Модели прибыли коммутирующего типа
Некоторые рынки характеризуются наличием большого числа продавцов, взаимодействующих с большим числом покупателей. В этом случае высокие операционные издержки несут обе стороны. Очень часто здесь появляется возможность создать полезного посредника, через которого начинают проходить различные коммуникации, то есть свести множество взаимодействий к одному каналу, создав своего рода коммутирующий блок. В этом случае наблюдается сокращение издержек как у покупателей, так и у продавцов.
Мощным аспектом модели прибыли данного типа является тот факт, что она строится на собственной основе. Чем больше продавцов и покупателей к ней присоединяются, тем более ценной становится система.
Модели прибыли временного типа
В бизнесе часто преимущества, получаемые тем, кто первый вышел на рынок, позволяют получать дополнительные поступления, и это происходит до тех пор, пока действия последователей не начинают «съедать» его маржу. Модель временной прибыли разрабатывается именно с учетом преимущества указанного явления. В этой модели основным фактором получения прибыли становится уникальность предложения. Она позволяет получать ценовую надбавку до тех пор, пока последователи не начнут предлагать аналогичную продукцию.
Наглядным и поучительным примером применения указанной модели является «Intel», которая всегда опережает на два темпа своих ближайших конкурентов. Другими отраслями бизнеса, в которых использование данной модели очень важно, являются, например, потребительская электроника и новые финансовые инструменты.
Ключевым фактором успеха в модели прибыли временного типа является не время выхода с новой продукцией на рынок, как полагают очень многие, а создание и удержание двухлетнего опережения над ближайшим конкурентом, так как при такой модели прибыль можно получить только в течение нескольких первых кварталов после появления продукции на рынке.
Модель прибыли блокбастерного типа
В некоторых отраслях бизнеса (фармацевтика, музыка, производство кинофильмов, издательское дело) основным экономическим фактором является тип реализуемых проектов.
В рамках этих отраслей издержки на разные типы проектов могут различаться в 5 раз, а поступления от них — в 50 раз. Например, издержки на разработку нового лекарства варьируются в пределах от 50 до 300 млн. долларов, а общие поступления от его продаж — от 500 млн. до 15 млрд. долларов. Расходы на создание кинофильма лежат в пределах от 10 до 100 млн. долларов, а поступления от него — в диапазоне от 10 до 500 млн. долларов. Большая часть прибыли концентрируется в проектах блокбастерного типа, в которых поступления во много раз превосходят издержки на реализацию проекта.