Решение № 7: Хочешь жить, умей вертеться
Андрей Геронин: «В условиях современной России тема меценатства и благотворительности в конце 19 – начале 20 века широкой публике совершенно не интересна. Если музей хочет выйти хотя бы на уровень рентабельности – надо менять идеологию, содержание и методы работы. Выживание с имеющейся идеологией возможно только в случае финансирования проекта со стороны богатой компании: а) либо старинной компании, имеющей древние российские корни; б) либо заинтересовать собой Благотворительный фонд В.Потанина или другого современного мецената разделяющего взгляды знаменитых благотворителей прошлого века и желающего сохранить о них память. В случае же изменения идеологии музею можно было бы порекомендовать следующее:
- Современная молодежь очень любит запечатлевать себя на фото в каких либо интересных местах с последующим размещением изображений в социальных сетях и блогах. Для этого в музее нужно создать несколько соответствующих инсталляций, например: кабинет Рябушинского или Третьякова, салон великосветской дамы рубежа веков, кабину экипажа или ретро автомобиля. С обязательно бесплатной возможностью фотографироваться в этом антураже. Причем не обязательно в одежде того времени. Хотя, это было бы великолепно.
- Музей мог бы стать площадкой для проведения фотовыставок или выставок, не охваченных галереями художников, посвященных интересным сюжетам из российской истории.
- Стать некоторым научным и методическим центром по приведению в порядок современного законодательства и практики благотворительности.
- Музей может пойти на контакт со старообрядческой церковью, поскольку большинство меценатов дореволюционной России были староверами.
- Но самый очевидный выход из сложного финансового положения это «интерактивность» и «сувенирка». Найти максимально много возможностей для вовлечения молодых и активных посетителей в содержательную деятельность в рамках музея. Реализовывать посетителям оригинальные сувениры и полиграфию, связанную, например, с модернизмом, импрессионизмом; копии денег и акций прошлого, стильные постеры, редкие фильмы и грамзаписи и др.
- Ну и, конечно, изменить график работы: работать вечером и в выходные дни. Сделать нормальный современный сайт. Сделать рекламу. Стать интересными широким слоям населения».
Решение № 8: Эксперимент
Ольга Вепрецкая: «У музея очень неудобные часы работы для бизнес-среды. Вся бизнес-среда в это время работает. Что если музею попробовать на условное время (например, месяц) перенести рабочие часы музея на выходные дни и понаблюдать динамику?
Москва – очень популярный город для иностранных туристов. Многие приезжают сюда работать, потому что считают, что здесь реально можно заработать, так почему бы не сделать одну экскурсию на иностранном языке для групп туристов. Обзвонить те же турфирмы, которые занимаются въездным туризмом, и предложить такой нестандартный вид времяпрепровождения. Назвать экскурсию можно «Откуда берет начало русское предпринимательство» или что-то более интригующее, типа «Откуда в Москве столько денег?», «Как зарабатывали русские?».
А почему бы музею не предложить себя в качестве недорогой площадки для какой-нибудь тематической клиентской вечеринки. Ведь антураж музей самый что ни на есть исторический, можно придумать красивую легенду и отлично вписать концепцию ивента в стены старого музея. Тогда рекламировать новую площадку станет заботой маркетологов/продажников компании, которая организует мероприятие. Если это крупная компания, то она может пригласить какую-нибудь «звезду», разместить пост-релизы в популярных изданиях и так далее.
Еще одним отличным способом повысить популярность музея может быть игра, проведенная в самом музее. Игра, которая подразумевает какую-то интригу изначально и ее разоблачение в ходе игры. А платформой может стать музей: например, в письмах, лежащих на витринах будут зашифрованы коды, которые нужно будет разгадать. Сделать в интернете специальный сайт, где рассказывалась бы «загадочная история создания музея». Добавить мистики, что, мол, он сейчас «выживает», потому что в этом здании раньше жил какой-нибудь «синяя борода», и с тех пор его дух часто появляется в стенах музея. Это как вариант. На самом деле сценарий может быть абсолютно любой.
Если говорить о бизнес-среде, то здесь можно говорить о проведении в стенах музея небольших деловых встреч, конференций и т.д. На начальном этапе, конкурентным преимуществом площадки будет ее недорогая стоимость. И рекламы здесь особой не надо. Просто обзвонить существующие агентства, которые профессионально занимаются организацией деловых мероприятий, найти ответственного человека и отправить ему коммерческое предложение.
Музей может стать отличной площадкой для мастер-классов по предпринимательскому делу. Сейчас огромной популярностью пользуется тема «стартапов» так почему бы не организовать какой-нибудь конкурс/обсуждение/круглый стол, на который пригласить молодых предпринимателей, рассказать им об истории музея, а заодно и какого-нибудь гуру, который и станет основной приманкой для них. Идей масса. При чем почти все не требует никаких материальных вложений».
Государственные музеи Стокгольма стали бесплатными! →
October 23, 2014
В 2005 году такая попытка уже делалась, но по вполне закономерным материальным причинам не увенчалась успехом.
Спустя 10 лет новое правительство и министр культуры Швеции Элис Бах Кунке (Alice Bah Kuhnke) решили воплотить утопию в жизнь и под девизом “Мы совместно владеем государственными музеями - они должны быть открыты для всех” весной 2015 сделали бесплатным вход в целый ряд музеев (согласно статье “Statliga museer gratis igen" в DN.se.
Но с тех пор прошел почти год и вот в феврале 2016 проект наконец воплощен в жизнь! Следующие музеи Стокгольма из платных стали бесплатными:
- Музей армии (Armémuseum),
- Этнографический музей (Etnografiska museet)
- Музей ВВC (Flygvapenmuseum)
- Дом Халлвилов (Hallwylska museet)
- Исторический музей (Historiska museet)
- Музей нумизматики (Kungl. myntkabinettet)
- Оружейная палата Ливрусткаммарен (Livrust kammaren)
- Музей ВВФ в Карлскруне (Marinmuseum)
- Музей Средиземноморья (Medelhavsmuseet)
- Музей современного искусства (Moderna museet)
- Национальный музей (Nationalmuseum)
- Музей естественной истории(Naturhistoriska riksmuseet)
- Дворец "Скуклостер" (Skoklosters slott)
- Центр архитектуры и дизайна (Statens centrum för arkitektur och design)
- Музей мировой культуры (Världskulturmuseet)
- Восточно-азиатский музей (Östasiatiska museet)
К слову сказать, на данный момент бесплатно или почти бесплатано работают Городской музей Стокгольма, Музей средневековья, Музей морской истории, Музей полиции, Музей морской истории, "Красильная фабрика”, Таможенный музей и Музей спорта.
Пиотровский: Музей – важнейшая институция, сохраняющая память. Все просто: пока человек помнит, он живет, когда же он не помнит, он не живет. Он – растение. Музеи не дают человеку превратиться в растение. Несправедливость в том, что дело, которым человек занят в экономике, принято называть отраслью, а то, чем занимаются музеи, – услугой. Но это не услуга – это государственная функция сохранения национальной памяти, которая воспитывает. Музей воспитывает прежде всего чувство собственного исторического достоинства. А оно и есть наше культурное наследие. У нас ведь очень богатая и сложная история.Со своими черными, белыми, красными и серыми страницами. Нам надо учиться не переписывать, фальсифицировать или предавать забвению свою историю, а воспринимать ее такой, какая она была и есть, но не посыпать себе голову пеплом. Если хотите, в этом наша национальная идея. музей может приобрести иное значение, состояние и качество. И даже исправлять огрехи части этих неровных реформ. Они же ведут к усреднению как возможностей, так и государственных функций, чтобы сделать жизнь людей более или менее нормальной или адаптивной к меняющимся условиям. Возьмем ту же реформу образования и введение ЕГЭ. Единый госэкзамен как явление повысил доступ значительно большего числа людей к высшему образованию, сломал налаженный конвейер коррупции, но одновременно реформа усреднила уровень образования, снизив его качество. А желающим расти как интеллектуально, так и профессионально нужно больше, чем нечто среднее. Для такого рода людей музеи приобретают все большее значение. Вот недавно мы награждали школьников и студентов, которые победили в Конкурсе имени Николая Карамзина. Этих конкурсов и олимпиад стало много, и они безумно важны, они – один из социальных лифтов, которые помогают как росту индивидуума, так и стиранию кастовости и корпоративной замкнутости современного общества, формированию гражданского общества. Музеи помимо настроения и просвещенческой функции дают еще и такие возможности.
Надо признать, что немалая часть общества не видит и не хочет видеть красоты исторического прошлого. Причин тому много: надоела бедность, плохое состояние зданий. Проще от полуразрушенных памятников отказаться и построить новые. Я как-то спросил одного иностранного гостя: «Что нужно сделать, чтобы сохранить культурное наследие?» Он ответил просто: «Сначала надо захотеть его сохранить». А богатые люди не хотят здесь жить и перебираются за границу или в загородные дома – за ограду, за охрану, в элитные концлагеря со своей спецификой. Огражденные забором и деньгами, они живут в другой стране и «эту страну» просто отряхивают. Их дети здесь не живут, они учатся «там», а родители сидят в «этой стране» по принципу – где больше доход. Коммунистическое воспитание дает плод культуры всеобщей озлобленности – корней нет, прошлое не важно, будущее непонятно, поэтому часть новых богатых имеют психологию молодых волков: главное – что сейчас. Недавно высокопоставленный чиновник приехал из Парижа и с восторгом рассказывал: «Я жил в старинном отеле, там так трудно было устроить лифт, что представляешь, его встроили в круговую лестницу? В этом лифте помещается один человек и еле-еле его вещи. Во дают, да?» Этот же человек возвращается сюда и сносит все свое. И это не враг. Это менталитет догоняющей культуры. История с «Охта-центром» в Санкт-Петербурге показывает, что он медленно, но меняется. С моей точки зрения, непростительно медленно, но…
А разве может менталитет общества развиваться или меняться, опережая темпы развития его элит?
– В этом смысле поучительная история случилась у Эрмитажа со шведами. К 300-летию Полтавской битвы Эрмитаж задумал совместную международную выставку. Сначала мы думали, что шведы не согласятся делать выставку о своем поражении. К счастью, мы ошиблись. Она получилась, простите за нескромность, блестящей. И у нас, и в Стокгольме. Шведы помимо ценнейших документов привезли уникальные экспонаты – седло коня и мундир Карла XII. Для нас это пример того, как изучать общую историю своих побед и поражений. Полтава научила их не воевать, а много работать и созидать, чтобы процветать. А мы, победив, продолжили воевать, надорвав в конце концов экономику. Шведы через свое прошлое смогли совершить переворот в умах. Как элит, так и простого народа. Думаю, этот процесс может быть как параллельным, так и разноскоростным. Шведы через урок поражения обрели чувство собственного исторического достоинства и мультикультурного согласия с соседями – кстати, в эпоху, когда мультикультурность принято хоронить.
Я не понимаю, почему так всех сердит, что у нас много льгот для граждан. Общая цена билета в Эрмитаж 400 рублей, или 10 евро. Это нормально для такого музея. Дети, студенты, пенсионеры к нам ходят бесплатно, российские граждане платят 100 рублей за вход. Все эти льготы берутся из нашего собственного кармана. Никаких государственных льгот у нас нет, это собственная социальная программа. Я бы сказал – достижение, которое многих вовсе не радует. Обижают две вещи. Одна половина обижается на то, что надо предъявить документ о том, что ты российский гражданин. Мол, это унижает достоинство россиян перед иностранцами. Искренне не понимаю – почему? Я знаю, не всем легко заплатить 400 рублей за билет, за которым еще надо отстоять очередь. Мы можем себе позволить своим гражданам сделать скидку. Очередь унижает? А очереди в Лувр, итальянские, британские или американские музеи не унижают?
А как вы относитесь к тому, что некоторые музеи Великобритании, Германии и Нидерландов принципиально остаются бесплатными?
– Это, скорее, англосаксонская традиция. А в странах всего Юга Европы считается, что если музей доступен бесплатно, то ему нечего показывать. «То, что что-то стоит, то и лучше» – это важный элемент психологии человека, определяющий многие эстетические ценности. В российской культуре, увы, элемент халявы, особенно если речь заходит о культуре, к сожалению, считается почти нормой. Мол, пусть государство оплачивает музеи, тогда мы туда пойдем. Не пойдут. Сотни раз проверено. Хотя в культуру вкладываются и талант, и солидные инвестиции, и тяжелый человеческий труд. Не скрою, по моему мнению, англосаксы правы – музеи должны быть бесплатными, но для этого созреть должно общество и дорасти государство. Вообще, это моя сокровенная мечта – бесплатный музей без этикеток. Но я понимаю, что она, наверное, не осуществится.
А культура в широком ее проявлении позволяет нам не впадать в уныние или отчаяние. Именно культура в этих условиях обязана повторять, что дважды два – это четыре, а не пять и не нанопять.
Получается, культура – терапия разрухи в наших головах. А как же тогда дорасти до самостоятельного поиска?
– Это следующий этап модернизации – поисковая модернизация, когда искусство и культура создают не просто набор правил, в которых надо жить, а атмосферу, в которой рождаются озарение и вдохновение. И вот тогда проявляется новое качество модернизации – инновации. Тогда мы начинаем не догонять или обгонять, а искать. А это уже грань цивилизационного прорыва.
У каждого крупного российского музея должен быть фонд, который помогал бы обеспечивать его работу. С таким предложением выступил президент России Дмитрий Медведев во время посещения Государственного музея-заповедника "Павловск" под Петербургом. "Мы только что открыли на Амстеле филиал Государственного Эрмитажа - это очень хорошо, но нам надо не забывать и о своих музеях. Это нам наглядный пример, как надо работать с музеями. Они создали фонд, вокруг которого закипела работа. Я считаю, что подобного рода фонды должны создаваться для каждого нашего крупного знакового музея, в том числе для "Павловска", - сказал глава государства во время беседы с директором музея Николаем Третьяковым.