Global Attractions Attendance Report (GAAR)
Почему музейная посещаемость вдруг заинтересовала TEA и AECOM? Составители отчета пишут следующее.
Музеи представляют собой важную часть рынка досуга и имеют много общего с коммерческими развлечениями. Они конкурируют за время и деньги людей на одних рынках, они ориентированы на потребности семьи, они помогают развивать туризм и играют культурную и экономическую роль в общинах, где находятся.
Все больше и больше музеи фокусируются на индивидуальном опыте посетителей и маркетинге способами, которые являются аналогом тех, что применяются в коммерческих развлечениях. Поскольку эти рынки не идентичны, они частично перекрываются и сопоставимы по масштабу.
Хотя музеи представляют собой объекты, не ориентированные на получение прибыли, привлечение денежных потоков важно для них – особенно в условиях сокращения государственного финансирования.
Исследуя их посещаемость из года в год, изучая факторы роста, что составители отчета делали в отношении парков развлечений и аквапарков, удастся передать динамику, значимую для обоих секторов.
Например, изучение посещаемости музеев параллельно с тематическими парками, показывает Европу в другом свете. В плане посещаемости тематических парков в 2012 г. Европа была сопоставима с другими глобальными рынками, однако она была первой по посещаемости музеев. В Европе топовые музеи привлекают больше посетителей, чем тематические парки: 72 млн. против 58 млн.
TEA и AECOM активно коммуницируют с музейным сообществом, а также принимают участие в тематических мероприятиях, таких как IAAPA Museum Day. Более того, TEA в рамках специальной премии за выдающиеся достижения в сфере развлечений отмечает и успехи музейных учреждений.
Составители отчета убеждены, что музеи могут получить взрывной рост посещаемости, привлекая инвестиции и применяя современные сервисы по обслуживанию посетителей. Это также справедливо и для тематических парков, поэтому их можно сравнивать.
Именно поэтому музейная часть будет присутствовать в отчете о глобальной посещаемости развлекательных учреждений.
Поскольку из упомянутого отчета в украинских СМИ мелькала только информация о нескольких наиболее посещаемых музеях мира по итогам 2012 г., остановимся более подробно на рейтинге посещаемости.
Самые популярные музеи мира – 2012:
рейтинг посещаемости
В рамках подготовки отчета были исследованы наиболее посещаемые музеи на трёх важнейших рынках – в Северной Америке, Европе и Азии. Для подтверждения цифр посещаемости был проведен due diligence. На некоторых рынках, таких как Великобритания или Европа (ЕС), осуществляется государственный мониторинг деятельности музеев. Другие рынки регулируются меньше.
Критерий для участия в исследовании - наличие у учреждения значительной коллекции, которая и является поводом для посещения. В исследовании не учитывались исторические и религиозные здания, а также древние руины.
Суммарно 20 наиболее популярных музеев в 2012 г. приняли 98,5 млн. посетителей. Для сравнения: 20 топовых парков развлечений приняли 184,1 млн. людей, 20 самых популярных аквапарков – 25 млн.
Топ-20 музеев мира
№ | Музей | Местонахождение | Посещаемость | Вход |
Лувр | Париж, Франция | 9 720 000 | Платный | |
Национальный музей природы | Вашингтон, США | 7 600 000 | Свободный | |
Национальный аэрокосмический музей | Вашингтон, США | 6 800 000 | Свободный | |
Музей искусств Metropolitan | Нью-Йорк, США | 6 116 000 | Платный | |
Британский музей | Лондон, Великобритания | 5 576 000 | Свободный | |
Галерея современного искусства Tate | Лондон, Великобритания | 5 319 000 | Свободный | |
Национальная галерея | Лондон, Великобритания | 5 164 000 | Свободный | |
Музеи Ватикана | Ватикан | 5 065 000 | Платный | |
Американский музей природы | Нью-Йорк, США | 5 000 000 | Платный | |
Музей Природы | Лондон, Великобритания | 4 936 000 | Свободный | |
Национальный музей истории Америки | Вашингтон, США | 4 800 000 | Свободный | |
Императорский дворец-музей | Тайбэй, Тайвань | 4 361 000 | Платный | |
Национальная галерея искусств | Вашингтон, США | 4 200 000 | Свободный | |
Национальный музей Китая | Пекин, Китай | 4 100 000 | Свободный | |
Центр Помпиду | Париж, Франция | 3 800 000 | Платный | |
Музей Орсе | Париж, Франция | 3 579 000 | Платный | |
Музей Виктории и Альберта | Лондон, Великобритания | 3 232 000 | Свободный | |
Национальный музей Кореи | Сеул, Республика Корея | 3 128 000 | Свободный | |
Геологический музей Китая | Пекин, Китай | 3 000 000 | Платный | |
Музей Науки (Южный Кенсингтон) | Лондон, Великобритания | 2 990 000 | Свободный |
В Европе во многих музеях свободный вход, что способствует росту посещаемости. Государственная политика Великобритании относительно того, что в государственных музеях должен быть бесплатный вход, позволила им доминировать в списке самых популярных. Музей Виктории и Альберта в Лондоне в 2012 г. имел самую высокую посещаемость за всю историю, благодаря проведению нескольких специальных выставок-блокбастеров, посвященных дизайну. Среди них – британский дизайн, выставка костюмов Голливуда и выставка британских бальных платьев.
Причиной всплеска посещаемости также были существенные обновления музеев: открытие новых выставок или целых крыльев. В Лувре отрылось крыло исламского искусства. А реконструкция стоимостью 47 млн. фунтов позволила Национальному музею Шотландии увеличить посещаемость в три раза.
Топ-20 музеев Европы
№ | Музей | Местонахождение | Посещаемость | Вход |
Лувр | Париж, Франция | 9 720 000 | Платный | |
Британский музей | Лондон, Великобритания | 5 576 000 | Свободный | |
Галерея современного искусства Tate | Лондон, Великобритания | 5 319 000 | Свободный | |
Национальная галерея | Лондон, Великобритания | 5 164 000 | Свободный | |
Музеи Ватикана | Ватикан | 5 065 000 | Платный | |
Музей Природы | Лондон, Великобритания | 4 936 000 | Свободный | |
Центр Помпиду | Париж, Франция | 3 800 000 | Платный | |
Музей Орсе | Париж, Франция | 3 579 000 | Платный | |
Музей Виктории и Альберта | Лондон, Великобритания | 3 232 000 | Свободный | |
Музей Науки (Южный Кенсингтон) | Лондон, Великобритания | 2 990 000 | Свободный | |
Государственный Эрмитаж | Санкт-Петербург, Россия | 2 882 000 | Платный | |
Национальный музей Прадо | Мадрид, Испания | 2 830 000 | Платный | |
Городок науки и промышленности | Париж, Франция | 2 641 000 | Платный | |
Музей королевы Софии | Мадрид, Испания | 2 572 000 | Платный | |
Тауэр | Лондон, Великобритания | 2 444 000 | Платный | |
Национальная портретная галерея | Лондон, Великобритания | 2 097 000 | Свободный | |
Национальный музей Шотландии | Эдинбург, Шотландия | 1 894 000 | Свободный | |
Галерея Уффици | Флоренция, Италия | 1 769 000 | Платный | |
Галерея британского искусства Тэйт | Лондон, Великобритания | 1 534 000 | Свободный | |
Третьяковская галерея | Москва, Россия | 1 492 000 | Платный |
Китай планирует построить 1000 новых музеев в течение ближайших 10 лет и к 2020 году довести их посещаемость до 1 млрд. человек в год. Китайское правительство недавно приняло закон, согласно которому вход в музеи в стране будет бесплатным. Музеи медленно развиваются от простой демонстрации древностей в заведения с более клиент-ориентированными, интерактивными выставками, что позволяет использование технологий.
Лидирующие художественные музеи также собирают мощный поток туристов. Часть крупнейших музеев Северной Америки являются бесплатными и входят в состав Smithsonian Institution.
Крупнейшие музеи Нью-Йорка, включая Американский природоведческий музей, Метрополитен и MoMA, привлекают массу иностранных посетителей.
Обновления и новые выставки остаются важным фактором. Например, размещение шаттла Endeavor помогло Калифорнийскому научному центру увеличить в прошлом году посещаемость до 2 млн. человек.
Музеи являются влиятельными генераторами культурного капитала. Общины и избираемые должностные лица (в городах, где проводилось исследование) рассматривают музеи как способ оживить прилегающие территории. Исследования подтверждают их социальный и экономический эффект.
Исследование зафиксировало прямую связь между успехами культуры и искусств с одной стороны, и региональными экономическими успехами с другой. Было обнаружено, что музеи являются локомотивами экономического развития и ревитализации местных сообществ способом, который выходит далеко за рамки оценки обычного экономического эффекта.
Музеи поддерживают креативные индустрии и играют большую роль, помогая городам привлечь хорошо образованную рабочую силу – «креативный класс», и те виды бизнеса, в которых эти люди заняты.
Связь между экономикой и музеями подчеркивают многие современные исследования. В книге «Экономика Уорхола: Как мода, искусство и музыка развивали Нью-Йорк» Элизабет Керрид отмечает, что индустрия культуры и искусств, четвертая по числу занятых в Нью-Йорке, является конкурентным преимуществом города и играет значительно большую роль в поддержке местной экономики, чем финансовая индустрия.
В отчете приведена цитата из World Culture Report 2012: «Выдающиеся возможности культуры и экономические успехи все больше выглядят взаимосвязанными. Города с исторически сильным культурным спектром, такие как Лондон, Париж, Нью-Йорк, рассматривают культуру как жизненно важную часть их экономического усиления. Во-первых, коммерческие формы культуры – креативные индустрии – составляют значительную и растущую часть экономики больших городов. Бросая вызов другим секторам экономики, креативные индустрии являются большим источником рабочих мест, продукции на экспорт и поступлений от налогов, что должны понимать лица, формирующие политику в обоих секторах - и в культуре, и в экономике. Второй вклад культуры в городскую экономику, если уж на то пошло, более фундаментальный. Культура во всем разнообразии её форм является центром того, что делает город притягательным для образованных людей и, следовательно, для бизнесов, в которых они заняты. В глобальной «экономике знаний» наличие хорошо образованной рабочей силы – это ключ к успеху. Богатая и живая культура таким образом становится прямым источником экономического успеха».
Если бы я был CEO такого музея, то я бы переформатировал традиционный взгляд на музей, как на большой склад, по которому проводят экскурсии, а стал бы его рассматривать как центр предпринимательской культуры. Я бы пригласил туда бизнес-тренеров, пусть проводят в тематических залах тематические семинары и тренинги.
Еще, я бы написал письма всем олигархам из ТОП 100 FORBES, поставил эти письма в рамки, указав, кто, как и чем из сегодняшних Купцов реально откликнулся. Ну и третье, раз в две недели я бы делал закрытые пресс-пати для журналистов деловых изданий. Первая и третья пятница месяца, после 18 часов все посетители уходят, вход только акредитванным журналистам (типа ночи музеев). Ставил бы им ведро чаю, и пусть до 21 часа общаются между собой. А после того, как они пропиарят это пресс-пати, сделал бы то же самое, но во вторую и четвертую пятницу и уже за какие-то значимые деньги для гостей (при этом круг аккредитованных можно мало-мало урезать). Повторюсь - главное, перестать смотреть на музей советскими глазами».
Предоставление площадей в аренду, в том числе для проведения многочисленных предпринимательских и стартап событий. Многие мероприятия проходят в будние дни вечером, поэтому здесь не будет конкуренции с другими программами музея, которые в основном должны проводиться в выходные дни; продажа связанной продукции, также через интернет-магазин (литература, вещи, связанные со знаменитыми предпринимателями и меценатами); небольшое кафе, если позволяют площади. Хотя бы поставить хорошую кофе-машину и добавить снеки (малозатратно, мало места, просто и прибыльно). Просто необходимо, если устраивать лекторий; гранты, конкурсы: 1. «Меняющийся музей в меняющемся мире». 2. Конкурс грантов для музеев и библиотек EMC Heritage Project.
Финансовый менеджмент: Необходимо переходить от системы «что вышло, то вышло» к постановке финансовых целей, стратегии их достижения и регулярной обратной связи. Должно быть понятно, какие продукты и какие объемы продаж позволят достигнуть финансовых целей, насколько эти цели выполнимы. Ежемесячно отслеживать финансовые результаты, и корректировать стратегию.
Финансовый анализ: Издержки – предположим, около 350 тыс. руб. (включая аренду и зпл ключевых сотрудников). Могут возрасти с внедрением новых программ, но не должно быть существенного увеличения – предположим до 500 тыс. руб.
Целевая выручка – 1 млн руб. Базовый расчет необходимого уровня цен и загрузки музея: при средней цене на билет в 1000 руб., нужно 1000 посещений в месяц. Учитывая, что львиная аудитория платежеспособной аудитории приходит в выходные (80-90%), это должно быть 100 человек за один выходной. Это 10 сеансов, группы по 15-20 человек (с учетом не 100% загрузки по сеансам и по группам).
Расширить аудиторию: Новая аудитория: основной фокус на платежеспособной аудитории с интересом к предпринимательству и бизнесу.
Деловая аудитория: Удобные часы посещения (СБ и ВСКР обязательно, с 12 до 22.00. В будни можно работать два дня в неделю, несколько часов); маркетинг на целевую аудиторию; продвижение на целевых сайтах, в путеводителях, журналах, блогах (через тематические статьи об истории предпринимательства и личностях, а не прямая реклама музея); маркетинг отдельных программ (во вторую очередь самого музея). Успешный пример –
«Бункер-42»; продукт: тематика, интересная современным предпринимателям; иностранная аудитория: история бизнеса в России может быть интересна иностранцам (в первую очередь, долго живущим или работающим в России, нежели туристам). Перевести все названия на английский язык. Сайт на английском. Аудиогиды на русском и английском.
Текущая аудитория: Школьная и студенческая аудитории: познавательные программы по истории и предпринимательству могут быть интересны для молодежи. Данная аудитория может быть интересна с точки зрения социальной значимости музея. Минус – низкая платежеспособность. Семейная аудитория: данная аудитория не может рассматриваться как целевая с учетом тематики музея. Скорее, это случайные клиенты.
Найти новых партнеров: Партнерство с организациями, которые могут привлечь целевую аудиторию и сделать привлекательный продукт. В частности, бизнес-инкубаторами и клубами, передовыми музеями (в т.ч. международными), у которых можно перенимать опыт и делать совместные программы. Сообщество стартаперов, бизнес-молодежь. Вести совместные проекты: индивидуальные консультации для бизнеса, бизнес-уроки.
Быть «модным» местом: Попасть в тренд «Стартап», который сейчас очень популярен. Показать все на примере дореволюционных предпринимателей.
Продукт: Интерактивные и игровые программы. В музеи давно уже не ходят только смотреть экспонаты под стеклом. Самые успешные музеи одновременно образовывают и развлекают. Примеры в мире: у Таганки
«Бункер-42», Лекторий Политехнического музея, особенно на волне популярности предпринимательства и стартапов среди молодежи. Можно перевести опыт дореволюционных предпринимателей на современный бизнес-язык: например, как они решали наиболее актуальные задачи, как наращивали бизнес, почему было так популярно меценатство, взаимодействие с властью, параллели с современным бизнесом, и отличия, и т.д. Плюс – продукт может продаваться одновременно большому количеству участников (до 50-100 человек, в зависимости от помещения), тогда как интерактив предполагает не более 15-20 участников. К тому же, лекции – как правило, серийный, а не единичный продукт. Можно продавать не только одну лекцию, а целую серию или даже годовое членство. Минус – нужно обустраивать часть помещения под лекторий. Но можно обойтись минимумом инвестиций – стулья и экран. Продвижение лектория наиболее эффективно делать в партнерстве с успешными бизнес-инкубаторами и предпринимательскими сообществами, через тематические сайты, доказавшие свою эффективность. Также предпринимательские встречи и лекции с приглашенными гостями – популярный сейчас формат. Консультации для частных лиц при поиске и приобретении экспонатов. Плюс – это работа на самую платежеспособную аудиторию (коллекционеры, инвесторы). Минус – сложный маркетинг самого продукта и выход на целевую аудиторию.
Производство: Необходимые условия производства вышеобозначенных продуктов: сотрудники с новым мышлением (ключевая составляющая успеха), сервис музея (общение с посетителями, начиная со звонка по телефону, встречи посетителей на входе, ответы на вопросы, кафе, туалеты, кресла и т.п.), партнерство».