Анализ конкурентоспособности различных объектов.
1. Метод, использующий для определения КС организации оценку товара (услуги).КС производителя тем выше, чем выше КС его продукции. Показатель КС товара – соотношение цены и качества. КС товара определяется: качественными, экономическими, организационно-коммерческими показателями.
А) Качественные показатели КС – свойство товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную общественную потребность. Качественные показатели делятся на:
- классификационные: характеризуют принадлежность изделия к определенной группе в выбранной системе классификации, а также назначение, области применения и условия использования данного товара;
- оценочные: количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара;
- регламентируемые: характеризуют патентную чистоту товаров, определяют требования к сертификации и соответствие определенным стандартам и законодательству.
Б) Экономические показатели: полные затраты потребителя и издержки, связанные с их эксплуатацией.
В) Организационно-коммерческие: раскрывают преимущества и недостатки в уровне КС товара по характеру и качеству исследований рынка, запросов конечных потребителей, рекламы, стимулированию продаж.
Оценка уровня КС продукции проводится параметрическим методом: основан на учете регламентируемых, качественных и экономических показателей. Учет регламентируемых показателей обеспечивается введением индекса: 1 – товар соответствует нормам, 0 – нет. Групповой индекс по всем регламентируемым показателям – произведение единичных показателей. Оценка качественных и экономических показателей делается относительно базового образца. Расчет комплексного показателя КС производится на основе групповых показателей по всем показателям. КС предприятия определяется с учетом весомости товаров, производимым предприятием, и рынков, на которых оно реализуется.
2. Модель «Новая организация» - ориентирован на оценку КС при выходе организации на рынок. Последовательность модели:
1. Определяется насколько сильна конкурентная борьба в данном регионе в данной отрасли по индексу Херфиндаля-Хиршмана. Он может принимать значения 1 – в регионе есть один конкурент, и 0 – отсутствие конкурентов у организации в данной регионе. Чем ниже значение индекса, тем более благоприятен данный регион для появления в нем новой организации.
2. Определяются внешние факторы КС организации (прямые и косвенные).
3. Определяются внутренние факторы КС организации.
4. Методом экспертных оценок оценивается влияние этих факторов.
5. По результатам рассчитываются 4 показателя:
- Вд – суммарное влияние факторов внешней среды долгосрочное
- Вк - суммарное влияние факторов внешней среды краткосрочное
- Внд - суммарное влияние факторов внутренней среды долгосрочное
- Внк - суммарное влияние факторов внутренней среды краткосрочное
6. Сопоставив эти факторы по периодам, получим коэффициенты краткосрочной (Кк=Внк/Вк) и долгосрочной (Кд=Внд/Вд) КС организации.
3. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.Наиболее КС являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка 4 групповых показателей и критериев КС: Эффективность производственной деятельности предприятия, финансовое положение предприятия, эффективность организации сбыта и продвижения товара, КС товара.
4. Методика оценки КС предприятия по отдельным элементам маркетинга. Производится оценка по продукту и цене с учетом общефинансовых коэффициентов.
А) определение КС предприятия по продукту:
- коэффициент рыночной доли: объем продаж продукта/общий объем продаж продукта на рынке.
- коэффициент изменения объема продаж: объем продаж на конец отчетного периода/ объем продаж на начало отчетного периода
- коэффициент уровня цен: (макс Ц товара на рынке+мин Ц на рынке)/Ц установленная предприятием
Б) для определения КС предприятия в целом – произведение двух коэф:
- коэф общей ликвидности: фактическая стоимость оборотных средств/наиболее срочным обязательствам фирмы
- коэф обеспеченности собственными средствами: (объемы источников собственных средств – фактическая стоимость ОС)/фактическая стоимость оборотных средств
Далее идентифицируются наиболее опасные конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ и устанавливается их роль в конкурентной борьбе. Каждой группе конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке:
- рыночные лидеры – коэф КС 9,1-1
- рыночные претенденты – коэф КС 3,1-9
- рыночные последователи – коэф 1-3
- фирмы, действующие в рыночной нише – -0,99- -6,9
- банкроты - -7 – -10