Использование патентных прав
Владелец патента может использовать его самостоятельно, но может и заключить договор об отчуждении исключительного права(ст. 1234 ГК РФ), т.е. продать, обменять или подарить все права, вытекающие из патента. Он может также предоставить за плату или бесплатно лицензию (ст. 1235 ГК РФ) на использование патентных прав на определенной территории и на определенный срок для указанных в лицензионном договоре видов введения в хозяйственный оборот продукта, созданного с использованием изобретения или другого объекта промышленной собственности: производство товаров и услуг, хранение и продажа товаров, их ввоз из-за рубежа и т.д.
Патент действует только на территории той страны, патентное ведомство которой выдало этот документ.
Использование ОПС лицами, не являющимися патентообладателями), осуществляется на основании лицензионного договора, который может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):
1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).
Приобретение технического новшества и организация его промышленного использования – довольно рискованное мероприятие. Риск можно уменьшить путем заключения опционного (от английского слова “option”, в данном случае означающего “выбор”) лицензионного договора. Согласно нему лицензиат получает возможность провести апробацию технологии (продукции), осуществляемой (получаемой) с использованием изобретений или др. ОПС, в течение сравнительно короткого срока (обычно не более 2 лет). По истечении этого срока лицензиату предстоит сделать выбор: приобрести полноценную лицензию на более длительный срок и с более широкими возможностями в области производства и сбыта или отказаться от этого шага, вернув лицензиару полученную от него техническую документацию, материалы и оборудование и соблюдая взятое на себя обязательство о конфиденциальности.
Использование ОПС является не только правом, но и обязанностью российского патентообладателя. Эта обязанность может быть выполнена не только фактически, но и номинально. Для этого патентообладателю достаточно подать в Патентное ведомство РФ заявление о предоставлении любому заинтересованному лицу права на использование ОПС, т.е. так называемой открытой лицензии (ст. 1368 ГК РФ). Пошлина за поддержание патента в силе снижается в этом случае на 50% с года, следующего за годом опубликования сведений о таком заявлении Патентным ведомством. Лицо, пожелавшее использовать такой ОПС, обязано заключить с патентообладателем лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии. В случае неиспользования или недостаточного использования ОПС патентообладателем в течение 4 лет со дня выдачи патента, любое заинтересованное лицо (юридическое или физическое) может обратиться в суд с иском о предоставлении ему принудительной неисключительной лицензии (ст. 1362 ГК РФ). Суммарный размер платежей за такую лицензию должен быть установлен в решении суда не ниже цены лицензии, определяемой при сравнимых обстоятельствах.
Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации (ст. 1360 ГК РФ).
Патентное законодательство РФ не требует обязательной маркировки запатентованных изделий. Однако проставление на изделиях, их упаковке, сопроводительной документации, рекламных материалах и т.п. отметки о том, что они охраняются патентом, может осуществляться патентообладателем по собственной инициативе. Это целесообразно делать как в рекламных целях, так и для облегчения процесса доказывания того, что нарушитель патентных прав знал или должен был знать о патентной защите соответствующего изделия.
Договор об отчуждении исключительного права или о предоставлении права на использование ОПС по лицензии должен быть зарегистрирован в патентном ведомстве, иначе он считается недействительным (ст. 1232 ГК РФ).
Проведение переговоров о продаже лицензии и подготовка соответствующего договора – весьма сложный процесс, требующий участия не только руководителей договаривающихся организаций, но и патентоведов, юристов и экономистов. Во многих случаях выполнение этой задачи поручается специализированной фирме-посреднику.
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ рекомендует включать в договора с зарубежными партнерами специальную арбитражную оговорку..