Выявление заинтересованных сторон

Определение заинтересованных сторон при планировании деятельности социального предприятия представляет собой процесс выявления всех людей и организаций, на которые будет оказывать влияние деятельность СП, а также определение степени их заинтересованности, вовлеченности и влияния на успех деятельности предприятия.

По определению, данному Э. Фрименом в работе «Стратегическое управление: роль заинтересованных сторон», 1984 г., заинтересованными сторонами могут считаться любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений».

Заинтересованные стороны – это лица и организации, например, клиенты и потребители, собственники, инвесторы, работники, партнеры, местные сообщества, государство и др., которые активно участвуют в деятельности предприятия, или интересы которых в рамках этой деятельности могут быть затронуты как положительно, так и отрицательно.

Для успеха предприятия критически важно определить заинтересованные стороны на ранней стадии планирования, а также проанализировать области их интересов, ожиданий и уровни важности и влияния. Затем для максимизации положительного влияния и снижения потенциальных отрицательных последствий можно разработать стратегию индивидуального подхода к каждой заинтересованной стороне и определения уровня и сроков ее вовлеченности в деятельность СП. Оценка и соответствующая стратегия должны периодически пересматриваться в ходе работы СП с целью их адаптации к потенциальным изменениям.

У большинства организаций, действующих в условиях рыночной экономики, имеется большое число заинтересованных сторон. Поскольку трудозатраты всегда необходимо сводить к эффективному минимуму, заинтересованные стороны проекта должны быть классифицированы в соответствии с их интересами, влиянием и вовлеченностью в проект, что позволит социальному предпринимателю сконцентрироваться исключительно на взаимоотношениях, необходимых для обеспечения успеха работы социального предприятия. К тому же, это создаст базу для формирования партнерств и альянсов, что часто является одним из ключевых факторов успеха СП.

Очень емкую классификацию возможных заинтересованных сторон предприятия и их потенциального вклада в деятельность компании дали в своей книге «Переосмысление корпорации: менеджмент заинтересованных сторон и организационное богатство» исследователи Дж. Пост, Л. Престон и С. Сакс, 2002.

Таблица 2. Вклад заинтересованных сторон в организационное богатство. Источник [Post, Preston, Sachs, 2002, p. 47]

Заинтересованные стороны Вклад
Инвесторы: акционеры / кредиторы · Обеспечение капиталом и/или кредитом · Повышение статуса организации на финансовом рынке (снижение издержек заимствований и соответствующих рисков)
Работники · Развитие специфического человеческого капитала · Командная работа и процедуры и процессы, основанные на взаимопонимании и доверии · Сотрудничество в работе
Профессиональные союзы · Стабильность рабочей силы и разрешение конфликтов
Покупатели / пользователи · Лояльность к брэнду и репутация брэнда · Повторяющиеся / связанные покупки · Сотрудничество при выявлении, анализе и решении проблем
Ассоциации поставщиков · Сетевая эффективность · Сотрудничество в продвижении процессов и технологий, снижающих издержки
Партнеры по совместным предприятиям и ассоциациям · Стратегические ресурсы и возможности · Варианты для будущего развития (результаты НИОКР, технологии и пр.)
Местные сообщества и граждане · Взаимная поддержка и взаимное приспособление · Муниципальные услуги · Лицензия на осуществление деятельности
Правительство (государство) · Макроэкономическая и социальная политика · Отношения, связанные с поддержкой политиков
Регулирующие агентства · Легализация специфических характеристик продуктов/услуг и уровней их качества · Репутация законопослушности, честности и качества
Общественные организации · Конструктивное сотрудничество · Благосклонное общественное мнение · Добровольно принимаемые стандарты (ISO 9000, Глобальный договор ООН и пр.)


Анализ заинтересованных сторон, как правило, выполняется в соответствии с описанными ниже шагами:

Шаг 1: Составить список всех потенциальных заинтересованных сторон деятельности СП и существенную информацию о характере и уровне их заинтересованности. На этом этапе может помочь привлечение внешних экспертов из отраслевых объединений или профессиональных и технических ассоциаций. Экспертная оценка может быть получена с помощью индивидуальных консультаций (личных встреч, интервью и т. д.) или с помощью обсуждений в формате группы экспертов (целевые группы, опросы и т. д.).

Шаг 2: Определить степень потенциального влияния или поддержки, которые может оказать каждая из заинтересованных сторон на деятельность СП, и классифицировать их таким образом, чтобы можно было определить подход к ним. При большом количестве заинтересованных сторон проекта важно уделять первостепенное внимание ключевым заинтересованным сторонам, чтобы эффективно прилагать усилия для осуществления коммуникаций с заинтересованными сторонами и управления их ожиданиями. Существуют различные модели классификации, которые включают в себя, среди прочего:

· матрицу власти/интересов, группирующую заинтересованные стороны на основе их уровней полномочий («власти») и уровней заинтересованности («интереса») в результатах проекта;

· матрицу власти/влияния, группирующую заинтересованные стороны проекта на основе их уровней полномочий («власти») и активного участия («влияния») в проекте;

· матрицу влияния/воздействия, группирующую заинтересованные стороны проекта на основе их активного участия («влияния») в проекте и их способности вносить изменения в планирование или исполнение проекта («воздействия»); и

· модель особенностей, описывающую классы заинтересованных сторон проекта в зависимости от их уровня власти (способности навязывать свою волю), настойчивости (необходимости в немедленных действиях) и законности (их участие является неотъемлемым).

На рис. 1 приведен пример матрицы власти/интересов, где точки А-Н обозначают расположение некоторых заинтересованных сторон.

Выявление заинтересованных сторон - student2.ru

Рис. 1. Пример матрицы власти/интересов с нанесенными заинтересованными сторонами

Шаг 3:Оценить, каким образом ключевые заинтересованные стороны скорее всего будут реагировать или действовать в разнообразных ситуациях, для того чтобы спланировать, как повлиять на них с целью усиления их поддержки и сокращения потенциальных отрицательных влияний.

Результатом определения заинтересованных сторон проекта является Реестр заинтересованных сторон. В нем содержатся все детали, связанные с определением заинтересованных сторон проекта, которые включают в себя, среди прочего:

Идентификационную информацию:ФИО, должность (для физических лиц), название, организационно-правовая форма и собственники (для юридических лиц), местоположение, роль в деятельности СП, контактная информация;

Оценочную информацию:основные требования и ожидания, потенциальное влияние на деятельность СП, наиболее интересующая фаза в жизненном цикле предприятия; и

Классификацию заинтересованных сторон проекта:внутренние/внешние, поддерживают/ нейтральны/сопротивляются и т. д.

Стратегия управления заинтересованными сторонами определяет подход, позволяющий усилить поддержку заинтересованных сторон и минимизировать их негативное влияние в течение всего жизненного цикла предприятия. Она включает в себя такие элементы, как:

• ключевые заинтересованные стороны проекта, которые могут оказывать на него значительное влияние;

• желаемый уровень участия в проекте для каждой определенной заинтересованной стороны проекта; и

• группы заинтересованных сторон проекта и управление ими (как группами).

Наиболее распространенным способом представления стратегии управления заинтересованными сторонами проекта является матрица анализа заинтересованных сторон проекта. На рис. 2 приведен пример пустой матрицы с названиями колонок.

Рис. 2. Пример матрицы анализа заинтересованных сторон проекта

Заинтересован-ная сторона Интерес(ы) заинтересованной стороны Оценка влияния Потенциальные стратегии для обеспечения поддержки или сокращения числа препятствий
       

На стадии разработки идеи ключевой задачей анализа заинтересованных сторон становится как выявление тех, кто заинтересован в решении проблемы и может участвовать или помочь в разработке и тестировании идеи / прототипа товара или услуги тем самым снизить расходы предпринимателя и ускорить процесс разработки продукта.

Наши рекомендации