Здоровый образ жизни. Камчатский центр молодежного туризма «Росомаха», г. Петропавловск-Камчатский
Уровень доходов студентов традиционно невысок, а желание путешествовать огромно. Появление центра «Росомаха», оказывающего комплексные услуги по размещению и сопровождению туристов и предоставляющего специальные скидки учащимся, решает проблему молодежного туризма и способствует формированию инфраструктуры Камчатского края. В 2012 году центр посетили 980 туристов, из них по льготным путевкам – 465 студентов, школьников и сопровождающих группы педагогов.
История «Росомахи»
Александра Мещанкина на социальное предпринимательство подвигла страсть к путешествиям. У него собственное турагентство, занимающееся организацией приключенческих туров по Камчатке, он преподает в Российском государственном университете туризма, защитил диссертацию по теме диверсификации деятельности домохозяйств. Так что идея нового бизнеса — гостевого дома в низкоценовом сегменте — в контексте всех этих его занятий смотрелась вполне органично. Целевая аудитория «Росомахи» (так называется проект Александра) — студенты, аспиранты и молодые преподаватели. «В современных условиях средства, субсидируемые государством для путешествия студентов и аспирантов, не учитывают реальных цен на услуги размещения в таких удаленных регионах, как Камчатка», — говорит Мещанкин.
Строительство гостевого дома Александр Мещанкин начал в 2009 году, и первоначальные расходы финансировал частично из собственных сбережений, частично за счет кредита. В 2010 году он получил грант от Камчатского краевого фонда поддержки предпринимательства. Сегодня «Росомаха» живет по принципу «50 на 50»: половина площадей комплекса отдана под социальный проект, половина сдается платежеспособным постояльцам, благодаря чему и покрываются социальные издержки бизнеса.
Для студентов и аспирантов стоимость проживания в «Росомахе» в 4–5 раз ниже, чем среднерыночная (890 рублей против 4 500 за стандартный номер в большинстве камчатских гостиниц). Даже своим прямым конкурентам, хостелам и гостиницам экономкласса, «Росомаха» даст фору. «Я никогда не стремился работать ради денег, — объясняет Мещанкин. — Иначе бы давно уехал преподавать за границу, куда меня неоднократно звали». Правда, за границу Александр действительно на некоторое время уезжал: читал лекции в Техасе.
В 2011 году в «Росомахе» гостило почти 200 студентов, спрос в высокий сезон в следующие 2 года показал устойчивый рост. В осенне-зимний период в гостевой дом с удовольствием приезжают местные жители.
«Росомаха» — без преувеличения, семейное дело Александра. Обслуживанием гостевого дома, кроме него самого, занимаются его родители и сестра. «Отец строил «Росомаху», сейчас он здесь и сторож, и дворник, и слесарь, — рассказывает предприниматель. — Мама с сестрой убирают номера и готовят на кухне. Я руковожу всем, а еще порой сам мою туалеты и душевые кабины». С составлением и проведением культурной программы Александру помогают его студенты.
Семейный бизнес хоть и социальный, однако вполне себе прибыльный. Недаром у Мещанкина большие планы развития — от амбициозных (строительство крупнейшего в России туристического центра для молодежи) до вполне приземленных (увеличение номерного фонда в «Росомахе», строительство бассейна и внедрение экономичной системы отопления на солнечных коллекторах). В настоящее время Александр строит «вторую очередь» гостевого дома.
Помимо планов по расширению своего предприятия, Александр разрабатывает теоретические основы для тиражирования бизнес-модели «Росомахи». Проект позволит не просто заниматься социальным предпринимательством и решать конкретные проблемы конкретной аудитории, но также зарабатывать на этом деньги. «Если хочешь создать что-то новое в той сфере, в которой ты профессионал, обрати внимание на низкоценовой сегмент: там много неудовлетворенных потребностей, а спрос велик, — теоретизирует он. — В эту сферу не идут крупные компании, а многие маленькие боятся трудностей».
Целью научной работы Александра является разработка эффективных моделей семейного эко-туризма на Камчатке, где высокий «сезон» длится всего 3,5-4 месяца и содержать полноценную гостиницу невыгодно, но летом семьи могут зарабатывать, предоставляя туристам места для проживания в собственных домах. И создание гостевого дома «Росомахи» практическим подтверждением этой модели.