прибыли рыночного дисбалансаобъясняют феномен прибыли конкурентными преимуществами монополий на рынке, а именно, установлением монопольно высоких цен на собственные товары и услуги и монопольно низких цен на покупаемые товары и услуги у других субъектов рынка. Действительно, в кратковременном периоде конъюнктура рынка неустойчива, чем пользуются монополисты-продавцы и монополисты-покупатели, что приносит определенный доход и тем и другим. Кроме того, монополии, особенно естественные, оказывают давление на власть, требуя тарифного протекционизма, особого экспортного статуса и других льгот. Прибыль для монополий является скорее «вознаграждением за победу», чем результатом минимизации издержек
производства.
· Технологические и инновационные теории объясняют прибыль как результат передовых технологий, новых методов управления, маркетинга, финансового и бухгалтерского учета, а также следствием инновационной продукции, издержки которой на единицу блага или услуги в краткосрочном периоде ниже, чем на традиционные подобные блага и услуги. Так или иначе прибыль связывается с выполнением предпринимательских функций: лидерства и экономического первопроходства, приспособления к переменам и новаторства, риска и непредсказуемости.
Однако против этих утверждений выдвигаются такие аргументы, как:
а) прибыль существует не только в инновационном но и других так называемых традиционных секторах экономики;
б) высокие прибыли достаются не самым сообразительным и рисковым
предпринимателям;
в) прибыль получают и люди не подвергающиеся деловому риску.
Таким образом, из рассмотренных традиционных и современных теорий прибыли можно сделать вывод, что экономическая наука пока еще не выработала единой теории прибыли. А возможно ли вообще построить единую теорию прибыли? На поставленный вопрос ответ будет отрицательным. Категория прибыли – интегрированное понятие, включающее в себя содержательный, структурный, функциональный и институциональный аспекты.
В содержательном аспекте – прибыль есть результат экономической деятельности людей.Экономическая природа прибыли, ее глубинный источник – прибавочный труд работников, производящих экономические блага и услуги. Прибавочный труд создает прибавочный продукт, который есть следствие общественной производительной силы труда, возрастающей в результате совершенствования орудий труда, знаний, умений и навыков рабочей силы. Прибавочный продукт – обособившаяся часть общественного продукта, это продукт сверх меры текущих потребностей, продукт будущего потребления. Прибавочный продукт предприятия, отрасли, всего хозяйства страны посредством экономических институтов трансформируется в категорию прибыли (промышленной и торговой) и другие доходы – земельную ренту и ссудный процент.
В структурном аспекте – прибыль представляет собой совокупность видов и факторов ее определяющих.
Классификация прибыли по видам:
· Нормальная прибыль – вознаграждение предпринимателя за организаторский талант, риск, связанный с неопределенностью, за нововведения. Нормальная прибыль – это элемент внутренних издержек производства, это как бы жалование предпринимателя.
· Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (внутренними и внешними).
· Бухгалтерская прибыль – часть дохода, которая остается от общей выручки за минусом внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков.
· Балансовая (общая) прибыль – разница между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. В балансовую прибыль включаются и доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от продажи ненужных предприятию машин, оборудования и других материальных ресурсов.
Факторы прибыли[15]:
Ø образующие факторы:
– выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг;
– выручка от реализации прочих активов, включая материальные запасы и нематериальные активы;
– выручка от реализации основных средств;
– доходы от долевого участия в других предприятиях;
– доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
– превышение полученных штрафов, пени, неустоек над
уплаченными.
Ø взаимовлияющие факторы:
– оборачиваемость оборотных средств;
– цены, тарифы, сборы;
– процентные ставки по ссудам;
– налоги и налоговые ставки;
– издержки;
– производительность труда;
– фондоотдача;
– фондовооруженность;
– фондоемкость.
Ø факторы распределения:
– направляется в бюджет и во внебюджетные фонды;
– направляется в банк на погашение ссуд и уплату процентов;
– остается на предприятии;
– прочие факторы распределения.
Ø факторы использования:
– накопление (производственное и научное развитие);
– социальные нужды;
– покрытие убытков и прочих затрат;
– капитальные финансовые вложения;
– потребление (выплата дивидендов, процентов, материальная помощь и т.п.).
В функциональном аспекте прибыль – результат эффективного использования различных факторов: труда, земли, капитала, предпринимательской функции, предоставление покупателям товаров и услуг, отвечающих их требованиям; умелого обращения с неопределенностью, т.е. минимизация рисков; оперативного учета рыночной конъюнктуры; эффективной реализации монопольных преимуществ; технологического превосходства; разработки и производства инновационной продукции.
В институциональном аспекте прибыль есть результат институциональной упорядоченности экономической деятельности, внятных и понятных правил экономического и социального поведения фирм, наемного туда, профсоюзов и государства. Институт (установление, учреждение) – совокупность формальных (зафиксированных в праве), неформальных (зафиксированных в обычаях, традициях, менталитете) и спонтанно выбираемых правил, структурирующих взаимодействие субъектов экономической деятельности в экономической, политической и социальной среде. Обобщенно и коротко институты – это правила экономического и социального поведения людей.
С позиции институционализма выделяют четыре вида прибыли:
Ø Прибыль мелкого предпринимателя, т.е. индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Источником прибыли здесь является прибавочных продукт, произведенный самим предпринимателем, который выступает и как работник и как хозяин (собственник) в одном лице.
Ø Прибыль фирмы (корпорации), ее источник – прибавочная стоимость, созданная трудом наемного персонала и которая в процессе реализации принимает форму прибыли на вложенный капитал.
Ø Прибыль рантье или акционеров – это часть совокупной прибавочной стоимости, созданной в обществе, которая принимает форму банковского процента и дивиденда акционера.
Ø Прибыль государства – это часть совокупной прибавочной стоимости, которая изымается у владельцев доходов и собственников посредством налогов и принимает форму профицита государственного бюджета как разницы между государственными доходами – выручкой от реализации государственных услуг и расходами – издержками на содержание государства.
Прибыль как экономическое явление несет в себе двоякое значение:
а) прибыль как экономическая категория отражает сложную систему социально-экономических отношений в обществе: отношения между собственниками средств производства и наемными работниками; отношения конкуренции между фирмами; отношения перераспределения дохода, созданного фирмами, наемными работниками, с одной стороны, и государством – с другой.
б) прибыль как стоимостный показатель характеризует организационно-экономическую деятельность предприятия, фирмы: эффективность использования ресурсов; доходность определенного вида экономической деятельности; доходность инвестированного капитала; коммерческий риск и успех; конкурентоспособность; имидж и уровень менеджмента.
Интегральное значение прибыли в экономической и социальной системе, основанной на рыночных принципах, состоит в следующем:
– прибыль предприятия, фирмы является главной целью предпринимательской деятельности, основным побудительским мотивом вложений капитала[16];
– прибыль – основной критерий эффективности того или иного вида экономической деятельности;
– прибыль – основной внутренний источник инвестиционных ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, фирмы. Капитализация прибыли в новых технологиях, новых орудиях труда, новых формах организации обеспечивает концентрацию производства и сбыта товаров, рыночную устойчивость фирмы;
– прибыль хозяйствующих субъектов, перераспределенная через бюджетную и налоговую системы, аккумулируется государством и является одним из источников экономического развития в рамках национально-территориальных и отраслевых программ и проектов;
– велика роль прибыли в решении социальных задач как на отдельном предприятии, фирме, так и в масштабах общества. За счет прибыли удовлетворяются потребности персонала фирмы в отдыхе, оздоровлении, обучении, повышении квалификации в государственных бюджетных ассигнованиях на образование, здравоохранение, культуру содержится немалая доля совокупной прибыли
общества.