Задачи и проблемы информационного менеджмента
Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях, для достижения поставленных перед предприятием целей.
К общим задачам информационного менеджмента относятся:
• анализ информационных потребностей управленческого персонала организации в процессе принятия управленческих решений,
• анализ источников информации для покрытия потребностей,
• обоснование требований к построению информационных систем и организация в них процессов поиска, обработки и распределения информации,
• разработка диалоговых моделей принятия решений (наличие человека в системе обработки информации позволяет отказываться от необходимости решения ряда управленческих задач),
• управление системой информационного обслуживания в организации,
• управление предприятием индустрии информатики,
• управление кадрами,
• управление информационными ресурсами в стране и вне ее.
Распределение задач информационного менеджмента по уровням и сферам экономики показано на рис. 1.2.
Существуют два основных направления ИМ:
Первое направление ИМ рассматривает вопросы применения информационных технологий в целях решения общих задач менеджмента отдельных организаций. Для этого направления на первом месте стоит менеджмент, а ИС играют роль технического обслуживания, вспомогательной функции. Здесь рассматриваются вопросы применения информационных технологий для решения отдельных локальных задач менеджмента (финансового менеджмента, менеджмента персонала, производственного менеджмента, инвестиционного менеджмента и др.):
· классификация ИС для бизнеса по функциональному признаку;
· анализ готовых решений в области ИС, критерии выбора готовых ИС;
· проблемы внедрений готовых систем;
· вопрос подготовки персонала компании к внедрению ИТ и т.д.
Конкретно данное направление ИМ рассматривает управляющие информационные системы и все вопросы, связанные с их созданием, внедрением и эксплуатацией.
Рисунок 1.2 – Распределение задач информационного менеджмента
Второе направление ИМ рассматривает вопросы и задачи управления и развития ИС, является более глобальным и в большей степени отражает позицию специалистов области ИС. Здесь рассматриваются вопросы информационного обеспечения различных отраслей деятельности человека. Под информационным обеспечением здесь понимается вся совокупность данных и подсистем обработки информации внутри объекта. При этом рассматриваются как внешние по отношению к объекту информационные подсистемы, так и внутренние.
Оба направления ИМ имеют много общего. Однако, второе направление ИМ является более системным и позволяет объединить весь комплекс задач применении ИТ для решения задач управления предприятиями и организациями.
В данном конспекте проблемы и задачи ИМ рассматриваются именно с точки зрения второго направления, а именно с точки зрения специалистов области ИТ.
Под информационным менеджментом будем понимать весь комплекс вопросов, связанных с управлением информационными системами (ИС) различных сфер и уровней управления.
Основные направления информационного менеджмента:
1) управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненного цикла;
2) стратегическое развитие ИС;
3) маркетинг ИС.
Перечень задач ИМ составляет основное содержание ИМ в рамках рассмотрения второго направления ИМ.
1. Формирование технологической среды информационной системы.
2. Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания.
3. Планирование в среде информационной системы.
4. Формирование организационной структуры ИС.
5. Использование и эксплуатация информационных систем;
6. Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
7. Управление персоналом в сфере информатизации.
8. Управление финансами в сфере информатизации.
9. Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.
Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.
Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации.
Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продукта» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к знаниям, релевантным внутренним решениям.
Сотрудник, который занимается планированием в области ИС, принимает решения об архитектуре и структуре системы, занимается вопросами организации внедрения, эксплуатации и сопровождения АИС, в общем, тех задач, которые выделены в задачи ИМ – это именно менеджер информационных систем. Для эффективного выполнения функций менеджмента он не должен брать на себя вопросы технического обслуживания и программирования.
Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сферы, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная деятельность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
1.4 Значение и роль информационного менеджмента в
современном обществе
Развитие цивилизованных стран происходит в направлении создания информационного общества, т. е. общества, в котором большинство работающих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации, прежде всего в ее высшей форме – форме знаний.
Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфере деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения развивается производство средств информатизации.
В настоящее время информация превратилась в один из важнейших ресурсов предприятия. От качества данного ресурса и эффективности его использования во многом зависит и эффективность, и жизнеспособность предприятия в целом. В этом лежит причина важности роли информационного менеджмента в современных условиях.
Еще один момент связан с проблемами, возникающими при внедрении ИС. Основные из них – это:
1) дополнительная нагрузка для персонала в процессе внедрения, так как какое-то время приходится вести как новую, так и старую информационные технологии;
2) изменение функциональных обязанностей лиц, принимающих решения в системе управления, вследствие внедрения информационных технологий. В результате у них либо появляются дополнительные обязанности (оптимистический вариант), либо они сокращаются, что вызывает увольнение сотрудников (пессимистический вариант).
Распределение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников влияет, с одной стороны, на создание рабочих мест, а с другой, – на разработку структуры ИС и ее соответствие структуре управления. Эти вопросы неразрывно связаны с решением стратегической задачи выбора критерия выделения структурных элементов ИС и глубины их детализации. Данная проблема существовала на протяжении всей истории автоматизации объектов управления и остается актуальной и в настоящее время.