Раздел 1. Сущность и роль предпринимательства в обществе.

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

методические рекомендации

по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы

для учащихся заочной формы обучения

по специальности 2 - 27 01 01 «Экономика и организация производства»

2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

Разработчики: __________ О. А. Маруневская, преподаватель первой категории

__________ Т. П. Макешина, преподаватель первой категории

Рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии экономических и финансовых дисциплин

Протокол № _______ от «____» ______________ 2015 г.

Председатель комиссии _____________ О.А. Маруневская

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2. Общие требования к выполнению контрольной работы.

3. Требования к оформлению контрольной работы.

4. Рекомендуемая литература.

5. Тематический план.

6. Методические рекомендации по изучению разделов и тем программы.

7. Перечень вопросов к экзамену.

8. Задания домашней контрольной работы.

9. Критерии оценки результатов учебной деятельности по дисциплине.

10. Критерии оценки домашней контрольной работы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программой дисциплины «Основы предпринимательства» предусматривается изучение основных целей, принципов и функций предпринимательства, законодательной базы предпринимательской деятельности, основных организационно-правовых форм предпринимательских структур в Республике Беларусь.

Дисциплина «Основы предпринимательства» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Основы экономической теории», «Экономика организации», «Маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Основы права», «Финансы организации», «Анализ хозяйственной деятельности» и др.

В результате изучения дисциплины «Основы предпринимательства» учащиеся

должны знать:

на уровне представления:

- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие хозяйственную и предпринимательскую деятельность;

- историю развития и место предпринимательства в рыночной экономике;

- организационно-правовые основы развития предпринимательской деятельности;

- систему и основные этапы государственной регистрации субъектов хозяйствования;

- роль, задачи и функции предпринимательства в рыночной экономике;

- порядок инвестирования предпринимательской деятельности и тенденции ее развития в Республике Беларусь.

на уровне понимания:

- сущность, виды и формы предпринимательства;

- место предпринимательства в рыночной экономике;

- порядок разработки, утверждения и регистрации учредительных документов;

- условия осуществления предпринимательской деятельности;

- организацию контроля в предпринимательстве;

- систему информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

уметь:

- применять правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность;

- разрабатывать учредительную документацию;

- рассчитывать рентабельность и эффективность предпринимательства;

- заполнять планово-учетную документацию;

- выявлять и оценивать предпринимательские риски.
2 . ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Согласно учебному плану учащиеся, обучающиеся по специальности 2 – 27 01 01 «Экономика и организация производства» (заочная форма обучения), должны выполнить контрольную работу по дисциплине «Основы предпринимательства». Контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся и способствует выработке навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами, литературой, справочными материалами, интернет-ресурсами, СМИ. При выполнении контрольной работы учащемуся необходимо опираться на программу дисциплины «Основы предпринимательства», где отражена примерная структура изучения каждой темы и приведена основная литература. Вариант контрольного задания определяется согласно шифра учащегося.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

При выполнении контрольной работы надо помнить следующие правила:

1) Контрольная работа выполняется в ученической тетради с полями черными либо синими чернилами.

2) На адресном бланке обязательно указываются название дисциплины, номер контрольной работы, фамилия, имя и отчество учащегося полностью, личный шифр, номер варианта, фамилия преподавателя, которому представляется работа. Также указывается обратный адрес.

3) На каждой странице должны быть очерчены поля для замечаний рецензента.

4) Страницы, на которых выполняется работа, нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу.

5) Задания выполняются в той последовательности, в которой они заданы. Условия заданий переписываются в полном объеме, без сокращений.

Изложение теоретического ответа не должно заключаться в механическом переписывании учебника. Необходимо изучить материал учебника; либо нескольких учебников, дополнительную литературу, выбрать главное содержание, отражающее самую сущность вопроса. В тексте запрещается применять сокращение слов, кроме установленных правилами орфографии и государственными стандартами. (Например, можно применять сокращения: и т.д., и др., см.).

6) В конце работы на отдельной странице указывается список используемой
литературы, дата окончания работы и подпись учащегося. Следует оставить страницу для рецензии.

7) Оформление работы должно соответствовать требованиям стандартов ЕСКД. Работа должна быть выполнена аккуратно, грамотно, четким разборчивым почерком. Работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту, возвращается автору без проверки с указанием причин возврата.

8) Исправления и перечеркивания в работе не допускаются.

9) Если работа не зачтена, следует выполнить работу над ошибками на чистых листах и сдать на повторное рецензирование. Если рецензент указал на необходимость выполнения работы заново, она выполняется в этой же тетради после рецензии. При использовании дополнительно еще одной тетради обе тетради сшиваются и высылаются на рецензию.

10) Учащийся допускается к экзамену только при условии зачтенной работы.

11) Контрольную работу следует выполнить и сдать на проверку в сроки, установленные учебным графиком.

12)Контрольная работа предъявляется экзаменатору перед экзаменом с выполненной работой над ошибками.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с ком. и доп.

2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь с изм. и доп. №813 – ХII от 28.05.1991 г.

3. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009г.

4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь №17 от 14.07.2003 г. с изменениями и дополнениями.

5. Об экономической несостоятельности (банкротстве): закон Республики Беларусь №423 – З от 18.07.2000 г.

6. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: указ Президента Республики Беларусь №285 от 18.06.2005 г.

7. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: указ Президента Республики Беларусь №255 от 21.05.2009 г.

8. О порядке оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: решение Витебского Областного Совета депутатов от 29.06.2006 г. №186.

9. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность. - М., 2003 год.

10. Врублевский Б.И. Основы предпринимательского дела. – Гомель, 1998 год.

11. Маркетинг. Под общ. ред. проф. А.Н. Романова. – М.: «Банки и биржи», 1996 год.

12. Мельников Н.К. Основы экономики и предпринимательства. – Мн.: «Экоперспектива», 2001 год.

13. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. Под ред. А.С. Пелиха. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 год.

14. Основы предпринимательства. Под общ. ред. Э.М. Гайнутдинова. – Мн.: Выш. шк., 2000 год.

15. Основы предпринимательской деятельности. Под общ. ред. доцента Ю.И. Кричевского. – Мн.: РИПО, 1999 год.

16. Экономика предприятия. Под ред. В.Я. Хрипача. – Мн.: «Экономпресс», 2000 год.

17. Янчевский В.Г.. Менеджмент, маркетинг, бизнес. – Мн.: «Полымя», 1997 год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

Раздел, тема Количество часов
Дневное отделение Заочное отделение
Всего в том числе на практи- ческие занятия Все- го в том числе обзор-ные в том числе на практи- ческие занятия на само- стоя- тельное изуче- ние
Введение. - -
Раздел 1. Сущность и роль предпринимательства в обществе. - -
1.1. Сущность предпринимательства.     1,5
1.2. Основные цели, принципы и функции предпринимательства.     1,5
Раздел 2. Правовые условия предпринимательской деятельности.
2.1. Законодательная база предпринимательской деятельности.    
2.2. Основные организационно-правовые структуры предпринимательства в Республике Беларусь.
Практическое занятие № 1. Выявление преимуществ и недостатков функционирования различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Составление учредительных документов.          
Раздел 3. Создание, ликвидация и реорганизация предпринимательских структур. -
3.1. Этапы создания предпринимательских структур. Программа приватизации в Республике Беларусь.    
3.2. Порядок создания предпринимательских структур.  
3.3. Банкротство и проведение санации организаций..    
3.4. Порядок ликвидации и реорганизации предпринимательских структур.      
Раздел 4. Предпринимательский риск.  
4.1. Сущность предпринимательского риска и его классификация.    
4.2. Управление предпринимательским риском.  
4.3. Коммерческая (предпринимательская) тайна и ее защита.    
Раздел 5. Управление ресурсами субъектов предпринимательской деятельности.  
5.1. Финансовые ресурсы организаций. Показатели финансового состояния организации.  
5.2. Финансово-кредитное обеспечение предпринимательства.    
5.3. Управление кадрами.    
Раздел 6. Планирование предпринимательской деятельности.  
Итого:

Тематический план составлен в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Основы предпринимательства», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 19.04.2010г.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ.

Введение.

Цели, задачи и предмет дисциплины «Основы предпринимательства», ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Роль дисциплины в системе экономической подготовки специалистов.

Исторические аспекты развития предпринимательства. Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII-XIX в.в. Развитие учения о предпринимательстве в XX в. Основные определения и трактовки понятия «предпринимательство».

[14] с. 5 - 18

Управление кадрами.

Управление кадрами. Основные цели управления персоналом предпринимательской деятельности. Персонал предпринимательских структур. Основные задачи кадрового обеспечения, отбор, состав, классификация, численность. Обучение и повышение квалификации работников.

Оценка эффективности труда персонала организации. Система стимулирования персонала.

[14] с. 151 - 171

Раздел 6. Планирование предпринимательской деятельности.

Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей. Цель и функции разработки бизнес-плана. Поиск экономической информации, необходимой для бизнес-планирования. Методика подготовки бизнес-плана. Структура и последовательность разработки бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана и их характеристика: резюме бизнес-идеи, описание бизнеса, система управления, план маркетинга, план производства, финансовый план и его оценка и т.д.

[12] с. 119 – 129; [11] с. 422 – 435; [16] с. 194 - 201

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

1.Охарактеризуйте исторические аспекты развития предпринимательства. Приведите краткую характеристику учений о предпринимательстве в XVIII – XIX вв., развитие учения о предпринимательстве в ХХ веке.

2.Охарактеризуйте состояние, условия, проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь, предпосылки предпринимательства.

3.Охарактеризуйте в чем заключается государственная поддержка предпринимательской деятельности в Республике Беларусь?

4.Охарактеризуйте сущность предпринимательской среды (внешняя предпринимательская среда, внутренняя предпринимательская среда).

5.Перечислите и дайте характеристику признаков предпринимательства. Охарактеризуйте основные экономические и социальные условия предпринимательства.

6.Перечислите и раскройте сущность целей, принципов и функций предпринимательства.

7.Назовите субъекты предпринимательской деятельности. Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности и формы предпринимательских структур.

8.Охарактеризуйте законодательную базу предпринимательской деятельности. Ее основные задачи, цели и значение.

9.Охарактеризуйте права, обязанности и ответственность предпринимателя. Какова юридическая ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

10.Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (единоличное владение; хозяйственные товарищества).

11.Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (хозяйственные общества).

12.Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (производственные кооперативы; унитарные предприятия; крестьянские (фермерские) хозяйства).

13.Охарактеризуйте сложные предпринимательские структуры, их преимущества и недостатки (концерн, картель, трест, консорциум, синдикат, пул, холдинг и т.д.).

14.Перечислите этапы создания предпринимательских структур. Охарактеризуйте программу проведения приватизации в Республике Беларусь и ее роль в становлении предпринимательства.

15.Охарактеризуйте порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства (регистрирующие органы; плата за регистрацию; документы, необходимые для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

16.Охарактеризуйте порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства (порядок рассмотрения документов; основания для отказа в регистрации).

17. Охарактеризуйте порядок: получения учетного номера налогоплательщика; открытия расчетного счета в банке; получения печатей и штампов.

18. Охарактеризуйте порядок: получения лицензии; проведения сертификации продукции.

19.Дайте понятие «банкротства». Охарактеризуйте основные причины банкротства, виды банкротства, виды неплатежеспособности.

20.Каков порядок предупреждения банкротства? Какие процедуры предусмотрены при рассмотрении дела о банкротстве, перечислите и охарактеризуйте их.

21.Охарактеризуйте порядок и условия проведения ликвидации предпринимательских структур.

22.Каковы условия реорганизации предпринимательских структур? Охарактеризуйте порядок реорганизации предпринимательских структур.

23.Дайте понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. Приведите классификацию предпринимательской тайны (промышленная, финансово-кредитная и коммерческая), охарактеризуйте.

24.Перечислите требования, предъявляемые к информации, относящейся к коммерческой тайне. Охарактеризуйте информацию, относящуюся и не относящуюся к коммерческой тайне.

25.Охарактеризуйте причины и условия утечки конфиденциальной информации. Источники утечки информации.

26.Охарактеризуйте в чем заключается защита информации, относящейся к коммерческой тайне?

27.Охарактеризуйте финансовые ресурсы организации.

28.Перечислите показатели, характеризующие финансовое состояние организации, приведите методику их расчета.

29.Охарактеризуйте финансово-кредитное обеспечение предпринимательства: выбор источника финансирования (внутренние источники, формы внешнего финансирования).

30.Перечислите и охарактеризуйте основные виды банковских кредитов. 31.Охарактеризуйте особенности и условия льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности.

32.Охарактеризуйте сущность предпринимательского риска, виды предпринимательских рисков (чистые, спекулятивные).

33. Раскройте зоны риска, причины и виды предпринимательских потерь.

34.Перечислите и охарактеризуйте формы и методы снижения степени риска? В чем заключается управление риском и обеспечение устойчивости организации?

35.Перечислите и раскройте сущность видов и форм страхования предпринимательских рисков.

36.Охарактеризуйте основные цели управления персоналом предпринимательской деятельности, основные задачи кадрового обеспечения, отбор, состав, классификация, численность.

37. Охарактеризуйте роль обучения и повышения квалификации работников.

38.Каким образом оценивается эффективность труда персонала? Охарактеризуйте систему стимулирования персонала.

39.Охарактеризуйте бизнес-планирование в деятельности предпринимателей (цели и функции разработки бизнес-плана, методика подготовки бизнес-плана).

40.Охарактеризуйте структуру и последовательность разработки бизнес плана, основные разделы бизнес-плана и их содержание.

ЗАДАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ВАРИАНТ №1

Задание 1.

Охарактеризуйте состояние, условия, проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь, предпосылки предпринимательства. В чем заключается государственная поддержка предпринимательской деятельности в Республике Беларусь?

Задание 2.

Раскройте понятие «банкротства». Охарактеризуйте основные причины банкротства, виды банкротства, виды неплатежеспособности. Каков порядок предупреждения банкротства? Какие процедуры предусмотрены при рассмотрении дела о банкротстве?

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №2

Задание 1.

Охарактеризуйте сущность предпринимательской среды (внешняя предпринимательская среда, внутренняя предпринимательская среда). Перечислите и дайте характеристику признаков предпринимательства.

Задание 2.

Охарактеризуйте порядок и условия проведения ликвидации предпринимательских структур. Каковы условия реорганизации предпринимательских структур?

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №3

Задание 1.

Охарактеризуйте основные экономические и социальные условия предпринимательства. Перечислите и раскройте сущность целей, принципов и функций предпринимательства.

Задание 2.

Охарактеризуйте сущность предпринимательского риска, виды предпринимательских рисков (чистые, спекулятивные). Раскройте понятие «зоны риска», перечислите причины и виды предпринимательских потерь.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №4

Задание 1.

Назовите субъекты предпринимательской деятельности. Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности и формы предпринимательских структур.

Задание 2.

Охарактеризуйте предпринимательский риск и его страхование. Каковы формы и методы снижения степени риска? В чем заключается управление риском и обеспечение устойчивости организации? Перечислите и раскройте сущность видов и форм страхования предпринимательских рисков.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №5

Задание 1.

Охарактеризуйте законодательную базу предпринимательской деятельности. Назовите основные задачи, цели и значение предпринимательской деятельности.

Задание 2.

Охарактеризуйте причины и условия утечки конфиденциальной информации. Перечислите источники утечки информации. В чем заключается защита информации, относящейся к коммерческой тайне?

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №6

Задание 1.

Охарактеризуйте права, обязанности и ответственность предпринимателя. Какова юридическая ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

Задание 2.

Охарактеризуйте финансово-кредитное обеспечение предпринимательства: выбор источника финансирования (внутренние источники, формы внешнего финансирования), основные виды банковских кредитов. Охарактеризуйте особенности и условия льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №7

Задание 1.

Охарактеризуйте организационно-правовые формы предпринимательских структур, их преимущества и недостатки (единоличное владение; хозяйственные товарищества; хозяйственные общества, производственные кооперативы; унитарные предприятия; крестьянские (фермерские) хозяйства)).

Задание 2.

Охарактеризуйте финансовые ресурсы организации. Перечислите показатели, характеризующие финансовое состояние организации, приведите методику их расчета.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №8

Задание 1.

Перечислите этапы создания предпринимательских структур. Охарактеризуйте программу проведения приватизации в Республике Беларусь и ее роль в становлении предпринимательства.

Задание 2.

Дайте понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. Приведите классификацию предпринимательской тайны (промышленная, финансово-кредитная и коммерческая). Назовите требования, предъявляемые к информации, относящейся к коммерческой тайне. Информация, относящаяся и не относящаяся к коммерческой тайне.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №9

Задание 1.

Охарактеризуйте порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства (регистрирующие органы; плата за регистрацию; документы, необходимые для регистрации; порядок рассмотрения документов; основания для отказа в регистрации).

Задание 2.

Управление персоналом. Охарактеризуйте основные цели управления персоналом предпринимательской деятельности, основные задачи кадрового обеспечения, отбор, состав, классификация, численность. Обучение и повышение квалификации. Система стимулирования персонала.

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

ВАРИАНТ №10

Задание 1.

Охарактеризуйте порядок:

- получения учетного номера налогоплательщика;

- открытия расчетного счета в банке;

- получения печатей и штампов;

- получения лицензии и проведения сертификации продукции.

Задание 2.

Охарактеризуйте бизнес-планирование в деятельности предпринимателей (цели и функции разработки бизнес-плана, методика подготовки бизнес-плана, структура и последовательность разработки бизнес плана, основные разделы бизнес-плана и их содержание).

Задание 3.

Подберите из периодической печати примеры, характеризующие развитие негосударственных форм собственности в процессе рыночной трансформации экономики (2-3 примера). Приведите примеры эффективной организации предпринимательства в Республике Беларусь, вашем районе, городе. Благодаря чему это стало возможно?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Баллы Показатели оценок
(один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (предпринимательство, коммерческая тайна, предпринимательский риск и т.д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя.
(два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (предпринимательство, объекты и субъекты предпринимательства, ответственность предпринимателя и т.д.); осуществление соответствующих практических действий (определение величины предпринимательского риска, знание расчета (выполнение) точки безубыточности и т.д.); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя.
(три) Воспроизведение части программного материала по памяти по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения: видов предпринимательского риска, организационно-правовых форм предпринимательских структур и т.д.), осуществление умственных и практических действий по образцу (выполнение расчета прибыли предпринимательской деятельности, убытков и т.д.), наличие отдельных существенных ошибок.
(четыре) Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание с элементами объяснения в устной и письменной формах объектов предпринимательской деятельности, субъектов, организационных форм предпринимательства, учредительных документов и т.д.). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу (ориентация в самых общих вопросах дисциплины, темы, подхода и выбору методов, правил, приемов расчета прибыли, рентабельности, точки безубыточности, предпринимательского риска и т.д.). Наличие единичных существенных ошибок.
(пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала дисциплины (описание с объяснением видов предпринимательских рисков, организационно-правовых видов деятельности, видов предпринимательской деятельности, разделов бизнес-плана и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (расчет различных показателей: прибыли, рентабельности, точки безубыточности, составление учредительных документов, величины предпринимательского риска, фондоотдача и т.д.); наличие несущественных ошибок.
(шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала дисциплины. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение сущности инновационных процессов, распределение прибыли, снижение и увеличение прибыли, снижение себестоимости и т.д.), выполнение задач и заданий по образцу (составление бизнес-плана и учредительных документов и т.д.). Применение знаний в знакомой ситуации путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач (расчетов фондоемкости, прибыли, рентабельности, предпринимательских рисков и т.д.); наличие несущественных ошибок.
(семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалов в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение организационно-правовых форм предпринимательства, формирование цен, составление бизнес-плана и т.д.; раскрытие сущности инвестиций в предпринимательской деятельности, планирования, контроля, обоснование процесса реорганизации, проведение мероприятий санации и банкротства; применение знаний для решения стандартных задач, систематизации результатов и обоснованный выбор методики решения стандартных задач по расчетам точки безубыточности, фондоотдачи, амортизации и т.д.; формирование выводов); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок.
(восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение истории развития предпринимательства, осуществление реорганизации и процесса банкротства, получение инвестиций и т.д., раскрытие сущности предпринимательских рисков, коммерческой тайны, инноваций, прибыли и т.д.; обоснование и доказательство осуществления бизнес-планирования; выбора форм предпринимательской деятельности, анализа основных показателей предпринимательской деятельности и т.д.; подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий, составление учредительных документов по образцу, осуществление расчетов экономической эффективности инвестиций и т.д.); наличие единичных несущественных ошибок.
(девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при самостоятельном выполнении, как к типичным ситуациям, так и к операциям творческого характера, применение методов экономического анализа для оценки эффективности использования финансовых ресурсов, сравнения различных форм собственности и т.д., поиск нового знания, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения расчетов эффективности, финансовых ресурсов, инвестиций, себестоимости, построения графика точки безубыточности и т.д.).
(десять) Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению экономических процессов и явлений, обоснования экономических решений, определение мер защиты коммерческой тайны, анализ процессов эффективности предпринимательской деятельности, обоснование необходимости страхования предпринимательских рисков, самостоятельное составление бизнес-плана на определенные виды товара и услуг и т.д., демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий, расчет и составление графика точки безубыточности, рентабельности, прибыли и т.д.).

Примечание: при отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, выставляется «0» (ноль) баллов.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

1. Перечислите организационно-правовые формы предпринимательства. Раскройте сущность индивидуального предпринимательства. Выделите основные достоинства и недостатки индивидуального предпринимательства.

2. Дайте определение понятия «Унитарное предприятие». Выделите ряд особенностей, отличающих унитарное предприятие от других коммерческих структур.

3. Дайте определение понятия «Производственный кооператив». Назовите высший орган управления производственным кооперативом. Выделите основные достоинства и недостатки производственного кооператива.

4. Дайте определение понятия «Хозяйственные товарищества». Перечислите виды товариществ. Сформулируйте особенности полного товарищества. Выделите основные достоинства и недостатки полного товарищества.

5. Дайте определение понятия «Коммандитное товарищество». Сформулируйте особенности коммандитного товарищества. Выделите основные достоинства и недостатки коммандитного товарищества.

6. Дайте определение понятия «Хозяйственные общества». Перечислите их виды. Раскройте сущность понятия «Общество с ограниченной ответственностью». Выделите особенности общества с ограниченной ответственностью. Перечислите достоинства и недостатки общества с ограниченной ответственностью.

7. Дайте определение понятия «Общество с дополнительной ответственностью». Назовите высший орган управления обществом с ограниченной ответственностью и обществом с дополнительной ответственностью. Как будет распределяться ответственность по обязательствам между участниками общества с дополнительной ответственностью?

8. Дайте определение понятия «Акционерное общество». Назовите высший орган управления акционерным обществом. Сформ

Наши рекомендации