Централизованная и децентрализованная системы обработки информации. Преимущества и недостатки
К настоящему времени сложились две основные формы организации обработки информации - централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованная обработка информации базируется на сосредоточении вычислительных ресурсов информационных систем в едином центре, которые обрабатывают в нем информацию, а затем передают полученный результат пользователям.
К преимуществам централизованной модели обработки информации можно отнести:
• наличие сильного контроль за информационной системой, ее обслуживанием,
• наличие информационных ресурсов, расположенных в одном месте в компании, что влечет за собой снижение затраты на их создание, обслуживание,
• упрощение настройки безопасности для доступа к данным, расположенным в одном месте,
• наличие опытных и квалифицированных специалистов для работы с информационной системой в центральном вычислительном центре,
• наличие более управляемого процесса управления большими объемами информации,
• легкость консолидации и стандартизации данных в соответствии с корпоративными регламентами работы с данными
• легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии обработки информации.
Недостатки централизованной организации информационной системы заключаются в следующем:
• функции информационной системы должны появляться из реальных потребностей бизнеса, а не из задач саморазвития информационной системы,
• информационные услуги не нацелены на персональное обслуживание. Пользователи рассматриваются как покупатели услуг, отсюда - ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации,
• большие трудности в планировании информационных услуг использования информационных ресурсов,
• ограничена ответственность и мотивация персонала информационной системы, что не способствует оперативному получению информации пользователем.
Централизованный подход к организации информационной системы лучше всего применять, если:
• существует необходимость полного контроля за информационной системой,
• организация мала,
• в информационной системе используются очень дорогие ресурсы либо использование ресурсов ограничено,
• различные подразделения организации имеют похожие или одинаковые потребности, используются похожие операции;
• имеет место монолитная организация с централизованным автократическим подходом к управлению,
• централизация является жизненной необходимостью.
Децентрализация обработки информации предполагает реализацию функциональных подсистем и осуществление обработки информации непосредственно на рабочих местах.
Преимуществами децентрализованной организации информационной системы являются:
• информационные системы более интегрированы с бизнесом и лучше отвечают деловым потребностям, данные расположены близко к пользователям, пользователи хорошо понимают информацию,
• гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя, у пользователей гораздо больше автономии,
• уменьшаются телекоммуникационные затраты,
• системы меньше и проще, поэтому ими проще управлять, создавать и поддерживать, уменьшается централизованный контроль,
• цели использования ресурсов и усилий могут быть тщательно продуманы,
• усиление ответственности низшего звена сотрудников.
Недостатки децентрализованной системы обработки информации заключаются в следующем:
• происходит дублирование ресурсов,
• есть вероятность в неэффективном использовании информационных ресурсов,
• существуют большие проблемы с совместимостью и стандартизацией ресурсов из-за большого числа уникальных форматов хранения данных,
• существуют проблемы в управлении системами и прожектами между подразделениями, доступом к одним и тем же ресурсам из различных подразделений,
• возникает дисбаланс в развитии уровня информационной культуры и уровня автоматизации в разных подразделениях,
Децентрализованный подход к организации информационной системы лучше всего применять, если:
• организация значительна по размерам,
• децентрализация поддерживается органами управления,
• существует потребность в скорости и гибкости информационного обслуживания,
• применяются различные операции, сервис уникален для каждой части организации и должен контролироваться этим подразделением,
• имеет место организация с заданными подразделениями, в которой активно используют мотивацию сотрудников и подразделений, делегирование полномочий,
• имеется связь между производительностью и децентрализацией.
В качестве гибрида этих двух способов организации обработки информации в компании используют частично децентрализованный подход. В этом случае имеется и мощный вычислительный центр (общая стратегия, обучение, помощь, стандарты и политика применения программных и технических средств), и локальные вычислительные ресурсы, объединенные в сеть.