Терминологический минимум по политологии

АБСЕНТЕИЗМ(< лат. absentia отсутствие) — уклонение от политического участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма считаются: отсутствие у личности общепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая степень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощущение ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или неудовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свидетельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В современной России достаточно велика доля населения, для которого характерен политический А. Абсолютизм — форма правления; формально неограниченная власть одного.

Автократия — форма правления; бесконтрольное полновластие одного лица в государстве.

Автономия — право на широкое самостоятельное самоуправление частью государственной территории, закрепленное в общегосударственной конституции.

АВТОРИТАРИЗМ(< лат. auctoritas власть, влияние) — политичес­кий режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авто­ритаризме, в отличие от тоталита­ризма, сохраняются дифференци­рованные отношения между госу­дарством и обществом. К автори­тарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, оли­гархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолю­тизм Нового времени; политичес­кие режимы части европейских стран в период между I и II мировы­ми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монопо­лия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частич­ный запрет оппозиции;5)насильст­венный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут сущест­вовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Одна­ко их функционирование достаточ­но ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость граждан­ского общества и экономическая отсталость; преобладание верти­кальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высо­кая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах. Существу­ют различные типы авторитариз­ма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).

Агиократия - власть, в основе которой лежат сакральные ценности.

Анархизм — полное отрицание государства.

Антагонизм — борьба между социальными группами, интересы которых противоположны.

Аполитичность — безразличное отношение к политической жизни.

Блок политический — объединение сил для достижения общих политических целей: партии, общественные организации, государства.

Власть легитимная — политическая власть, признанная законной.

Власть политическая — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

Волюнтаризм — деятельность, игнорирующая объективные законы развития общества и руководствующаяся субъективно принимаемыми волевыми решениями.

Геронтократия — власть старцев.

ГРАЖДАНСКОЕ общество -совокупность социальных образо­ваний: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, рели­гиозными и др. интересами, реали­зуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. опре­деляется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и со­циальных потребностей, в нем ин­дивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные эко­номические структуры, семья, ас­социации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализа­ции частных интересов независимо от государства, обеспечивает га­рантии прав человека, ограничива­ет сферу деятельности государства, является социальной основой де­мократии и правового государства.

Группы давления — специально подготовленные люди, оказывающие воздействие на официальных государственных и должностных лиц по части принятия решений в интересах определенных слоев общества.

Делегирование власти — добровольная передача власти от одного ее субъекта другому на основе взаимной договоренности.

ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть наро­да) — политический режим, характеризующийся следующими при­знаками: 1)гарантиями прав и сво­бод человека; 2) наличием всеоб­щего избирательного права и сво­бодных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политичес­ким плюрализмом; 5) публичнос­тью власти; 6) разделением влас­тей; 7) политической конкурен­цией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, беру­щая свое начало от античной тради­ции, была наиболее полно разрабо­тана Ж.Ж. Руссо. Ее главными по­ложениями являются: тождество (идентичность) правителей и уп­равляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представи­тельной теории, при демократии сохраняются различия между пра­вящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сво­дится к совокупности способов вы­явления и согласования различных социальных интересов.

Деятельность политическая — форма социальной активности людей, участие в политической жизни.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в пред­ставительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеоб­щий, равный и тайный характер. Существует три типа избиратель­ных систем: мажоритарная, про­порциональная и смешанная. При мажоритарной системе избран­ным считается депутат, набрав­ший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависи­мости от законодательной трак­товки понятия «большинство», мажоритарные системы подразде­ляются на: а) абсолютные, в кото­рых для победы кандидата на вы­борах необходимо собрать как ми­нимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо со­брать простое большинство голо­сов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажо­ритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинст­ва голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кан­дидата, набравшие наибольшее ко­личество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорци­ональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударствен­ном уровне и б) на уровне много­мандатных округов. При смешан­ной избирательной системе часть депутатов избирается по мажори­тарному, а часть по пропорцио­нальному принципу. В России вы­боры в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избирают­ся по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

Интеграция политическая — процесс усиления контактов по взаимному сотрудничеству между двумя и более политическими субъектами.

ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) — процедура вы­движения обвинения против президента и отстранения его от должнос­ти. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или госу­дарственной измены. Для отстране­ния президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в выс­шие судебные органы власти.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступле­ния в должность главы государства.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — организация политической дея­тельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институ­ты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических от­ношений; 4) контроль за соблюде­нием правил и норм. К политичес­ким институтам относятся государ­ственные органы власти (парла­мент, правительство, суд), структу­ры, осуществляющие представи­тельство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания долж­ностных лиц (избирательные систе­мы) и др. Каждый И.П. специали­зируется на выполнении специфических функций.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образова­ния, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, цен­ностей и эталонов политического поведения, а также способов кон­троля за их соблюдением. И.П. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интегра­ции.

КОММУНИКАЦИЯ(< лат. communicatio связь) — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и ок­ружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осу­ществляют партии, группы интере­сов, средства массовой информа­ции. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к ут­рате поддержки и нестабильности.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состоя­ние согласия большинства общест­ва, основных социально-полити­ческих сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения цен­ностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом счита­ется концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консен­суса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод че­ловека, наличие толерантности в обществе, существование институ­циональных форм разрешения кон­фликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает со­гласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состояв­шихся выборов). К. по поводу по­литики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с сущест­вованием данной формы правле­ния). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традици­онной политики и включением в нее нетрадиционных групп, пере­распределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботить­ся о сохранении) — политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писа­телем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал изда­вать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем», «проро­ком», «Миллем и Марксом» клас­сического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в раз­работку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универ­сального морального порядка, сан­кционированного и поддерживае­мого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и тра­диции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями не­обходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообра­зия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как не­совершенного и неразумного суще­ства, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в поль­зу любой установленной системы правления против любого неис­пользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвест­ному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действитель­ность — тому, что возможно, огра­ниченное — безграничному, близ­кое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либера­лизма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше от­вергали (разделение властей, пар­ламентаризм, всеобщее избира­тельное право). Консерватор в от­личие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, об­щности выше, чем интересы инди­вида или какой-либо группы. По­требность в переходе от «индустри­ального общества» к «постинду­стриальному» («информационно­му»), в более радикальных средст­вах для обеспечения экономическо­го подъема привела в 70-х гг. к оформлению «неоконсерватиз­ма». В экономической области не­оконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусмат­ривающей решительное ограни­чение вмешательства государства. В противовес либеральной док­трине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «право­вого социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный инсти­тут, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тен­денции: уважение классического либерализма к свободе отдельно­го индивида и традиционная для консерваторов защита таких цен­ностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

КОНФЕДЕРАЦИЯ — форма го­сударственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств. В точном смысле конфедерацию нельзя назвать единым государством, так как в ее состав входят суверенные образования. В рамках конфедерации каждое государст­во — участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую системы, собственные вооруженные силы. Для выработки общей по­литики учреждаются общие ор­ганы власти, в которые делеги­руются представители от каждо­го государства-участника. Одна­ко решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. К. до­статочно неустойчивый союз, ко­торый со временем либо распада­ется, либо преобразуется в феде­рацию. Историческими примера­ми конфедерации являются Швейцарский союз (1291—1798 и 1815—1848), Рейнский союз (1806—1813), существовавший под протекторатом Наполеона, США (1781—1789).

Культура политическая — система исторически сложившихся ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формаль­но-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, полити­ческая деятельность.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ) — процесс, в результате которого обеспечивается легитимность власти. В политической науке выделяются несколько уни­версальных механизмов легитимации власти: 1) социально-пси­хологический, основанный на пси­хологических свойствах групп и больших масс. При обеспечении легитимности акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориенти­роваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедли­вость» существующего порядка и принципы распределения ценнос­тей, чувство компетентности и ил­люзии контроля, т.е. на представ­лениях о контроле за властью; 2) политическое участие и, преж­де всего, участие граждан в выбо­рах; 3) политическая социализация; 4) демонстрация эффектив­ности власти; 5) убеждение в су­ществовании серьезной угрозы обществу со стороны внешних и внутренних врагов.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, закон­ный, правомерный). Смысл поня­тия Л. переводится на рус. язык как правомочность власти, лояльность и поддержка со стороны граждан. Выделяют три формы легитимнос­ти: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает под­держку элиты со стороны общест­ва. «Внешняя» Л. — международ­ное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис леги­тимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массо­вые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с на­силием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост пре­ступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных на­строений в обществе; рост абсенте­изма.

ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политичес­кая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как ос­вобождение человека от социаль­но-политических форм контроля со стороны государства. Свобода че­ловека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпи­мость. Идея индивидуальной свобо­ды связывалась с частной собст­венностью, которая рассматрива­лась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в прин­ципах свободного рынка, конкурен­ции. К указанным принципам присоединяются и политические: плю­рализм, парламентский демокра­тизм, разделение властей, равенст­во перед законом. Государству от­водилась роль «ночного сторожа».

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритет­ное влияние определенного лица на общество, политическую организа­цию или социальную группу. Специфическими особенностями ли­дерства в политике являются: 1) от­сутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой ха­рактер, т.е. ориентированность на согласование различных социаль­ных интересов; 3) корпоратив­ность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность дея­тельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формули­рует социальные интересы, наме­чает способы и методы их реализа­ции; б) принимает наиболее важ­ные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и ком­муникации; д) обеспечивает леги­тимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий поли­тического лидерства: теория «лич­ностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; си­туативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основ­ным положением которых является соотнесение особенностей пережи­ваемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения ак­туальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидер­ство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изу­чение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации полити­ческого лидерства. По характеру легитимности политическое лидер­ство подразделяется на традицион­ное, харизматическое и рациональ­но-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменос­цев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразде­ляют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «рево­люционеров». Для «реформато­ров» характерно стремление к мир­ной тактике постепенных измене­ний, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в об­щественные идеалы и видит проти­воречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он при­зывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стре­мятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных общест­вом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.

Меритократия — власть, основанная на заслугах.

Многопартийность — наличие легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.

Олигархия — власть небольшого числа богатых людей.

Охлократия — власть толпы.

Партия политическая — добровольное объединение людей с единством целей для защиты общественных интересов с помощью политической власти.

Плутократия — власть богатых слоев общества.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ- совокупность способов осуществления государственной власти в стране. В зависимости от степени свободы в обществе различаются следующие типы политического режима:

• демократический, характеризующийся законностью, наличием широких гражданских и политических прав и свобод;

• авторитарный, характеризующийся политической диктатурой и в то же время наличием у граждан широких свобод остальных сферах деятельности, в частности, в экономике и культуре;

• тоталитарный, характеризующийся диктатурой государства во всех сферах общественной жизни, в том числе в политике, экономике, культуре, а также стремлением властей контролировать частную жизнь граждан.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО -государство, действующее в рамках права, соблюдающее права и свободы граждан.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ- конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающих наступление диктатуры (Дж. Локк, Ш. Монтескье).

РЕСПУБЛИКА(от лат. res - дело, оионсив - общественный) - форма правления, при которой верховные органы государственной власти избираются населением или коллегией выборщиков. Существуют три типа демократической республики:

• президентская, где президент является главой государства и исполнительной власти и избирается народом;

• парламентская, где высшим органом исполнительной власти является правительство, которое формируется парламентом и несет перед ним ответственность, а президент служит только главой государства;

• смешанная, или полупрезидентская, где правительство несет двойную ответственность - перед президентом и перед парламентом

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ- средства, используемые властью для утверждения своего влияния. Делятся на следующие группы:

• организационные, заключающиеся в создании эффективных управленческих структур;

• принудительные, обеспечивающие подчинение путем насилия или под страхом наказания;

• утилитарные, обеспечивающие подчинение путем предоставления определенных благ; материальных или духовных;

• нормативные, обеспечивающие подчинение силой действующих в обществе норм и правил. Данные ресурсы называются также статусными, поскольку принадлежат властвующему субъекту в той мере, в какой это допускается его статусом.

РЕФЕРЕНДУМ -всенародное голосование, позволяющее гражданам высказать свое мнение или принять решение по какому-либо вопросу.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО -страна, где религиозные объединения существуют автономно от государственной власти.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО- государство, стремящееся обеспечить всем своим гражданам достойное существование, социальную защиту, осуществляющее обширные программы развития образования, здравоохранения, улучшения окружающей среды, социальной помощи. Понятие С.г. ввел в научный оборот в се­

редине 19в. немецкий юрист Л. фон Штайн,

Политология — наука о деятельности людей в политике по обеспечению интересов с помощью государственной власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ- организация, которая выражает интересы определенных социальных групп, объединяет активных их представителей, исповедует единую идеологию и стремится овладеть - полностью или частично - государственной властью ради реализации своей программы. С идеологической точки зрения, выделяются следующие типы политических партий:

• консервативные, выступающие за сохранение традиционных ценностей;

• либеральные, выступающие за максимальное расширение прав и свобод граждан;

• социал-демократические, выступающие за перераспределение национального дохода в пользу бедных путем высокого

налогообложения состоятельных слоев населения;

• коммунистические, стремящиеся к построению социализма - общества с преобладающей государственной собственностью;

• клерикальные, основывающиеся на какой-либо религиозной идеологии;

• националистические, выступающие за предоставление пре­ имуществ определенной нации;

• фашистские, выражающие крайне радикальные националистические взгляды;

• "зеленые", ставящие своей главной целью защиту природы.

Популизм — политическая демагогия с арсеналом приемов для достижения ближайшего результата при игнорировании общих и принимаемых решений.

Процесс политический — совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование и функционирование политической системы общества.

Революция — изменение в развитии общества путем уничтожения всего предыдущего.

Референдум — всенародное голосование, опрос населения по наиболее важным вопросам общественной

жизни.

Реформа — преобразование с целью обновления уже существующего порядка вещей.

Система политическая — совокупность субъектов политической власти, механизмов ее осуществления и

взаимосвязей между ними.

Сознание политическое — совокупность знаний и оценок социального субъекта относительно политической среды, политики, политической власти.

Технократия — власть научной и технической интеллигенции.

Тимократия — власть корыстных людей из числа аристократов.

ТЕОКРАТИЯ -форма правления, при которой глава церкви является и главой государства.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО- форма устройство государства, при которой оно делится на административно-территориальные части, не имеющие политической самостоятельности.

Унификация — приведение чего-либо к единой норме, к единой форме, к единообразию.

ФЕДЕРАЦИЯ -форма устройства государства, при которой оно делится на административно-территориальные образования, обладающие определенной политической самостоятельностью. В то же время федеральное законодательство имеет приоритет передрегиональным, а власть центральных органов распространяется на всю страну.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ -высший законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат: Государственной Думы, осуществляющей общенациональное представительство, и Совета Федерации, осуществляющего представительство субъектов федерации.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА- совокупность принципов организации, устройства и осуществления государственной власти. Включает три элемента - форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА- способ административно-территориального строения государства, система отношений центральных и местных органов власти. Выделяются три Ф.г.у.: унитарное государство (наиболее распространенная в современном мире), федерация, конфедерация.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ- способ организации и порядок формирования верховных органов государственной власти. Выделяются две основные формы правления: монархия и республика.

Фракция в партии — группировка внутри политической партии, отличающаяся от ее основной линии взглядами, структурой, дисциплиной.

Фракция партийная — организационное объединение членов какой-либо политической партии, представленных в органах власти, для проведения ее политики в высших или местных органах власти.

Эгалитаризм — теория о всеобщей уравнительности как принципе организации социальной жизни.

Экстремизм — приверженность крайним взглядам и средствам достижения целей в политике.

ЭЛЕКТОРАТ (< лат. elector изби­ратель) — совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значи­тельное внимание уделяется элек­торальному участию, степени элек­торальной активности, мотивам го­лосования и избирательным пред­почтениям различных электораль­ных групп (или сегментов электо­рата).

Этатизм — активное вмешательство государства в жизнь общества, проникновение его влияния во все общественные структуры, полное подчинение ему гражданина на основе абсолютизации прав государства и обязанностей личности.

Этноцентризм — стремление народа к сохранению и развитию своей самобытности при политической автономии, стремление совершенствовать свой исторический тип.

Наши рекомендации