Понятие информационного менеджмента
Информационный менеджмент (далее ИМ) является новой, развивающейся отраслью знания. ИМ возник на стыке дисциплин отрасли информационных технологий (далее ИТ или IT) и практического менеджмента в результате решения задач управления информационными системами (далее ИС) предприятий и организаций.
.Управление социально-экономическими системами, в том числе – производственными получило название «менеджмент» (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»).
Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии.
В общем случае за понятием «менеджмент» скрывается совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В управленческой науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того, что есть «информационный менеджмент».
1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный, информационный).
2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его специфические особенности.
3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более правильному пониманию сути информационного менеджмента.
Принято трактовать «информационный менеджмент» в узком и широком смысле.
В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства». Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Документирование означает создание документа, процесс подготовки официального документа.
«Информационный менеджмент» – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
1. информация - комплексная категория, то есть информация - условие и средство делового общения,
2. информация средство доведения до общества сведений об организации; информация - источник сведений о внешней среде; информация - товар.
3. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
4. информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
5. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации.
Вот несколько взглядов на понятие информационного менеджмента.
«Информационный менеджмент» – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
«Информационный менеджмент» – управление информационными ресурсами, обработка информации, предшествующая принятию решения.
«Информационный менеджмент» – совокупность информационных систем и методов для управления и применения в определенной сфере экономике (производственная, финансовая сферы и др.).
Цель информационного менеджмента: повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).С другой стороны цель информационного менеджмента – информационная поддержка выработки управленческих решений.
Информационный менеджмент может рассматриваться как совокупность информационных систем и методов для управления и применения в определенной сфере экономике (производственная, финансовая сферы и др.).
Организация – это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает, получая «продукт».
В соответствии с определениями понятии система, любой экономический объект можно рассматривать как систему. Управление – это важнейшая функция, без которой не мыслима никакая целенаправленная деятельность экономического объекта.
Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также с обменом информацией системы и окружением. Таким образом, в системе управления всегда присутствует информационный контур, который включает в себя: объект управления, орган управления, информация об управляемом процессе, управляющие воздействия.
Вся структура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационными потоками, является информационной системой.
Информационная система (ИС) включает всю инфраструктуру организации, задействованную в процессе управления всеми информационными, документальными потоками.
В основе любой информационной системы лежит информационная модель – подмножество бизнес-модели, описывающее все существующие (документарные и недокументарные) информационные потоки на предприятии, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех видов информации.
«Информационная система» (далее ИС) состоит из источника информации, аппаратной части ИС, программной части ИС, потребителя информации.
Под понятием «информационные технологии» (ИТ, от англ. information technology, IT) будем понимать широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Таким образом, несложно выявить соотношения между этими двумя понятиями – «информационная система» и «информационная технология».
ИТ реализуется в рамках ИС. ИТ – это способ преобразования информации. В ИС может быть использовано много ИТ. ИС в конкретной организации является средой для реализации конкретной технологии.
Однако, данная ИТ может существовать вне конкретной ИС. Для выполнения какого-разового вида работ может быть использована некая ИТ, совершенно не связанная с ИС конкретной организации. Например, при проведении конференции на базе любой организации могут использоваться ИТ обработки текстов и визуализации докладов (проектор, слады). Указанные ИТ не являются частью ИС организации и реализуются вне ИС.
Таким образом, ИТ как понятие является более широким. ИС всегда рассматривается для конкретной организации (или типа организации), и всегда связана со структурой организации и особенностями ее функционирования. Для рассмотрения проблем управления ИС (информационного менеджмента) нужно представлять, как ИС связаны со структурой организации и оказывают влияние на функционирование организации. Взаимосвязь между функциональными составляющими организации удобно изобразить схематически (рис.1.1.).
Изменение технологии внутри организации (в том числе ИТ) оказывает влияние на другие функциональные составляющие организации. Это же относится и к другим функциональным составляющим.
Рисунок 1.1 – Взаимосвязь между функциональными составляющими организации
Можно привести и условную формулу информационного менеджмента:
= +
Так как информационные системы стали очень сложными, – появляется второе слагаемое «Менеджмент информационных систем», т.е. появляется необходимость управления этими системами.
Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуатации и развития ИС предприятия.