Централизованная и децентрализованная системы обработки информации. Преимущества и недостатки

К настоящему времени сложились две основные формы организации обработки информации - централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованная обработка информации базируется на сосредоточении вычислительных ресурсов информационных систем в едином центре, которые обрабатывают в нем информацию, а затем передают полученный результат пользователям.

К преимуществам централизованной модели обработки информации можно отнести:

• наличие сильного контроль за информационной системой, ее обслуживанием,

• наличие информационных ресурсов, расположенных в одном месте в компании, что влечет за собой снижение затраты на их создание, обслуживание,

• упрощение настройки безопасности для доступа к данным, расположенным в одном месте,

• наличие опытных и квалифицированных специалистов для работы с информационной системой в центральном вычислительном центре,

• наличие более управляемого процесса управления большими объемами информации,

• легкость консолидации и стандартизации данных в соответствии с корпоративными регламентами работы с данными

• легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии обработки информации.

Недостатки централизованной организации информационной системы заключаются в следующем:

• функции информационной системы должны появляться из реальных потребностей бизнеса, а не из задач саморазвития информационной системы,

• информационные услуги не нацелены на персональное обслуживание. Пользователи рассматриваются как покупатели услуг, отсюда - ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации,

• большие трудности в планировании информационных услуг использования информационных ресурсов,

• ограничена ответственность и мотивация персонала информационной системы, что не способствует оперативному получению информации пользователем.

Централизованный подход к организации информационной системы лучше всего применять, если:

• существует необходимость полного контроля за информационной системой,

• организация мала,

• в информационной системе используются очень дорогие ресурсы либо использование ресурсов ограничено,

• различные подразделения организации имеют похожие или одинаковые потребности, используются похожие операции;

• имеет место монолитная организация с централизованным автократическим подходом к управлению,

• централизация является жизненной необходимостью.

Децентрализация обработки информации предполагает реализацию функциональных подсистем и осуществление обработки информации непосредственно на рабочих местах.

Преимуществами децентрализованной организации информационной системы являются:

• информационные системы более интегрированы с бизнесом и лучше отвечают деловым потребностям, данные расположены близко к пользователям, пользователи хорошо понимают информацию,

• гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя, у пользователей гораздо больше автономии,

• уменьшаются телекоммуникационные затраты,

• системы меньше и проще, поэтому ими проще управлять, создавать и поддерживать, уменьшается централизованный контроль,

• цели использования ресурсов и усилий могут быть тщательно продуманы,

• усиление ответственности низшего звена сотрудников.

Недостатки децентрализованной системы обработки информации заключаются в следующем:

• происходит дублирование ресурсов,

• есть вероятность в неэффективном использовании информационных ресурсов,

• существуют большие проблемы с совместимостью и стандартизацией ресурсов из-за большого числа уникальных форматов хранения данных,

• существуют проблемы в управлении системами и прожектами между подразделениями, доступом к одним и тем же ресурсам из различных подразделений,

• возникает дисбаланс в развитии уровня информационной культуры и уровня автоматизации в разных подразделениях,

Децентрализованный подход к организации информационной системы лучше всего применять, если:

• организация значительна по размерам,

• децентрализация поддерживается органами управления,

• существует потребность в скорости и гибкости информационного обслуживания,

• применяются различные операции, сервис уникален для каждой части организации и должен контролироваться этим подразделением,

• имеет место организация с заданными подразделениями, в которой активно используют мотивацию сотрудников и подразделений, делегирование полномочий,

• имеется связь между производительностью и децентрализацией.

В качестве гибрида этих двух способов организации обработки информации в компании используют частично децентрализованный подход. В этом случае имеется и мощный вычислительный центр (общая стратегия, обучение, помощь, стандарты и политика применения программных и технических средств), и локальные вычислительные ресурсы, объединенные в сеть.

Наши рекомендации