Доходы организации признаются при расчете налога на УСН исключительно по оплате, расходами признаются затраты после их оплаты.
Если по итогам налогового периода сложился убыток, то его можно включить в расходы на последующие налоговые периоды:
• Убыток (как целиком, так и частично) можно перенести на следующий год (включить в расходы), либо на какой-то другой из следующих 10 лет.
• При наличии нескольких убытков — переносятся в той последовательности,
в которой были получены.
• Налогоплательщик должен хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.
• Убыток должен быть получен при нахождении на УСН «доходы минус расходы», то есть нельзя учитывать убытки, полученные при применении других режимов.
• Убыток можно учесть в расходах только при расчете налога за год. Учитывать сумму убытка в расходах при расчете авансовых платежей нельзя.
Ставки налога: 6% с доходов, 15 % от разницы между доходами и расходами.
Если налогоплательщик выбрал режим налогообложения по ставке 15% и сумма исчисленного по этой ставке налога оказалась меньше величины минимального налога, то налогоплательщик обязан заплатить государству величину минимального налога, которая определяется, как 1% от дохода (от выручки). Однако данный минимальный налог отменен для ИП на налоговых каникулах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Региональные власти могут регулировать ставки налога на УСН. В связи со снижением ставок УСН налог по этой системе во многих регионах нашего государства снизиться, а не возрастет. Но в 2016 году это коснется не всех предпринимателей, работающих по «упрощенке», а отдельных их групп.
На территории Саратовской области Законом Саратовской области от 25 ноября 2015 г. N 152-ЗСО в целях развития и поддержки обрабатывающих производств, строительства, народных художественных промыслов, производства товаров и услуг для детей, инновационной, образовательной и ремесленной деятельности хозяйствующих субъектов на основании Налогового кодекса Российской Федерации установлены дифференцированные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. А Законом Саратовской области от 28 апреля 2015 г. N 57-ЗСО для вновь зарегистрированных после вступления в силу настоящего Закона налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах на территории Саратовской области на основании Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной и (или) патентной систем (системы) налогообложения.
Законом Саратовской области от 25 ноября 2015 г. N 150-ЗСО расширяется область применения нулевой налоговой ставки на сферу бытовых услуг населению, наряду с производственной, социальной и научной сферами для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Саратовской области.
Расчёт налога на примере УСН 6%:
Налог за 1 квартал = (доход за 1 квартал) * 6 %;
Налог за 2 квартал = (доход за 1 полугодие) * 6 % — (налог за 1 квартал);
Налог за 3 квартал = (доход за 9 месяцев) * 6 % — (налог за 1 квартал + налог за 2 квартал);
Налог за год = (доход за год) * 6 % — (налог за 1 квартал + налог за 2 квартал + налог за 3 квартал).
Налоговый период: календарный год.
Отчетный период: квартал, полугодие и девять месяцев календарного года
Сроки уплаты:
- аванс для ЮЛ и ИП: не позднее 25 дней со дня окончания каждого отчетного периода;
- по итогам налогового периода: ЮЛ - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок перехода на УСН (ст. 346.13 НК РФ):
1) С самого начала деятельности: подать при регистрации ИП или ООО уведомление о переходе одновременно с документами на регистрацию. Либо в течении 30 дней со дня регистрации ИП или организации.
Если в течении этого срока уведомление о переходе на УСН не подано, тогда автоматически будете поставлены на общий режим налогообложения (ОРН или ОСНО).
2) При переходе с других режимов налогообложения: переход возможен со следующего года, предварительно до 31 декабря текущего года, направив уведомление в ИФНС.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщики вправе добровольно перейти с упрощенной системы налогообложения на иной режим, но только сначала нового налогового периода, уведомив предварительно ИФНС до 15 января по истечении текущего налогового периода по УСН.
Если по итогам отчетного (налогового) периода у налогоплательщика превышены количественные показатели, позволяющие применять УСН, в частности доход составил свыше 60 млн. руб., то налогоплательщик теряет право на применение данного режима с момента превышения предельной величины, и обязан уведомить налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Ответственность за нарушения:
1) Нарушение срока сдачи отчетности — штраф от 5 % до 30 % от суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 руб.
2) Неуплата налога — штраф от 20 % до 40 % от суммы неуплаченного налога.
3) Нарушение срока оплаты налога — пени.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором подается уведомление о таком переходе, ее доходы не превысили 45 млн рублей.
Те организации, которые уже применяют данный спецрежим, также должны соблюдать требование о лимите дохода. Так, если по итогам отчетного или расчетного периода доходы налогоплательщика окажутся более 60 млн рублей, то с начала квартала, в котором допущено такое превышение, право на УСН утрачивается (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Предельные величины доходов необходимо индексировать на коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый на следующий календарный год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Поправки в главу 26.2 НК РФ касаются двух моментов.
Во-первых, повышены упомянутые лимиты доходов (п. 4, 5 ст. 2 Закона № 243-ФЗ):
•для целей перехода на УСН предельная величина дохода установлена в размере 90 млн рублей;
•для целей продолжения применения УСН предельная величина дохода равна 120 млн рублей.
Во-вторых, приостановлено действие коэффициентов-дефляторов до 1 января 2020 года (ч. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ). Причем на 2020 год данный коэффициент установлен в размере 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).
Поправки вступают в силу 1 января 2017 года.
В связи с этим полагаем, что для перехода на УСН в 2017 году необходимо руководствоваться предельным размером дохода, который с учетом индексации действует в текущем 2016 году. На 2016 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772). Следовательно, начать применение УСН с 2017 года вправе организации, у которых доход за девять месяцев 2016 года не превысит 59 805 000 рублей (45 000 000 x 1,329), а лимит в размере 90 млн рублей организация должна учитывать при переходе на "упрощенку" с 2018 года.
Что касается дохода, ограничивающего право на применение УСН, то:
•в 2016 году право на УСН утрачивается, если доходы за отчетный или расчетный период превысят 79 740 000 рублей (60 000 000 x 1,329);
•в 2017 году и последующие периоды до 2020 года (включительно) право на УСН утрачивается, если доходы за отчетный или расчетный период превысят 120 000 000 рублей.
Речь идет о предпринимателях, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Для них законами субъектов РФ установлена ставка налога в размере 0 процентов (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Подробнее об этом см. материал "Бизнес-справочника: правовые аспекты".
Поправками уточнено, что данную ставку правомерно применять вне зависимости от объекта обложения, выбранного предпринимателем – "доходы" или "доходы минус расходы" (п. 6 ст. 2 Закона № 243-ФЗ).
Минфин России и сейчас указывает, что нет ограничений на применение нулевой ставки в зависимости от объекта обложения (см. письмо от 05.05.2016 № 03-11-11/26185).
Таким образом, указанные поправки не изменяют, а лишь уточняют действующие нормы
Подтема 3: Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН).
В настоящее время для изготовителей сельскохозяйственных товаров существует 2 режима налогообложения: общий режим и специальный – единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), ориентированный на сферу деятельности аграрных компаний, на которую оказывает влияние много факторов (природные, климатические, сезонные и др.).
Под ЕСХХН понимается система налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции, которой могут пользоваться предприниматели и компании, отвечающие показателям гл. 26.1 НК РФ.
К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся: продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства; продукция животноводства, в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов. Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.
Налогоплательщики (ст. 346.2 НК РФ): ЮЛ и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются юридические лица и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию.
При этом доля доходов от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства должна составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика. То есть, если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.
Также налогоплательщиками ЕСН признаются:
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации;
- рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.
Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, а также ограничительные условия перехода на ЕСН, указаны в статье 346.2 НК РФ.
Не вправе переходить на ЕСН:
- ЮЛ, ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- казенные, бюджетные и автономные учреждения;
- ЮЛ и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Порядок перехода на ЕСН:
Переход на систему ЕСН осуществляется добровольно. Определиться с желанием применять ЕСН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление, в котором указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.
Организации (индивидуальные предприниматели) не подавшие в установленные сроки уведомление не вправе применять ЕСХН
Особые условия уведомления о переходе на ЕСН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций (республики Крым и города федерального значения – Севастополь) , которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.
При утрате права на применение ЕСН, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики вправе перейти с ЕСН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года – уведомление в налоговый орган до 15 января. Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.
Объект налогообложения (ст. 346.4 НК РФ): доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 НК РФ.