В таблице 3 представим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Таблица 3 - Технико-экономические показатели АО «Челябинский завод металлоконструкций»

Показатели на 30.06.2014 на 30.09.2014 на 31.12.2014 на 31.03.2015 на 30.06.2015
Объем денежных поступлений, тыс. руб.
Денежный поток, тыс. руб.
Объем реализованной продукции, тыс. руб.
Объем выпущенной продукции, тыс. руб.
Управленческие расходы, тыс. руб.
Прибыль от продаж, тыс. руб. -2493 -317 -10099
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. -2731 -855 -12255
Чистая прибыль, тыс. руб. -2331 -803 -9923
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
в т ч заказчиков, тыс. руб.
Кредиторская задолженность, тыс. руб.
в т ч перед поставщиками, тыс. руб.
Рентабельность, %  
по прибыли до налогообложения -55,70 -1,45 1,16 -24,66 28,46
продаж -50,85 -0,54 2,51 -20,32 21,45
затрат 79,40 16,28 35,02 27,11 48,48
Численность работающих
в т ч рабочих
Доля рабочих в общей численности 62,34 64,90 67,19 66,84 68,21
Производительность труда 11,44 140,81 123,16 100,49 87,65
в т ч рабочих 7,13 91,39 82,75 67,17 59,79
Фонд оплаты труда
Средняя заработная плата, тысруб 8,368 10,585 11,719 14,139 13,921
Количество и объем просроченных заказчиков
Коэффициент текучести кадров 1,125 0,065 0,1 0,138 0,119
Потери рабочего времени, ч
Продолжительность рабочей смены, ч
Количество потерянных смен за год

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что выручка от реализации продукции имеет динамику роста. Ее рост составил 58953 тыс. руб. Однако в 1 квартале 2015 года выручка снижается.

Данное снижение обусловлено снижением производительности труда за анализируемый период на 12,84 руб.

Таким образом, экономической проблемой АО «Челябинский завод металлоконструкций» является снижение производительности труда. Для выяснения обстоятельств повлекших экономическую проблему предприятия необходимо провести комплексный анализ АО «Челябинский завод металлоконструкций».

2.2 Общий анализ среды АО «ЧЗМК»

Анализ внешней среды представляет собой анализ макроокружения и непосредственного окружения, в результате которых выделяются факторы, влияющие на организацию, он на которые организация повлиять не может.

Анализ макроокружения

Макроокружение одинаково воздействует на все организации, но каждая организация принимает это воздействие по – своему. Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Поэтому для организации важно проводить анализ макроокружения. Анализ факторов внешней среды АО«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ» будет проведено с помощью STEP – анализа. STEP - анализ является аббревиатурой названия следующих факторов:[12]

-Социальных

-Технологических

-Экономических

-Политических

-Экологические

Социальная компонента. Изучение социальных факторов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, какие существуют в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.д. Социальная компонента не только влияет на другие факторы внешней среды, но и на внутреннюю среду организации. Социальная компонента проявляется очень медленно, но приводят к значительным изменениям, поэтому очень важно отслеживать их изменение.

В настоящее время уровень образование значительно растет. По сведениям Федеральной Службы Государственной статистики:[13]

-численность студентов в средних специальных учебных заведениях по сравнению с 20132/2013 учебном годом к 2013/2014 году увеличилась на 124 тыс. чел.

-Численность студентов в высших заведениях увеличилась на 94,4 тыс. человек.

Но можно сказать, что в высших учебных заведениях учится больше населения, чем в средних профессиональных, что означает рост качества жизни населения, увеличения числа высококвалифицированных сотрудников. Таким образом, данный фактор можно считать возможностью для предприятия

Также можно сказать, что отношение населения к жизни непрерывно изменяется, что сказывается на том, что люди стали хотеть работать и зарабатывать деньги, жить в достатке, вкладывать деньги в недвижимость. Жить в больших домах, постройка которых не обойдется без металлоконструкций. Уровень жизни населения вырос, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране.

Это, несомненно, говорит о том, что качество жизни населения растет,

что положительно влияет на нашу организацию. И это является возможностью для нашей организации.

Занятость населения также выросла в январе с 98, 2 в 2012 году до 98, 7 в 2013 году в %, и 66, 6 в 2014 до 66,7 в млн. чел.

В связи с ростом занятых людей и повышение качества жизни населения растет и мобильность населения, перемещения людей из одного социального статуса в другой. Это говорит о том, что все больше людей хотят работать в офисах, и пропадает желание работать на сложных и опасных производствах. Но в АО «Челябинский завод металлоконструкций» большая доля должностей связана не с офисом, а с цехами, с работойна сложном и опасном производстве. Таким образом, данный фактор является угрозой для нашей организации.

Численность населения снизилась достаточно значительно:[14]

2012 год – 142 млн. чел

2013 год – 141, 9 млн. чел.

2014 – 132, 4 млн. чел.

Можно сказать, что такая динамика численности населения негативно скажется на развитии предприятии, так как снижение численности населения неизбежно приведет к снижению притока потребителей, персонала.

Технологическая компонента. Технология – совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. В качестве внешнего факторы технология выражает уровень научно – технического развития. Анализ технологической компоненты позволяет современно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Анализ технологической компоненты можно на несколько пунктов:

1. Модернизация новой продукции

2. Возможность использовать новых технологий

3. Выпуск новой продукции.

В настоящее время наука не стоит на месте, идет постоянное усовершенствование существующих технологий. Рынок строительства металлоконструкций также не стоит на месте. Появляются новые технологии, которые помогают осуществить эти технологии. Таким образом, развитие научно – технического прогресса является, плюсом для развития нашей компании.

АО «Челябинский завод металлоконструкций» часть запчастей и комплектующих производит не самостоятельно, а покупает. Данные запчасти регулярно проходят этапы модернизации, что приводит, в общем, к модернизации существующей металлоконструкций и к появлению возможности разработки новых металлоконструкций. Разработка и внедрение новых технологий, а так же совершенствование существующих и производство новых товаров несомненно будет являться возможностью для организации.

Вследствие всего вышеперечисленного компании требуются постоянные исследования, но в этом случае сейчас в связи со сложной экономической ситуацией в стране, крупные компании могут надеяться только на самих себя, так как со стороны государства отсутствует какое – либо финансирование. Поэтому уменьшение бюджетов на НИОКР будет являться угрозой для предприятия.

Экономическая компонента. Экономическая компонента позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Руководств должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Анализ экономической компоненты должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.

При анализе экономической компоненты выделяются следующие подпункты:[15]

1.ВВП, который приходит на душу населения.

2.темпы инфляции и ставка Центробанка, стоимость привлеченных денег

3.уровень безработицы

4.действующие нормы налогообложения

5. курс валюты

6. уровень доходов населения.

7. динамика объемов строительства.

ВВП – валовой внутренний продукт, рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год в стране. ВВП показывает общую экономическую ситуацию в стране, что влияет на любое предприятие. ВВП в 2013 году составлял – 38797,2 млрд. руб. , в 2014 – 44491,4. долл. Это говорит о том, что уровень экономического развития значительно увеличился, что позитивно скажется на развитии предприятия, так строительство будет развиваться и компании будут нуждаться в строительной металлоконструкций.

Что касается строительства, то удельный вес строительства по России в ВВП снизился на 0,8 %, а валовая добавленная стоимость строительства на 326,2 млрд. руб. Это говорит о том, что в стране стали меньше строить, что негативно скажется на нашем предприятии. Объемы строительства жилья в России претерпели некоторые изменения.

Таким образом в 2013 году объемы строительства снизились на 6,7 % по сравнению с 2012 годом, а в 2014 году на 3 % по сравнению с 2013 годом. Данный фактор будет являться угрозой для АО «Челябинский завод металлоконструкций».

Инфляция – это процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег можно будет купить меньше товаров, чем ранее. Таким образом, можно сказать, что темпы инфляции также влияют на наше предприятие, если темп инфляции будут и расти, то и потребности в металлоконструкций также снизятся. Если говорить о полном годе, то темп инфляции по сравнению 2013 с 2012 годом не изменился, она составила 8, 8 %, но если говорить о начале 2014 года, то можно сказать, что темп инфляции за 1 месяц увеличился на 1 %, а на некоторые товары и на 2 %. Таким образом, такой резкий рост инфляции будет являться угрозой для предприятия.

Уровень безработицы вырос на 600 тыс.чел. Если в январе 2013 года она составляла 6, 5 млн. чел., то в январе 2014 года она составила уже 6, 8 млн. чел.

Что касается системы налогообложения то можно сказать, что усилился контроль, усложнилась система проверок, заполнения и предоставления налоговых документов, повышение государственных пошлин в 2 раза, увеличился налог на прибыль.

Также будет влиять и повышение или понижение курса валюты, так как предприятие работает не только на отечественном рынке, но и зарубежном, то в случае повышения курсы валюты наше предприятие получит выгоду, так как сможет продавать свой товар по более высоко цене. И данный фактор будет являться для нас возможностью. В России наблюдается повышение курса валюты.

Политико – правовой фактор. Данный фактор разделяется на политическую компоненту и правовую компоненту.

Политическая. Большое значение для компаний имеет политическая стабильность или нестабильность. Политические факторы необходимо изучать для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества.

В настоящее время государство все больше поддерживает малый и средний бизнес. Например, областная целевая программа развития малого и среднего бизнеса. Но государство в меньшей степени поддерживает крупные предприятия.

Государство активно поддерживает строительство жилья, что косвенно будет влиять и на АО«Челябинский завод металлоконструкций». Так как чем больше будет строиться жилья, тем больше будет спрос на металлоконструкции.[16]

В целом можно сказать, что на сегодняшний день наблюдается стабилизация политической ситуации как в регионе, так и в стране в целом.

Также на данный момент происходит ослабление роли профсоюзов. В результате опроса, проведенного в конце 2014 года ВЦИОМ, было выявлено, что «Только 41% опрошенных россиян трудоспособного возраста знает, что на его предприятии (учреждении) есть профсоюз. Три года назад таких было 49 %, в 2013 г. — 42 %. Сообщили, что профсоюза нет, 44 % опрошенных, еще 14 % затруднились ответить на этот вопрос. Профсоюз мало влияет на положение работников предприятия — так считают 35% опрошенных работников, и только 6 % считают, что такое влияние велико. В 2013 г. соотношение было 40:9»[новость о профсоюзах из интернета]. Данное положение будет представлять угрозу для предприятия, так как незнание работников о роли профсоюза может привести к отсутствию цивилизованного разрешения многих вопросов и конфликтов между организацией и работниками предприятии.

Правовая. Предполагает изучение законов и других нормативных актов, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Правовая среда постоянно изменяется, меняется очень быстро, регулярно принимаются новые законы и изменяются существующие, поэтому любой организации с изменением законов и принятием новых необходимо и изменять свою деятельность. И, как правило, с принятием нового закона или изменения существующего, нормы все больше ужесточаются.

Также изменился федеральный закон «о персональных данных», ужесточились меры антимонопольной политики, произошли изменения в законодательстве, касающиеся акционерных обществ и др.

Таким образом, такая динамика сменяемости существующих законов и повышение требований со стороны государственных учреждений, отрицательно скажется на нашей организации, так усложнятся многие процедуры на предприятии.

Экологический фактор оказывает незначительное влияние на работу предприятия, так как особо вредных отходов производства нет, а те отходы которые имеет организация в процессе производства вывозятся предприятием ИП Безносов, с которым заключен договор на вывоз КГО.

На основе проведенного анализа макроокружения было выявлено, что число угроз и возможностей примерно равно. Таким образом, макросреда оказывает на предприятие как положительное влияние, так и отрицательное. Но на предприятие оказывают не только макроокружение, но и непосредственное окружение.

Таблица 2 - STEP – анализ АО «Челябинский завод металлоконструкций»

Политико – правовая компонента Экономическая компонента
· Поддержка государства в строительстве жилья · Отсутствие государственной поддержки крупного бизнеса. · Динамичное принятие новых законов и изменение существующих, что приводит к ужесточению старых законов и усложнению процедур в организации. · Ослабление роли профсоюзов.   · Снижение ВВП · Снижение удельного веса строительства в ВВП (снижение валовой добавленной стоимости на строительство) · Рост ставки рефинансирования Центробанка · Увеличение уровня безработицы · Увеличение темпов инфляции на потребительском рынке в начале года. · Нестабильность курса валюты
Социальная компонента Технологическая компонента.
· Рост уровня образования, учащихся в учебных заведениях. · Снижение уровня жизни населения · Снижение уровня занятых. · Снижение численности населения · Рост социальной мобильности людей. · Развитие НТП. · Уменьшение бюджетов на НИОКР со стороны государства.

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Необходимо обратить внимание на: наличие на этом рынке кадров необходимой квалификации и специальности

В настоящее время основной тенденцией не только в Челябинской области, но и во всей России стало получение образования, но на сегодняшний момент в Челябинской области немного учреждений, которые бы выпускали на настоящий момент кадры необходимой квалификации, что затрудняет поиск квалифицированных кадров. (Высококвалифицированный труд и Инженерные специальности). Например, такие как инженер по вентиляции, энергетики и т.д. На сегодняшний день специалистов подобных специальностей выпускает лишь Южно – Уральский государственный университет. Этот дефицит является угрозой для предприятия. Низко квалифицированный труд и специалисты, не связанные с направленностью производства (менеджеры, экономисты, бухгалтеры и т.д.) на рынке труда в достаточном количестве, так как существует много образовательных учреждений, выпускающих специалистов необходимых квалификаций и специальностей, а низко квалифицированный труд не требует определенной специальности, а такого труда на рынке всегда достаточно. Что является возможностью для предприятия.

Таким образом, основное влияние внешней среды на работу организации является зависимость от поставщиков и от заказчиков. То есть стоимость приобретаемых материальных ресурсов, которые необходимы при производстве металлоконструкций может быть высокой, в связи, с чем увеличится себестоимость продукции и соответственно снизится прибыль. Зависимость от заказчиков также влияет на экономическое состояние предприятия, в частности на размер выручки. Заниженные цены на металлоконструкции при их реализации также снижает доходность организации, то есть АО «Челябинский завод металлоконструкций» не окупает свои расходы.

Внутренняя среда организации – часть общей среды, которая находится в пределах организации и оказывает самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Проведем анализ финансово – экономических показателей предприятия по следующим направлениям:[17]

1. Производственный срез.

2. Финансовый срез.

3. Кадровый срез.

4. Организационный срез.

5. Маркетинговый срез.

Производственный срез.

Но, несмотря на положительные стороны предприятия, описанные выше, на заводе увеличивается число бракованной продукции. По сравнению с первым полугодием 2014 года процент бракованных изделий вырос почти вдвое.

Финансовый срез.

В таблице 4 представим доходную часть предприятия и денежные потоки предприятия.

Таблица 4 – Доходы и денежные потоки АО «Челябинский завод металлоконструкций», тыс. руб.

Показатели на 30.06.2014 на 30.09.2014 на 31.12.2014 на 31.03.2015 на 30.06.2015
Объем денежных поступлений
Денежный поток
Объем реализованной продукции
Прибыль от продаж -2493 -317 -10099
Прибыль до налогообложения -2731 -855 -12255
Чистая прибыль -2331 -803 -9923

Данные таблицы 6 показывают, что денежный поток на 30.06.2015 снижается, начиная с 1 квартала 2015 года. Показатели прибыли имеют тенденцию роста.

Сильное снижение прибыли наблюдается в 1 квартале 2015 (-9923) тыс. руб. Однако во втором квартале 2015 года предприятие получает прибыль в сумме 11447 тыс. руб., но при этом необходимо покрытие убытков 1 квартала 2015 года.

В таблице 5 представим динамику дебиторской и кредиторской задолженности.

Таблица 5 –Дебиторская и кредиторская задолженности, тыс. руб.

Показатели на 30.06.2014 на 30.09.2014 на 31.12.2014 на 31.03.2015 на 30.06.2015
Дебиторская задолженность
Кредиторская задолженность

Положительным моментом в рассматриваемой таблице 13 является снижение дебиторской задолженности предприятия, то есть работа с заказчиками ведется своевременно.

Рост кредиторской задолженности на отчетную дату значительно увеличивается, что говорит о повышении обязательств АО «Челябинский завод металлоконструкций». Это является отрицательным моментом работы предприятия.

Если рассматривать соотношения дебиторской и кредиторской задолженности на отчетную дату, то можно сделать вывод, что дебиторская задолженность составляет лишь 6,6% (8027/121838*100) в кредиторской задолженности.

Таким образом, покрытие обязательств с помощью дебиторов возможно только на 6%.

Рентабельность работы предприятия представим в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели рентабельности, %

Показатели на 30.06.2014 на 30.09.2014 на 31.12.2014 на 31.03.2015 на 30.06.2015
по прибыли до налогообложения -55,70 -1,45 1,16 -24,66 28,46
продаж -50,85 -0,54 2,51 -20,32 21,45
затрат 79,40 16,28 35,02 27,11 48,48

Рассматривая данные таблицы 6 видим, что рентабельность по прибыли увеличивается на отчетную дату, что является положительным моментов в работе предприятия. Значительное ее снижение наблюдалось в 1 квартале 2015 года.

Кадровый срез. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевремен­ность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, меха­низмов и как результат - объем производ­ства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

В таблице 6 представим показатели труда АО «Челябинский завод металлоконструкций»

Таблица 6 – Показатели труда

Показатели на 30.06.2014 на 30.09.2014 на 31.12.2014 на 31.03.2015 на 30.06.2015
Численность работающих, чел.

Продолжение таблицы 6

Доля рабочих в общей численности, % 62,34 64,90 67,19 66,84 68,21
Производительность труда, руб. 11,44 140,81 123,16 100,49 87,65
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
Средняя заработная плата, тыс. руб. 8,368 10,585 11,719 14,139 13,921
Количество и объем просроченных заказчиков, тыс. руб.
Коэффициент текучести кадров 1,125 0,065 0,1 0,138 0,119
Потери рабочего времени, час
Продолжительность рабочей смены, час
Количество потерянных смен за год

Рост средней заработной платы является непропорциональным росту работников предприятия, особенно это заметно в 1 и 2 квартале 2015 года, когда рост численности происходит, а средняя заработная плата снижается.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. В силу отсутствия в составе предприятия маркетинговой службы исследования и работы в данном направлении не проводятся.

Таким образом, из проведенного анализа сильных и слабых сторон организации составим матрицу SWOT.

Экономическая проблема – низкая производительность труда предприятия, что непосредственно влияет на показатель доходности предприятия, в частности, на выручку, которая имеет тенденцию к снижению во втором квартале 2015 года.

Таблица 7 – Общая матрица SWOT – АО «Челябинский завод металлоконструкций»

  Возможности 1. Стабильный рост спроса на продукцию. 2. Освоение новых географических рынков. 3. Устойчивые отношения с органами власти. 4. Использование новых технологий при производстве металлоконструкций.   Угрозы 1. Увеличение темпов инфляции на потребительском рынке в начале года. 2. Усиление контроля со стороны налоговых органов. 3. Снижение численности населения 4. Высокая зависимость от поставщиков; 5. Высокая степень зависимости от покупателей; 6. Большое количество конкурентов по России в производстве металлоконструкций; a. Ограниченное количество инженеров
Сильные стороны 1. Широкий спектр продукции; 2. Своевременные поставки комплектующих и высокое качество поставляемых материалов; 3. Модернизация производства; 4. Обновление оборудования Поле СИВ Ø 1 – 1 Ø Поле СИУ Ø 3 – 6 Ø
Слабые стороны 1. Снижение объемов производства; 2. Увеличение числа бракованной продукции; 3. Снижение выручки; 4. Рост себестоимости продукции; 5.Снижение производительности труда Поле СЛВ Ø 1 – 2   Поле СЛУ Ø 5 – 1  

1-1 – Лидерство на рынке металлоконструкций поможет использовать такую возможность, как стабильный рост спроса на металлоконструкции.

3-4 – Модернизация производства поможет преодолеть такую угрозу, как большое количество конкурентов на рынке.

1-2 – такая слабая сторона, как «Снижение объемов производства из-за снижения спроса может быть нивелирована возможностью «освоения новых географических рынков».

7-5 – такая слабая сторона, как «снижение производительности труда» может усугубить положение компании, т.к. существует такая угроза, как « Увеличение числа бракованной продукции»


Наши рекомендации