Богданов С.И., к.э.н., профессор

УЧЕБНЫЙ КУРС

«АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В КОММЕРЦИИ»

Богданов С.И., к.э.н., профессор

ЕКАТЕРИНБУРГ

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Организационно-правовые и организационно-экономические

формы коммерческих предприятий

1.1. Сущность коммерческой деятельности на предприятии

1.2. Организационно-правовые формы предприятий

1.3. Малые предприятия

1.4. Организационно-экономические формы объединений предприятий

II. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ И ЦЕЛИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

2.1. ЦЕЛИ И УСПЕХ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.2. ПРИБЫЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ

2.3. РОСТ, КАК ЦЕЛЬ КОМПАНИИ

2.4 Стоимость капитала акционеров, как цель компании

2.5. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,

КАК ЦЕЛЬ КОМПАНИИ.

2.6. Другие цели и задачи

2.7. ЦЕЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ГРУПП И ФАКТОРЫ,

ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЮ

2.8. РАЗРАБОТКА СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2. АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ

РАБОТАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

111. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

3.1. Управление действующим предприятием с использованием метода МВО

3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

4.1 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

СТРУКТУР КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

4.2. Организационные структуры коммерческих предприятий

в различных отраслях бизнеса

4.3. Практическая работа 4. Исследование организационных структур управления коммерческими предприятиями в России и за рубежом

4.4. Практическая работа

5. Анализ эффективности организационной

структуры действующего коммерческого предприятия

V. СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

5.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.

5.4. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

6.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИ

6.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ» ДЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА УЧАСТИЯ ПОСРЕДНИКОВ В МАРКЕТИНГОВЫХ КАНАЛАХ.

Практическая работа 6. Анализ менеджмента посредниками в коммерческих предприятиях различных отраслей.

7. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ РОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

8.1. “Центры по закупкам” и роли их участников.

8.2 Деловая ситуация. Покупка в промышленной сфере - “закупочный центр” прини­мает решение

Заключение

Список использованных источников

Введение.

Цель курса «Администрирование в коммерции» - дать представление будущим специалистам в области организации коммерческой деятельности о сложном механизме управления современной коммерческой организацией, представить новые научные и практические достижения в управлении.

Как показывает анализ, в среде экономистов нет единого подхода к определению коммерческой деятельности. Одни отождествляют её исключительно с торговой деятельностью, другие рассматривают коммерческую деятельность как комплекс, включающий процессы обращения товаров, в том числе осуществляемых и на промышленных предприятиях. Автор настоящего курса придерживается подхода, изложенного им в курсе «Экономические проблемы эффективности коммерческо-посреднической деятельности», считая, что коммерческая деятельность как объект управления осуществляется и в розничных и оптовых торговых предприятиях, а также на промышленных предприятиях различных отраслей.

Как показывает опыт, в управлении коммерческой деятельностью отечественных предприятий существует большое количество проблем, снижающих эффективность их функционирования. Если сформулировать эти проблемы обобщенно, то они сводятся: во-первых, к недостаточному использованию современных достижений в технике менеджмента, и, во-вторых, в отставании практического менеджмента от процессов демократизации, проходящих в нашей стране и других развитых странах.

I. Организационно-правовые и организационно-экономические формы коммерческих предприятий.

Чисто торговые (коммерческие)- это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи. Это - организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, таких как страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.

Производственные процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение товарных запасов, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других. Главная их особенность – гетерогенный (изменчивый) характер, т.е. непосредственная приспособленность к конкретным потребностям покупателей. В этом состоит их отличие от производственных процессов на промышленных предприятиях, которые имеют стандартизированный характер.

Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие реальные стоимости.

Рис. 2.1. Классификация коммерческих предприятий

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2014 г., в ГК РФ внесен ряд изменений. В частности, с указанной даты из ГК РФ исключаются положения о закрытых акционерных обществах. Это связано с тем, что вместо открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.

Публичным будет признаваться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Сроки внесения изменений в устав и наименование общества законом не установлены. Согласно Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу этого закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации (свидетельства о регистрации права и т.п.), в связи с изменением наименования не требуется.

Согласно Закона об АО акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Иных требований к печати акционерного общества законодательством не установлено.

Фирменное наименование коммерческой организации определяется в ее учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Одной из существующих организационно-правовых форм предприятий является частное индивидуальное (ИЧП). Частное предприятие - это собственность одного человека, который несет всю ответственность за его деятельность, К ИЧП относятся и семейные предприятия, принадлежащие членам одной семьи на праве долевой собственности. Такие предприятия могут создаваться как за счет приватизации существующих предприятий (государственных и муниципальных), так и путем создания новых.

Производственные кооперативы создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной или иной деятельности, не противоречащей законодательству и основанной на личном трудовом участии членов и объединении их паевых взносов. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Оно избирает исполнительные органы управления: правление, ревизионную комиссию и т.д. При числе членов более 50 в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, который должен осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов кооператива - правления и его председателя.

Коммерческие предприятия могут иметь организационную форму унитарного государственного или муниципального предприятия. Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом России, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Директор такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива. Унитарные предприятия образуются в двух формах:

Казенные.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создаётся по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, когда его действия привели к несостоятельности унитарного предприятия.

Товарищество на вере, или коммандитное, состоит из двух групп участников. Одна группа – полные товарищи. Она управляет делами предприятия. Другая - вкладчики - коммандисты отстранены от ведения дел и сохраняют право только на получение дохода на свои вклады.

Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью - организационно-правовые формы предприятий, введенные Гражданским кодексом РФ вместо товарищества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (разновидность объединения капиталов) не требует личного участия своих членов в делах общества. Участники общества несут риск убытков в размере внесенных ими вкладов.

В отличие от ООО, участники общества с дополнительной ответственностью несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Основная черта акционерного общества – заключается в том, что его уставной капитал делится на определенное число одинаковых долей, и каждая из них воплощена в акции. Большая часть работающих в настоящее время АО создана в результате приватизации.

Высшим органом управления АО является общее собрание его акционеров. Только к компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

· изменение уставного капитала общества и его устава;

· образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров;

· избрание членов совета директоров, ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

· утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов прибылей и убытков;

· распределение прибыли;

· решение о реорганизации и ликвидации общества.

Совет директоров создается в АО с числом акционеров более 50. Исполнительный орган АО может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единоличным (генеральный директор, директор). Он руководит деятельностью общества и подчиняется совету директоров и общему собранию акционеров.

Дочерни и зависимые общества. В хозяйственной практике могут иметь место так называемые дочерние и зависимые общества. Дочерним является такое общество, в уставном капитале которого преобладает другое (основное) хозяйственное общество или товарищество, имеющее возможность влиять на принятие решений в дочернем обществе. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Хозяйственное общество признаётся зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В России малое предпринимательство получило развитие после принятия в 1991 г. “Закона о собственности”, который предусматривал право предпринимателям на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законом. В 1995 г. вступил в действие Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”. Этим законом определены субъекты малого предпринимательства, которыми являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации. Этим законом предусмотрены также критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Количество работников в малом предприятии (с учетом состоящих в штате, по совместительству и по гражданско-правовым договорам) не должно превышать:

· в промышленности, строительстве и на транспорте- 100 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения- 30 человек;

· в оптовой торговле, остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности- 50 человек.

К субъектам малого предпринимательства относятся также предприятия, доля участия, в уставном капитале которых РФ, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25 %.

В России на сегодняшний день действует около миллиона малых предприятий. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная собственность. Сегодня действует Федеральный закон «О малом предпринимательстве в Российской Федерации» от 2008 года.

Статья 2 Закона«Субъекты малого предпринимательства» определяет:

1. К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

- совокупный размер годовой валовой выручки не превышает шестидесяти миллионов рублей;

- средняя численность работников (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) за календарный год для хозяйствующих субъектов, занятых строительством, добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, не должна превышать 100 человек;

- средняя численность работников (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) за календарный год для хозяйствующих субъектов, занятых иными видами экономической деятельности, не должна превышать 50 человек.

2. В целях применения настоящего Закона под годовой валовой выручкой понимаются доходы, полученные за последний налоговый период (календарный год) и учитываемые для целей налогообложения в соответствии со статьями 249-251 Налогового Кодекса Российской Федерации.

3. В целях применения настоящего Закона виды деятельности юридических лиц определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Основной вид деятельности юридических лиц, осуществляющих несколько видов деятельности, определяется по критерию того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализациипродукции (услуг).

4. Субъекты малого предпринимательства - юридические лица представляют в органы государственной статистики единую форму государственного статистического наблюдения, содержащую необходимый минимум показателей, характеризующих их деятельность, необходимый для государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для субъектов малого предпринимательства дополнительные формы государственной статистической отчетности.

Рис. 2.2. Общая схема классификации типов хозяйственных объединений предприятий, функционирующих в экономике России

В соответствии с Гражданским кодексом РФ ассоциации и союзы обладают следующими правами:

· члены ассоциаций и союзов сохраняют свои права юридического лица и самостоятельности;

· ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов;

· участники вправе выйти из него по окончании финансового года;

· в ассоциацию может быть принят новый участник;

· члены союза вправе пользоваться его услугами;

· координация деятельности членов ассоциации (союза) осуществляется в сфере управленческих решений.

По ГК РФ к некоммерческим организациям отнесён и потребительский кооператив, так как основной целью его деятельности является не извлечение прибыли, а организация хозяйственной и другой деятельности с целью удовлетворение материальных и иных потребностей его членов. Хотя потребительский кооператив по своей цели отнесён к некоммерческим организациям, для того чтобы достичь этой цели, потребительские кооперативы должны заниматься коммерческими функциями, получать необходимую прибыль для безубыточной работы (самофинансирования) и за счёт этой прибыли улучшать материальное положение своих членов. Поэтому потребительские кооперативы, входящие в систему потребительской кооперации, было бы правильнее относить к полукоммерческим организациям.

Консорциум - это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Консорциумы создаются в основном для реализации крупномасштабных проектов, осуществление которых требует объединения финансовых, технических средств и организационных усилий. Соглашение о консорциуме может быть заключено с целью участия в международных торгах, оказания особого рода услуг, в процессе реконструкции и модернизации промышленных объектов, создания объектов за рубежом. Действие консорциума может иметь разовый характер (при строительстве объекта), кратковременный и долговременный. Консорциум может быть создан в одной из существующих организационно-правовых форм.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения НТП.

ФПГ в России образуются с целью преодоления кризиса в отечественной экономике. Создание ФПГ с участием предприятий России и СНГ позволит сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой организационно-экономической основе интеграционные процессы.

Формирование ФПГ в России регламентируется следующими документами:

В конце 1997 г. в России существовало 72 ФПГ, объединяющих 1500 предприятий и организаций. Это “Интеррос”, “Нижегородские автомобили”, “Танако”, “Славянская бумага”, межгосударственная ФПГ находящаяся под юрисдикцией России и Украины “Транснациональная алюминиевая компания” и многие другие.

Большое распространение в последние годы в России получило такое хозяйственное объединение предприятий, как холдинг. Холдинг – это предприятие любой организационно-правовой формы, владеющее акциями других компаний. Российские нормативные акты предусматривают два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый). Финансовыми считают холдинг, более 50 % капитала которого составляют ценные бумаги других предприятий и другие финансовые активы, основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности финансовый холдинг не имеет права, поскольку он объединяет капиталы, а не предприятия. Поэтому этот холдинг по своему существу не является объединением предприятий.

Смешанный холдинг характеризуется тем, что его материнская компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Холдинги смешанного типа больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий. Холдинги такого типа могут также выполнять функции генерального подрядчика, осуществлять научно-техническую и коммерческую деятельность, координировать конверсию оборонных производств, заниматься внешнеэкономической деятельностью от имени дочерних предприятий. Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, допускаемой законодательством. Наиболее часто в мировой практике холдинг - это АО – закрытого типа или ООО. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они способны реально увеличить масштабы хозяйственной деятельности предприятий. Цели создания холдингов смешанного типа состоят в следующем:

Обеспечение необходимых объемов производства конкурентоспособной продукции и поддержание устойчивого функционирования технологически связанных предприятий, НИИ, технологических и конструкторских организаций.

Консолидация результатов хозяйственной деятельности группы предприятий, обеспечивающая снижение их совокупных налоговых платежей, что достигается использованием внутренних цен, позволяющих покрыть убытки одних предприятий холдинга прибылями других дочерних фирм, благодаря чему общая сумма налоговых платежей может сократиться.

Освоение новой продукции и расширение масштабов производства на основе развития связей между дочерними предприятиями. В российских условиях большое значение имеет такая цель, как эффективное осуществление скоординированной программы конверсии оборонных производств.

Важная особенность холдинга в том, что он через разветвленную систему участия контролирует промышленный (или финансовый) капитал, во много раз превышающий его собственный. При этом механизм контроля проявляется в следующем порядке: полученные путем выпуска акций средства холдинга вкладываются в акции тех предприятий, которые имеют особый интерес для холдинга. Размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм.

Экономический механизм хозяйственных объединений предприятий имеет определенную специфику в области сбыта готовой продукции и материально-технического обеспечения. Специфика в области сбыта проявляется в том, что наиболее важные виды договоров могут осуществляться в централизованном порядке - через головную компанию объединения. Используя преимущества концентрации производства, а также специализации, объединения могут эффективно внедрять новые виды продукции, повышая свою конкурентоспособность. Более эффективно может осуществляться продвижение товаров предприятий на международные рынки благодаря специализации определенных структур на решении этих задач.

Особенности материально-технического обеспечения проявляются в централизации некоторых (наиболее важных) функций закупки материальных ресурсов в рамках головной компании, что дает экономический эффект при приобретении крупных партий однородных материальных ресурсов, необходимых для многих предприятий объединения. Экономическая эффективность достигается также за счет создания в рамках хозяйственного объединения замкнутой технологической цепи предприятий-поставщиков и субпоставщиков сырья и комплектующих изделий.

II. Законодательное регулирование менеджмента коммерческих предприятий в России.

ЦЕЛИ И УСПЕХ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Для оценки работы предприятий и мотивации руководителей и сотрудников компании используются различные критерии. Степень достижения поставленной цели определяется по нескольким показателям. Ограничение их числа оправдано только в том случае, когда они являются взаимоисключающими. Высокая результативность работы предприятия, определяемая по одному-двум показателям, отнюдь не является гарантом успешного продолжения деятельности компании в будущем. Основная причина этого кроется в том, что экономические показатели ориентированы на одну из заинтересованных групп. Например, увеличение рыночной стоимости акций компании выгодно её собственникам, но степень капитализации фирмы не особенно интересует её менеджеров, сотрудников или местное сообщество. Аналогично, быстрый рост объёма продаж благоприятно воспринимается управляющими, однако риски акционеров компании возрастают, а доходы – уменьшаются. Чем сильнее менеджмент стремится к высочайшей эффективности работы, определяемой по одному показателю, тем серьёзнее становятся противоречия представителей заинтересованных в деятельности компании групп, возрастает угроза нарушению стабильной деятельности предприятия. Рассмотрим основные финансово-экономические цели коммерческих предприятий.

ПРИБЫЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ.

Достижение высокой прибыльности считается важнейшей задачей, которую ставят перед своими сотрудниками руководители фирм. Иногда показатель задаётся как абсолютное значение прибыли, но чаще – как финансовые коэффициенты, такие как доход в расчёте на акцию, норма возврата инвестиций, или доход на акционерный капитал. Подобного рода цели обычно устанавливаются по результатам работы за прошедший период и на основе сравнения с другими фирмами, занимающимися аналогичной деятельностью. Эффективность работы относительно заданного уровня прибыли определяется не реже, чем раз в год, а чаще ежеквартально или еженедельно.

Прибыльность принято считать основным показателем успешной работы подразделения или компании в целом, который в дальнейшем учитывается её руководителями при начислении премий сотрудникам. В табл. 1. сведены результаты исследований целей и задач, которые ставят перед своими сотрудниками менеджеры американских и японских фирм.

Таблица 1.- Цели и задачи компаний в США и Японии (составлена таблица по данным опросов высшего менеджмента компаний)

  Степень важности
Цели и задачи США Япония
Норма возврата инвестиций 2,43 1,24
Прирост капитала акционеров 1,14 0,02
Увеличение доли рынка 0,73 1,43
Коэффициент рентабельности 0,21 1,06

Американские руководители высшего звена чрезмерно увлекаются постановкой задач получения как можно более высоких показателей нормы возврата инвестиций, не уделяя при этом должного внимания показателю прироста акционерного капитала. В противоположность им японские предприниматели придают равное значение норме возврата инвестиций, доле рынка и необходимости разработки новых товаров. Главная причина такого высокого рейтинга прибыли или дохода в фирмах США и Великобритании заключается в том, что они являются основными критериями оценки результативности работы компании фондовым рынком.

Несмотря на популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны известны. Во-первых, манипулирование показателями прибыли с целью сокрытия фактических результатов не составляет труда для финансовых управляющих, что часто и происходит на практике. Используя различные, при этом абсолютно законные, методы учёта амортизации, оценки стоимости имущества, отчислений на НИОКР, валютных операций, приобретаемых активов, реальные убытки легко трансформируются в «бумажную» прибыль и наоборот.

Руководство фирмы может легко изменять по своему усмотрению такие виды расходов, как расходы на рекламу, на ремонтные работы, на научно-исследовательские разработки и подготовку специалистов. Расходы, размер которых может устанавливаться произвольно, в зависимости от политики фирмы, принято называть дискреционными.

Сравните размер дискреционных расходов за текущий период с предшествующим периодом, со средними нормами по отрасли, с ожидаемыми расходами на эти цели в последующие периоды. Помните, что неоправданное сокращение дискреционных расходов означает снижение качества прибыли, так как такие расходы необходимы для развития бизнеса. В аналитических целях может быть полезным использование таких показателей, как отношение дискреционных расходов к объёму продаж и дискреционных расходов к активам. Для сравнения размера дискреционных расходов с их величиной в предыдущем и последующем периодах используются индексные показатели. Пример 1. показывает, как это нужно делать.

ПРИМЕР 1.Взаимосвязь между затратами на научно-исследовательские разработки и объёмом продаж за 2001-2003 годы представлена следующим образом:

Показатели
Объём продаж, у.е.
Затраты на НИР, у.е.
Соотношение затрат на НИР к объёму продаж 0,10 (норматив) 0,12 0,075
Нормативный размер затрат на НИР
Изменение чистой прибыли,у.е. - -3000 +2000

Если принять расходы на НИР в 2001 году за 100 %, то в 2002 году этот показатель будет равен 150 (18000/12000), а в 2003 году – 50 (6000/12000). В данном случае имеет место негативная тенденция в развитии фирмы, так как ассигнования на НИР в 2003 году оказались меньше, чем в предшествующем периоде. При этом, в 2002 году прибыль фирмы была занижена на 3000 у.е., а в 2003 - завышена на 2000 у.е.

Пример. Для рассмотрения взаимосвязи между финансовой структурой компании и прибылью, получаемой на инвестиции акционеров, сравним две компании, которые имеют 300000 долл. операционной прибыли. Обе компании имеют общие суммы активов по 800000 долл., однако, у них разные структуры капитала. У одной компании нет долгов; другая использует заёмные средства в размере 400000 долл.

Таблица 1.- Сравнительная структура капитала компаний А и Б, долл.

Структура капитала А Б
Всего активов
Всего обязательств -
Акционерный капитал
Всего обязательств и акционерного капитала

Фирма Б выплачивает 10% ставку за заёмные средства. Сравнительные отчеты о прибылях и убытках, а также рентабельность акционерного капитала для А и Б представлены в табл.2.

Таблица 2. – Сравнительные отчеты о прибылях и убытках и рентабельность акционерного капитала компаний А и Б, долл., %

Показатели А Б
Операционная прибыль
Расходы на выплату процентов - (40000)
Прибыль до налогообложения
Налоги (30% принято) (90000) (78000)
Чистая прибыль после налогообложения
Рентабельность акционерного капитала 26,25% 45.5%

Показывать большую прибыль после налогообложения, владельцы компании Б получают более высокую прибыль на свои инвестиции. Это сравнение показывает преимущества, которые можно извлечь из использования долговых обязательств – до определенного предела. Слишком большие долги могут увеличить финансовый риск компании и, следовательно, стоимость финансирования.

При этом повышаются доходы на акцию, однако их стоимость вследствие возрастания финансовых рисков снижается. Кроме того, далеко не все ориентирующиеся на показатели прибыли экономисты всегда учитывают, что увеличение рентабельности должно сопровождаться возрастанием денежных потоков. Нередко рост прибыли является предвестником грядущего дефицита денежных средств компании.

И, наконец, самое главное, прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем. Сосредоточение основного внимания на рентабельности как на важнейшей задаче неизменно порождает «близоруких» руководителей, стремящихся пожертвовать долгосрочной конкурентоспособностью фирмы во имя текущей прибыли. Управляющие понимают, что «раздуть» текущие поступления путём повышения цен, снижения издержек, уменьшения ассигнований на разработку новых товаров, поддержку торговых марок и сокращения инвестиций отнюдь не сложно. Часто совет директоров тратит год или два на «обдумывание» действий, которые необходимо предпринять, чтобы «развернуть предприятие в другую сторону». На самом деле большинство программ, направленных на повышение прибыли, является не чем иным, как «выжиманием последних соков» из имеющихся средств. Резкое увеличение прибыли скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении её деятельности.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ И ПРИМЕР ИХ РАСЧЕТА

Для оценки деятельности компаний, различающихся по размерам и характеристикам, необходим сравнительный анализ прибыли. Для этой цели обычно используется показатель прибыли на продажи (ROS), получаемый путём деления чистой прибыли на объём продаж (например, 13/330 = 3,9 %). Он особенно полезен для сравнения компаний, имеющих разную величину и сходную структуру. Однако не следует полагаться на данный показатель в тех случаях, когда объёмы инвестиций сравниваемых компаний различаются.

Для анализа финансовой деятельности компании наиболее часто используется показатель нормы возврата инвестиций (ROI), позволяющий сравнивать прибыль и объём инвестиций, необходимых для её получения. Выделяют три показателя прибыльности:

1. Доход на акционерный капитал (ROE) = Чистая прибыль/Акционерный капитал*100 %

Показатель (ROA) имеет особое значение для менеджеров компании, задача которых заключается в получении прибыли на все фонды, на все инвестированные в компании средства акционеров или кредиторов.

3. Прибыль на используемый капитал (ROCE) = Чистая прибыль/Чистые активы*100 %

Используемый капитал (нетто-активы) включает в себя основной капитал и чистые текущие активы (текущие активы за вычетом краткосрочных обязательств). Из балансового отчёта следует, что чистые активы равняются сумме акционерного капитала компании и долгосрочной задолженности.

Таблица 1. Отчёт о прибылях и убытках компании «АРС».

Показатели Млн. руб.
Объём продаж
Переменные издержки -235
Валовая прибыль
Постоянные издержки:  
Производство -28
Продажи и управление -53
Операционная прибыль
Платежи по процентам -1
Чистая прибыль до налогообложения

Таблица 2. Балансовый отчёт компании «АРС». (млн. руб.)

Наши рекомендации

Активы